Автор: Вахитова Шаура Ануровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: О влиянии привязанности к родителям на развитие личности подростка
Раздел: высшее образование
О ВЛИЯНИИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ
НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Вахитова Ш.А.
РФ, г.Уфа, БГПУ им.М.Акмуллы
Ключевую роль в системе привязанностей детей к родителям
в юношеском возрасте играет понятие самоидентификации личности
в обществе и здесь важнейшим обстоятельством является понятие
адекватности, иными словами осознание объективной реальности, как
таковой и субъективный, личностный анализ, как внутренняя основа
личности, ее неповторимости. Здесь стоит заметить, что объективная
реальность
существует
на
уровне
фактологического
действия,
как
неизбежная реальность, а субъективным является именно взгляд на
произошедшее. Допустим самого злостного хулигана в классе исключили
из школы, перевели в специальную школу для трудновоспитуемых детей и
поставили на учет в полиции, - это произошедший факт, но взгляды на
создавшуюся ситуацию могут быть диаметрально противоположными и
суждения о событии могут конфликтовать. Например, любящая мама
может не согласиться с решением педсовета и директора школы,
с мнением общественности, кто-то из близких друзей подростка может
занять крайне враждебную позицию по отношению к руководству школы и
учителям, а кто-то, наоборот, встанет на сторону воспитателей. Поэтому
осмелимся предположить, что субъективный взгляд на вещи формируется
в семье и важнейшим условием формирования мировоззрения подростка
является система духовных ценностей родителей и в основе лежит именно
привязанность детей к своим родителям [3, 4]. Насколько доверительны
отношения в семье и как формировалась в семье система духовно-
нравственных ценностей, — это базис становления личности и системы его
взглядов на мир, что мы и называем субъективным взглядом.
1
Поэтому в свете исследования формирования субъективного взгляда
на
объективную
реальность
важнейшим
становится
определение
атмосферы
дома, типа привязанности подростка
к родителям
[2].
Доверительность отношений в системе привязанностей формирует
в ребенке наиболее объективный взгляд на реальность, потому что
общечеловеческие духовно-нравственные законы складывались веками и
на сегодняшний день сформировались в довольно ясную систему.
Мы провели исследование, в котором приняли участие 80 молодых
людей в возрасте от 15 до 17 лет, из них 18 юношей и 42 девушки,
учащиеся МБОУ Уфимская городская башкирская гимназия № 20
им.
Ф.Х.
Мустафиной,
и
попытались
раскрыть
роль,
значение
привязанности к родителям в становлении личности в юношеском
возрасте. Нашей целью стало изучение психологических особенностей
становления
личности
в
юношеском
возрасте
под
влиянием
сформированных типов привязанности к родителям.
В эмпирическом исследовании использовались такие методы и
методики,
как
тестирование:
модифицированный
опросник
для
определения типа привязанности к матери М.В. Яремчука, методика
«Подростки
о
родителях»
ADOR
Е.
Шафера
в
модифиции
З. Матейчика и П. Ржичана (о матери), 14-ти факторный личностный
опросник Кеттелла, диагностика мотивационной структуры личности
В.Э. Мильмана, ценностный опросник Ш. Шварца, а также методы
математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции
r
s
Спирмена.
Исследование дало интересные результаты, особенно в плане
осознанности, адекватности поведения, но самое главное в плане
формирования будущего подростков.
В
результате
исследования
мы
выяснили
наличие
надежной
привязанности к матери у 80 % юношей и девушек, это говорит о том, что
молодые люди эмоционально близки с матерью и их отношения
2
выстроены на взаимопонимании. Они также могут и умеют выстраивать
полноценные, доверительные отношения с другими людьми. У 8 %
тестируемых был установлен тревожный тип привязанности, испытуемые
не уверены в своем партнере, испытывают страх быть брошенными, у 12 %
- избегающий тип привязанности, как следствие, это говорит об их
трудностях в установлении доверительных отношений. Молодые люди с
надежной привязанностью открыты и непосредственны в переживании
своих эмоций, но они сдержаны в действиях, которые каким-либо образом
могут
навредить
другим
людям
и
не
соответствуют
ожиданиям
окружающих, у подростков с тревожной и избегающей привязанностями
присутствует
сдержанность
в
проявлении
своих
чувств,
низкая
самооценка, чувство собственной неполноценности.
Исследование позволило выявить взаимосвязь между особенностями
развития и становления личности в юношеском возрасте и типов
привязанности к родителям, в данном случае, к матери.
Несомненно, что подростки приходят в этот мир со своими «новыми
задачами» освоения объективной реальности, построения и созидания
«новой реальности», где система ценностей, духовных ценностей остается
неизменной, но меняется сама личность подростка, его взгляд на вещи и
тем самым происходят изменения и в самой объективной реальности.
Сейчас,
во
времена
взаимодействия
личности
и
информационного
пространства эта проблема становится чуть ли не самой важной [1].
Информация, как совершающееся фактологическое действие, обладает
своим исключительным воздействием на умы, как участников самого
действия, так и на наблюдателей (судей). В этом плане процесс мышления
современного человека становится синкретичным, способным объединять
воедино множество фактов, сюжетов, на первый взгляд, не касающихся
друг друга, но именно субъективный взгляд личности объединяет это в
логичную объективную и новую реальность. В этом плане наше общество
интересно, удивительно, непредсказуемо.
3
Семьи, где царит безразличие, духовная деградация, где родители
ведут безответственный образ жизни и равнодушны к собственным детям,
не чувствуют с ними глубокую сердечную связь, не стараются обсуждать
все проблемы и семейные вопросы сообща и вместе, царит мрак
одиночества и ощущение ненужности миру. Конечно, в таких семьях
субъективная реальность ребенка настолько далека (деградировала) от
объективной реальности и уж тем более не обладает парашютом
мифологического мышления, что таким детям необходима помощь
психолога в адаптации к объективной реальности, осознанности бытия.
Мышление – основа субъективной реальности личности, но именно
гармоничная
привязанность
к
родителям
дает
шанс
развиваться
гармонично и состоятся цельной и созидательной личностью.
Список литературы
1.
Авдеева, Н. Н., Хоффман, Б. Я. Актуальные направления исследований
взаимоотношений
подростков
с
родителями
[Электронный
ресурс]
//
Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69 – 78.
2.
Андикян, Б. Д. Влияние типа привязанности к родителям на становление
личности в юношеском возрасте / Б. Д. Андикян. — Текст : непосредственный //
Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 79-81.
3.
Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. Москва: Гардарики, 2003. –
477 с.
4.
Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. Москва:
Академический проект, 2004. – 232 с.
4