Напоминание

Психологическое сопровождение детей


Автор: Трофимова Василиса Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР-д/с № 10 "Кырачаан ымыылар"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическое сопровождение детей

Трофимова В. В. - педагог-психолог

Психологическое

здоровье

является

очень

важным

условием

полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической

работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка. Что же

включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в

научной лексике был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что

психологическое здоровье является необходимым условием полноценного

развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности.

Основным условием нормального психосоциального развития признается

спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая родителями и

педагогами.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые

потенциальные

достижения.

Это

период

овладения

социальным

пространством

человеческих

отношений

через

общение

с

близкими

взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Основные задачи педагога - психолога, работающего с детьми

дошкольного

возраста,

связаны

с

психологическим

сопровождением

естественного

развития

ребенка,

которое

включает

развитие

основ

произвольности психических процессов у детей и тренировку психических

процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными,

поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-

педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии

предполагает организацию развивающих либо коррекционно-развивающих

занятий.

Фактически ребенок дошкольного возраста воспринимает социальное

окружение

во

многом

через

игру,

которая

раскрывает

ему

смысл

взаимоотношений

между

людьми

в

различных

ситуациях.

Занятия

проводятся

в

игровой

форме.

Ведь

игра

является

ведущим

видом

деятельности детей дошкольного возраста, которая оказывает решающее

влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Мы считаем

следующие функции, которые выполняет игра в развитии ребенка:

- позволяет ребенку осваивать различные формы поведения, общения,

речи поскольку она разворачивается в безопасном для него окружении;

- представляет собой моделирующую деятельность, поэтому на

доступном ребенку материале воссоздаем различные проблемные ситуации;

- развивает познавательную сферу ребенка;

- является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка.

Для проведения занятий необходима соответствующее помещение чтоб

ребенок мог в полной мере проявить активность и выражать себя в разных

видах деятельности.

Для

успешной работы педагога - психолога в

образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и

обеспечить необходимым инструментарием. Кабинет можно рассматривать

как своеобразное поле взаимодействия педагога - психолога с детьми разного

возраста, их родителями и педагогами.

Наш кабинет педагога – психолога расположен на первом этаже детского

сада, в левом крыле здания. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не

вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в

кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует

нормам Сан Пин. Площадь помещения освещена равномерно.

С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога

помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых

имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

Рабочая

зона

необходима

для

организационно-планирующей

деятельности педагога - психолога.

Зона

индивидуальных и

подгрупповых

занятий

– предполагает

непосредственное взаимодействие психолога с детьми.

Консультативная

зона

пространство

для

взаимодействия

с

родителями и педагогами.

Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.

Посещая психолога, дети должны думать, что они ходят просто

поиграть. По дороге на занятия говорим, что мы идем играть. Какую бы

задачу ни решал педагог - психолог, занятие должно начинаться с

расслабления ребенка. Методы релаксации связанное с физическими

упражнениями - расслабление мышц, «сон», с дыханием, с искусством.

Например, если тело ребенка напряжено, он скован и внутренне. Можно

попросить ребенка закрыть глаза и вообразить, что он отправляется в какое –

нибудь знакомое и привлекательное для него место. Через некоторое время

можно попросить ребенка вернуться в комнату. Это упражнение снимает

напряжение,

делает

ребенка

расслабленным

и

вновь

способным

к

деятельности. При работе с группой детей можно попросить их закрыть

глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что они

попали в ситуацию, предшествовавшую занятию. Затем попросить детей

мысленно завершить все недоделанные дела, вернуться в группу и медленно

открыть глаза. Это упражнение не только снижает напряжение, но и

подготавливает ребенка к смене деятельности.

В начале группового занятия следует договориться с дошкольниками о

правилах, которые обеспечат безопасность детей. Если ребенок хочет

нарушить какое – либо правило, то следует озвучить его желание, повторить

запрет и обсудить альтернативные варианты поведения. Также можно ввести

внешние средства, которые помогут детям соблюдать различные правила

(например, жребий, очередность и др.).

При работе с ребенком самой важной и сложной является задача

установления

контакта.

Взрослый

в

процессе

работы

с

ребенком

рассматривает его игру как закодированную речь, в которой представлены

проблемы, с которыми он столкнулся. Игротерапия позволяет решить

большое количество проблем, с которыми может столкнуться ребенок.

Подобные занятия особенно полезны для детей, имеющих проблемы в

познавательной сфере, коммуникативные проблемы, испытывающих тревогу

и страх, проявляющих агрессию в отношении сверстников. Необходимо

учесть возрастные особенности.

В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в нашем

детском саду проводятся развивающие занятия. В основе данных занятий

лежит программы групповых занятий, разработанные Ю. Е. Веприцкой для

детей среднего дошкольного возраста и А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой для

детей старшего дошкольного возраста направленные на преодоление

сложностей в познавательной и эмоционально – личностной сферах в неделю

один раз. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся управлять

своими чувствами. Так как в это время дети живут в мире эмоций и чувств.

Для них подходят развивающие занятия Ю. Е. Веприцкой. Где используем

подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию,

арттерапию, релаксационные упражнения. Дети старшего дошкольного

возраста учатся преодолевать сложности в познавательной и эмоционально-

личностной сферах. И мы используем методы и приемы А. Н. Веракса, М. Ф.

Гуторовой направленные на обучение положительному самоотношению и

принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а также

формирование потребности в саморазвитии.

Таким образом, в работе с детьми с нарушениями в познавательной и

эмоционально-волевой сферы особенно важна регулярность занятий. Данные

занятия способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья

детей, что является одной из важнейших задач в работе педагога - психолога

дошкольного образовательного учреждения.



В раздел образования