Автор: Трофимова Василиса Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР-д/с № 10 "Кырачаан ымыылар"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение детей
Раздел: дошкольное образование
Психологическое сопровождение детей
Трофимова В. В. - педагог-психолог
Психологическое
здоровье
является
очень
важным
условием
полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической
работы с детьми должно быть психологическое здоровье ребенка. Что же
включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в
научной лексике был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что
психологическое здоровье является необходимым условием полноценного
развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности.
Основным условием нормального психосоциального развития признается
спокойная и доброжелательная обстановка. Создаваемая родителями и
педагогами.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые
потенциальные
достижения.
Это
период
овладения
социальным
пространством
человеческих
отношений
через
общение
с
близкими
взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Основные задачи педагога - психолога, работающего с детьми
дошкольного
возраста,
связаны
с
психологическим
сопровождением
естественного
развития
ребенка,
которое
включает
развитие
основ
произвольности психических процессов у детей и тренировку психических
процессов и функций. Однако наличие детей с коммуникативными,
поведенческими и эмоционально-личностными проблемами, социально-
педагогической запущенностью, недостатками в психическом развитии
предполагает организацию развивающих либо коррекционно-развивающих
занятий.
Фактически ребенок дошкольного возраста воспринимает социальное
окружение
во
многом
через
игру,
которая
раскрывает
ему
смысл
взаимоотношений
между
людьми
в
различных
ситуациях.
Занятия
проводятся
в
игровой
форме.
Ведь
игра
является
ведущим
видом
деятельности детей дошкольного возраста, которая оказывает решающее
влияние на развитие психики в том или ином возрасте. Мы считаем
следующие функции, которые выполняет игра в развитии ребенка:
- позволяет ребенку осваивать различные формы поведения, общения,
речи поскольку она разворачивается в безопасном для него окружении;
- представляет собой моделирующую деятельность, поэтому на
доступном ребенку материале воссоздаем различные проблемные ситуации;
- развивает познавательную сферу ребенка;
- является естественной формой выражения чувств и мыслей ребенка.
Для проведения занятий необходима соответствующее помещение чтоб
ребенок мог в полной мере проявить активность и выражать себя в разных
видах деятельности.
Для
успешной работы педагога - психолога в
образовании важно грамотно организовать его рабочее пространство и
обеспечить необходимым инструментарием. Кабинет можно рассматривать
как своеобразное поле взаимодействия педагога - психолога с детьми разного
возраста, их родителями и педагогами.
Наш кабинет педагога – психолога расположен на первом этаже детского
сада, в левом крыле здания. Цвет стен и мебели спокойных тонов, которые не
вызывают дополнительного возбуждения и раздражения. Освещение в
кабинете осуществляется при помощи ламп дневного света и соответствует
нормам Сан Пин. Площадь помещения освещена равномерно.
С учетом основных направлений деятельности педагога – психолога
помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых
имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
Рабочая
зона
–
необходима
для
организационно-планирующей
деятельности педагога - психолога.
Зона
индивидуальных и
подгрупповых
занятий
– предполагает
непосредственное взаимодействие психолога с детьми.
Консультативная
зона
–
пространство
для
взаимодействия
с
родителями и педагогами.
Зона релаксации – предполагает эмоциональную разгрузку.
Посещая психолога, дети должны думать, что они ходят просто
поиграть. По дороге на занятия говорим, что мы идем играть. Какую бы
задачу ни решал педагог - психолог, занятие должно начинаться с
расслабления ребенка. Методы релаксации связанное с физическими
упражнениями - расслабление мышц, «сон», с дыханием, с искусством.
Например, если тело ребенка напряжено, он скован и внутренне. Можно
попросить ребенка закрыть глаза и вообразить, что он отправляется в какое –
нибудь знакомое и привлекательное для него место. Через некоторое время
можно попросить ребенка вернуться в комнату. Это упражнение снимает
напряжение,
делает
ребенка
расслабленным
и
вновь
способным
к
деятельности. При работе с группой детей можно попросить их закрыть
глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и представить, что они
попали в ситуацию, предшествовавшую занятию. Затем попросить детей
мысленно завершить все недоделанные дела, вернуться в группу и медленно
открыть глаза. Это упражнение не только снижает напряжение, но и
подготавливает ребенка к смене деятельности.
В начале группового занятия следует договориться с дошкольниками о
правилах, которые обеспечат безопасность детей. Если ребенок хочет
нарушить какое – либо правило, то следует озвучить его желание, повторить
запрет и обсудить альтернативные варианты поведения. Также можно ввести
внешние средства, которые помогут детям соблюдать различные правила
(например, жребий, очередность и др.).
При работе с ребенком самой важной и сложной является задача
установления
контакта.
Взрослый
в
процессе
работы
с
ребенком
рассматривает его игру как закодированную речь, в которой представлены
проблемы, с которыми он столкнулся. Игротерапия позволяет решить
большое количество проблем, с которыми может столкнуться ребенок.
Подобные занятия особенно полезны для детей, имеющих проблемы в
познавательной сфере, коммуникативные проблемы, испытывающих тревогу
и страх, проявляющих агрессию в отношении сверстников. Необходимо
учесть возрастные особенности.
В целях сохранения и укрепления психологического здоровья в нашем
детском саду проводятся развивающие занятия. В основе данных занятий
лежит программы групповых занятий, разработанные Ю. Е. Веприцкой для
детей среднего дошкольного возраста и А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторовой для
детей старшего дошкольного возраста направленные на преодоление
сложностей в познавательной и эмоционально – личностной сферах в неделю
один раз. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся управлять
своими чувствами. Так как в это время дети живут в мире эмоций и чувств.
Для них подходят развивающие занятия Ю. Е. Веприцкой. Где используем
подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, сказкотерапию,
арттерапию, релаксационные упражнения. Дети старшего дошкольного
возраста учатся преодолевать сложности в познавательной и эмоционально-
личностной сферах. И мы используем методы и приемы А. Н. Веракса, М. Ф.
Гуторовой направленные на обучение положительному самоотношению и
принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а также
формирование потребности в саморазвитии.
Таким образом, в работе с детьми с нарушениями в познавательной и
эмоционально-волевой сферы особенно важна регулярность занятий. Данные
занятия способствуют сохранению и укреплению психологического здоровья
детей, что является одной из важнейших задач в работе педагога - психолога
дошкольного образовательного учреждения.