Автор: Содыкова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №34
Населённый пункт: Приморский край с.Вольно-Надеждинское
Наименование материала: публикация
Тема: Не школьная математика
Раздел: дошкольное образование
Зачем логика маленькому ребенку? Дело
в том, что на каждом возрастном этапе
создается как бы определенный «этаж», на
котором формируются психические
функции, важные для перехода к
следующему этапу. Таким образом, навыки,
умения, приобретенные в дошкольный
период, будут служить фундаментом для
развития в школьном возрасте. Важнейшим
из них является логическое мышление,
способность «действовать в уме». Ребенку,
не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет даваться учёба,
решение задач. В результате может угаснуть
интерес к учению.
Вот смотришь иногда на трехлетнего малыша и думаешь, ну,
какие с ним можно проводить занятия? Неужели нужно его
сажать за стол, упражнения выдавать, чтобы точки с числами
соединял и яблоки складывал? Неа, не нужно.
Малышу намного важнее (и полезнее) игры, сказки,
физическая активность и творчество. Значит, о математике
стоит пока забыть? Ни в коем случае! Просто математика
должна быть не школьной, а живой, интересной и
творческой.
Простой пример. Вместо того, чтобы обводить цифры,
давайте сочиним сказку. И поиграем.
Жили-были зверята в лесу. Белки, олени, мишки
косолапые. Каждое утро мамы будят своих ребятишек,
целуют, гладят, улыбаются и носом подталкивают –
бегите, мол, играйте. Однажды просыпаются зверята, а
рядом никого. Никто в ушко не дышит, к себе не
прижимает. Мамы исчезли, мамы пропали! Беда!
Погоревали зверята, а потом решили отправиться в
путь, мам своих искать.
Что дальше? Простор для творчества-
Можно усадить малышей в волшебный автобус. Пусть
каждый вытащит билетик (на билетике точки или цифра
какая-то) и найдет свое место. Цепляемся друг за друга
и… поехали. Прямо, влево, направо поворачивает
волшебный автобус. Быстрее, медленнее. Если горка,
подпрыгнуть надо, если ямка, опуститься. Горка, ямка,
ямка, горка, ямка, горка, горка, горка…
Чувствуете? – Учимся различать лево/право, учимся быть
внимательными, следовать определенному ритму. В игре, в
движении учимся.
Стоп. Перед нами речка и полуразрушенный мостик. Что
делать? Надо найти пропавшие кирпичики и вернуть их на
место. Кирпичики – вот они. Но какой куда ставить?
Чтобы разобраться, требуется паттерн обнаружить.
Белый, красный, белый, красный… Или посложнее: белый,
белый, красный, белый, белый, красный…
Уф, перебрались на другой берег. А там еще одна речка. И
мостика нет. Что делать? Ага, у берега 3 лодочки. В
каждой 2 малыша может поместиться. Всем ли места
хватит? Может быть, одной лодочке придется вернуться?
Или даже двум? Какие есть гипотезы? Проверяем!
Ура, речку преодолели! А перед нами – башня высоченная.
Мамы, наверное, на одном из этажей спрятаны. На каком?
Они на этаже, который выше 5-го, но ниже 7-го, — шепчет
пролетающая мимо птичка. Кажется, поняли где, ура!
Поднимаемся на нужный этаж. А там много-много комнат.
На каждой силуэт, как будто тень чья-то. Если
малышизверята узнают своих мам по силуэту, то смогут
двери отворить и их из беды выручить. Получится?
Конечно!
А теперь – праздник. Каждый малыш своей маме подарок
приготовил – открытку, где про все наши приключения
рассказывается. Кто-то из пластилина вылепил речку
голубую и лодочки. Кто-то автобус волшебный нарисовал.
Кочка, ямка, ямка, кочка… Это не план занятия. Это так,
набросок, идеи, которые могут дать толчок для дальнейших
придумок. И показать, что математика для 3-4хлеток – это
интересно и здорово!