Напоминание

О влиянии привязанности к родителям на развитие личности подростка


Автор: Вахитова Шаура Ануровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: БГПУ им. М.Акмуллы
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: О влиянии привязанности к родителям на развитие личности подростка
Раздел: высшее образование





Назад




О ВЛИЯНИИ ПРИВЯЗАННОСТИ К РОДИТЕЛЯМ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Вахитова Ш.А.

РФ, г.Уфа, БГПУ им.М.Акмуллы

Ключевую роль в системе привязанностей детей к родителям

в юношеском возрасте играет понятие самоидентификации личности

в обществе и здесь важнейшим обстоятельством является понятие

адекватности, иными словами осознание объективной реальности, как

таковой и субъективный, личностный анализ, как внутренняя основа

личности, ее неповторимости. Здесь стоит заметить, что объективная

реальность

существует

на

уровне

фактологического

действия,

как

неизбежная реальность, а субъективным является именно взгляд на

произошедшее. Допустим самого злостного хулигана в классе исключили

из школы, перевели в специальную школу для трудновоспитуемых детей и

поставили на учет в полиции, - это произошедший факт, но взгляды на

создавшуюся ситуацию могут быть диаметрально противоположными и

суждения о событии могут конфликтовать. Например, любящая мама

может не согласиться с решением педсовета и директора школы,

с мнением общественности, кто-то из близких друзей подростка может

занять крайне враждебную позицию по отношению к руководству школы и

учителям, а кто-то, наоборот, встанет на сторону воспитателей. Поэтому

осмелимся предположить, что субъективный взгляд на вещи формируется

в семье и важнейшим условием формирования мировоззрения подростка

является система духовных ценностей родителей и в основе лежит именно

привязанность детей к своим родителям [3, 4]. Насколько доверительны

отношения в семье и как формировалась в семье система духовно-

нравственных ценностей, — это базис становления личности и системы его

взглядов на мир, что мы и называем субъективным взглядом.

1

Поэтому в свете исследования формирования субъективного взгляда

на

объективную

реальность

важнейшим

становится

определение

атмосферы

дома, типа привязанности подростка

к родителям

[2].

Доверительность отношений в системе привязанностей формирует

в ребенке наиболее объективный взгляд на реальность, потому что

общечеловеческие духовно-нравственные законы складывались веками и

на сегодняшний день сформировались в довольно ясную систему.

Мы провели исследование, в котором приняли участие 80 молодых

людей в возрасте от 15 до 17 лет, из них 18 юношей и 42 девушки,

учащиеся МБОУ Уфимская городская башкирская гимназия № 20

им.

Ф.Х.

Мустафиной,

и

попытались

раскрыть

роль,

значение

привязанности к родителям в становлении личности в юношеском

возрасте. Нашей целью стало изучение психологических особенностей

становления

личности

в

юношеском

возрасте

под

влиянием

сформированных типов привязанности к родителям.

В эмпирическом исследовании использовались такие методы и

методики,

как

тестирование:

модифицированный

опросник

для

определения типа привязанности к матери М.В. Яремчука, методика

«Подростки

о

родителях»

ADOR

Е.

Шафера

в

модифиции

З. Матейчика и П. Ржичана (о матери), 14-ти факторный личностный

опросник Кеттелла, диагностика мотивационной структуры личности

В.Э. Мильмана, ценностный опросник Ш. Шварца, а также методы

математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции

r

s

Спирмена.

Исследование дало интересные результаты, особенно в плане

осознанности, адекватности поведения, но самое главное в плане

формирования будущего подростков.

В

результате

исследования

мы

выяснили

наличие

надежной

привязанности к матери у 80 % юношей и девушек, это говорит о том, что

молодые люди эмоционально близки с матерью и их отношения

2

выстроены на взаимопонимании. Они также могут и умеют выстраивать

полноценные, доверительные отношения с другими людьми. У 8 %

тестируемых был установлен тревожный тип привязанности, испытуемые

не уверены в своем партнере, испытывают страх быть брошенными, у 12 %

- избегающий тип привязанности, как следствие, это говорит об их

трудностях в установлении доверительных отношений. Молодые люди с

надежной привязанностью открыты и непосредственны в переживании

своих эмоций, но они сдержаны в действиях, которые каким-либо образом

могут

навредить

другим

людям

и

не

соответствуют

ожиданиям

окружающих, у подростков с тревожной и избегающей привязанностями

присутствует

сдержанность

в

проявлении

своих

чувств,

низкая

самооценка, чувство собственной неполноценности.

Исследование позволило выявить взаимосвязь между особенностями

развития и становления личности в юношеском возрасте и типов

привязанности к родителям, в данном случае, к матери.

Несомненно, что подростки приходят в этот мир со своими «новыми

задачами» освоения объективной реальности, построения и созидания

«новой реальности», где система ценностей, духовных ценностей остается

неизменной, но меняется сама личность подростка, его взгляд на вещи и

тем самым происходят изменения и в самой объективной реальности.

Сейчас,

во

времена

взаимодействия

личности

и

информационного

пространства эта проблема становится чуть ли не самой важной [1].

Информация, как совершающееся фактологическое действие, обладает

своим исключительным воздействием на умы, как участников самого

действия, так и на наблюдателей (судей). В этом плане процесс мышления

современного человека становится синкретичным, способным объединять

воедино множество фактов, сюжетов, на первый взгляд, не касающихся

друг друга, но именно субъективный взгляд личности объединяет это в

логичную объективную и новую реальность. В этом плане наше общество

интересно, удивительно, непредсказуемо.

3

Семьи, где царит безразличие, духовная деградация, где родители

ведут безответственный образ жизни и равнодушны к собственным детям,

не чувствуют с ними глубокую сердечную связь, не стараются обсуждать

все проблемы и семейные вопросы сообща и вместе, царит мрак

одиночества и ощущение ненужности миру. Конечно, в таких семьях

субъективная реальность ребенка настолько далека (деградировала) от

объективной реальности и уж тем более не обладает парашютом

мифологического мышления, что таким детям необходима помощь

психолога в адаптации к объективной реальности, осознанности бытия.

Мышление – основа субъективной реальности личности, но именно

гармоничная

привязанность

к

родителям

дает

шанс

развиваться

гармонично и состоятся цельной и созидательной личностью.

Список литературы

1.

Авдеева, Н. Н., Хоффман, Б. Я. Актуальные направления исследований

взаимоотношений

подростков

с

родителями

[Электронный

ресурс]

//

Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69 – 78.

2.

Андикян, Б. Д. Влияние типа привязанности к родителям на становление

личности в юношеском возрасте / Б. Д. Андикян. — Текст : непосредственный //

Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 79-81.

3.

Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. Москва: Гардарики, 2003. –

477 с.

4.

Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: пер. с англ. Москва:

Академический проект, 2004. – 232 с.

4



В раздел образования