Напоминание

"Педагогические функции концертмейстера в классе хореографии"


Автор: Акимушкина Надежда Владимировна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ №2 им. П.И. Чайковского"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Педагогические функции концертмейстера в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

концертмейстера МБУДО «ДШИ №2 им. П.И.Чайковского» Акимушкиной Н.В.

г.Брянск, 2022г.

«Педагогические функции концертмейстера

в классе хореографии»

В

обязанности

концертмейстера

входит

участие

в

решении

образовательных и воспитательных задач. Естественно образование в классе

хореографии

невозможно

без

верного

помощника

педагога

концертмейстера,

обязательно

присутствующего

на

всех

занятиях

и

репетициях.

Кто,

как

не

концертмейстер

разовьет

у

воспитанников

музыкально-ритмические навыки и привьет им музыкально-эстетический

вкус.

Какова же роль концертмейстера в музыкально-эстетическом развитии

детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное.

Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.

I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии

является музыкально-ритмическое воспитание.

Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого

лежит

моторно-пластическая

проработка

музыкального

материала.

Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных

направления:

- обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального

слуха;

- способствует усвоению музыкальных знаний;

- формирует умение подчинять движения музыке.

Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные

навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела.

Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу

воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную – концертмейстер.

Эта

цель

может

быть

достигнута

благодаря

созданию

условий

разнообразной деятельности

для музыкального развития детей через

игровую деятельность.

Игровая деятельность более доступна, понятна и интересна ребенку.

Нужно в непринужденной игровой форме объяснить детям, что такое

музыкальная фраза, что она состоит из тактов, а такты имеют свой счет: 2/4,

3/4, 4/4. Что такое ритм, мажор, минор…

Элементы музыкальной грамоты, которые изучаем в игровой форме:

характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный); понятие

темпа; жанр музыки (марш, песня, танец); динамические оттенки (тихо,

громко); метроритм; паузы; сильные и слабые доли; музыкальные регистры;

понятие музыкального предложения.

Упражнения и игры (подробное описание в Приложении)

Метроритм:

прохлопывание

ритмических

рисунков

имен,

фамилий

воспитанников; простейших ритмических рисунков по показу педагога;

прохлопывание ритма стихов; небольших музыкальных произведений на 2\4,

3\4, 4\4.

Сильные и слабые доли: чередование хлопков рук с ударами ног, игра

«Умный платочек».

Музыкальные регистры: игра «Кто живет в лесу».

Строение музыкальной фразы: упражнения «Лужа», «Мост», «Снежинки».

Акцентируем конец музыкально-танцевальной фразы такими движениями,

как притопом, хлопком, прыжком, соскоком на обе ноги и так далее.

Темп: ходьба и бег в разных темпах; игра «Солнышко и дождик»; игра

«День и ночь».

II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ.

Движения

под

музыку

способствуют

усилению

эмоционального

воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного

образа.

Танец – создание художественного образа под музыку. Получается, что

роль концертмейстера в этом процессе очевидна. Он должен подобрать

музыкальный материал так, чтобы музыка соответствовала образу.

У детей хорошо развито воображение, поэтому они с удовольствием

изображают что-либо или кого либо из живой природы. Наши воспитанники

охотно играют в игру «Угадай, кто я». Далее мы усложняем задачу – нужно

передать характер: хитрой лисы, трусливого зайца, гордого петушка,

большого медведя… Здесь мне приходиться быстро импровизировать,

подбирать выразительные отрывки музыкального материала, чтобы помочь

воспитаннику более точно передать образ, характеры и повадки зверей.

В ходе игр, двигаясь под музыку, воспитанники учатся ощущать

построение музыкальной фразы, ритм, изменение темпа, что впоследствии

необходимо для танцев. А также развиваются навыки осознанного движения

под музыку в пространстве, способность к элементарной импровизации.

Бывают у нас и уроки природоведения на занятиях хореографии. Мы с

ребятами «идем на прогулку в лес», где определенные танцевальные

движения,

уже

освоенные

воспитанниками,

обретают

другой

смысл.

Например, «port de bras» (упражнение для рук): дети – это деревья, а руки –

веточки, которые колышет ветер. Или, «battements tendus» (упражнение для

стопы): тело – дерево, а наши ноги – это мышки, которые выбегают из норок

под деревом и убегают обратно. Далее в лесу мы видим различных птиц:

маленьких («pa qu ru» – мелкий бег) и больших с большими крыльями («pa

qu ru» с руками).

И вот уже скучный тренаж превращается в удовольствие.

Игровые моменты дают возможность раскрыть характер ребенка, его

артистические

данные,

развить

воображение,

научить

выдумке

и

сообразительности. Они снимают и разряжают напряжение во время занятий,

переключают внимание, организуют детей, сплачивают между собой.

III. Концертмейстер помогает развитию музыкального мышления, видению

художественного образа.

Это происходит через нетрадиционную форму занятия – интеграцию

изобразительной деятельности и музыки – «О чем рассказала музыка». Во

время

исполнения

музыкального

произведения

воспитанники

рисуют

картину-ассоциацию, которая возникла после прослушивания музыки. Здесь

уже

он

учиться

слышать

характер

музыкального

произведения,

его

настроение. Итог – выставка рисунков.

Все действия ребенка, будь то игра, хореографическое упражнение,

рисование,

невольно

обращают

внимание

на

сопровождающую

эту

деятельность музыку. Музыкальное развитие идет по возрастающей линии.

Чтобы понимать музыкальный язык, нужно накопить хотя бы самый

минимальный слушательский опыт. Дальше мы отходим от рисунка и,

слушая музыку, пытаемся рассказать, какие ассоциации она вызывает, какой

образ. Еще сложнее – показать этот художественный образ в движении,

имея определенные знания, умения и навыки не только хореографические, но

уже и музыкальные. Это и построение фразы, деление на части: вступление,

развитие, кульминация, заключение.

Задача занятий – воспитывать у детей умение слушать музыку, соединять

танцевальные движения с музыкой, прививать любовь к музыкальному

движению, уметь свободно двигаться под любую музыку, готовить из детей

чутких слушателей, а затем и исполнителей, черпающих в музыке

вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них творчество.

Приложение

Упражнения, игры, занятия

Метроритм:

1) прохлопывание ритмических рисунков имен, фамилий воспитанников,

затем на карточках найти ритмические имена друг друга;

2) прохлопывание простейших ритмических рисунков музыки руками, затем

ногами;

3) игра «Эхо» - прохлопывание простейших ритмических рисунков по показу

педагога, затем по показу самих детей;

4) прохлопывание ритма стихов, например:

Шел, шел без дорог. Шесть котят есть хотят.

Где шел - там и лег. Дай им каши с молоком -

До весны пролежал, Пусть лакают языком.

А потом побежал. Потому что кошки не едят из ложки.

5) прохлопывание небольших музыкальных произведений на 2\4, 3\4, 4\4.

Паузы:

Игра «Здравствуй, друг». Дети стоят по кругу, в руках одного -игрушка.

Звучит музыка,

воспитанники передают игрушку по кругу.

Музыка

прекращается - игрушка «замирает» в руках одного из детей. Музыка звучит

снова - игрушка двигается по кругу.

Во время этой игры также развивается внимание, умение как останавливаться

с окончанием музыки, так и начинать движение с началом музыки. А еще

можно вводить изменение темпа в музыке, следовательно, дети передают

игрушку быстрее или медленнее - развивается умение слышать изменение

темпа музыки и в соответствии с ней двигаться.

Сильные и слабые доли:

1) Чередование хлопков рук с ударами ног. Во время исполнения

музыкального произведения на сильную долю хлопаем, на слабую - топаем.

То же самое можно использовать для определение размера музыки, начала

такта - дети двигаются по кругу под музыку. Во время движения хлопают на

сильную долю.

2) Игра «Умный платочек». Дети стоят по кругу, в руках одного - платочек.

Во время музыки передаем платочек следующему на сильную долю. Игра

развивает внимание и ощущение сильной доли в музыке. По мере усвоения -

добавляем еще 2-3 платочка, чтобы одновременно работали несколько

человек.

Музыкальные регистры:

Игра

«Кто

живет

в

лесу».

Концертмейстером

проигрывается

три

музыкальных фрагмента: 1-й - в высоком регистре - это птички, 2-й - в

среднем регистре - это лисы; 3-й - в нижнем - медведи. Далее дети закрывают

глаза, а концертмейстер играет ту или другую музыку, а воспитанники

отгадывают, кто живет в лесу.

Строение музыкальной фразы:

• «Лужа» - воспитанники двигаются под музыку по кругу со словами:

«Вокруг лужи обойду, ну, а в центр ее ступлю» - на окончание музыкальной

фразы, на слова «ступлю» дети прыгают в центр круга.

• «Мост» - во время этого упражнения так же развивается понятие

последнего такта фразы. Воспитанники маршем идут по кругу: «Я иду, иду,

иду. Скоро до реки дойду. Если мостик сломан там - перепрыгну реку сам».

На слово «сам» дети делают перескок.

• «Снежинки» - под музыку вальса (хорошо подходит «Вальс»/ми минор/ А.

Грибоедова)

дети

кружатся,

танцуют

как

снежинки.

На

окончание

музыкальных фраз «снежинки опускаются на землю», т.е. приседают.

Поначалу концертмейстер акцентирует окончание фраз замедлением. После

того, когда воспитанники хорошо усвоят - играет без замедлений.

Темп:

1) ходьба и бег в разных темпах;

2) выдерживание основного темпа - движение продолжаем при остановке

музыки;

3) игра «Солнышко и дождик» - для этой игры можно использовать две

разные мелодии, а лучше выбрать одну универсальную, которая будет

хорошо восприниматься как в медленном, так и в быстром темпе. Первая —

спокойная шаговая - двигаемся, протягивая руки к «Солнцу», «растем» под

лучами солнца. Вторая - быстрая - «Дождик» - бежим под музыку. Чередуем,

и

сообразно

предлагаемому

музыкальному

фрагменту

дети

должны

правильно выполнять заданные движения. Игра развивает не только

восприятие различного темпа, но и вырабатывает внимание.

4) игра «День и ночь» - принцип почти такой же, как в предыдущей игре. Под

веселую музыку (лучше польку) дети танцуют, играют, словом изображают

«День». С приходом «Ночи» все замирают - «спят». Кроме понятия темпа,

развития внимания, у воспитанников есть возможность проявить свою

фантазию, включить воображение.

Список произведений, рекомендуемых для слушания музыки

Педагог должен систематически знакомить своих учеников с самыми

разными произведениями. Слушание музыки учит детей понимать ее,

обогащает запас музыкальных впечатлений, развивает художественный вкус

и тем самым способствует более успешному овладению искусством игры на

фортепиано. Музыкальный материал должен подбираться педагогом таким

образом,

чтобы

ученик

мог

сопоставить,

сравнить

произведения

контрастного характера или, наоборот, найти отличительные черты в близких

по содержанию пьесах. Рекомендуется примерный список произведений для

слушания.

Марши:

С. Прокофьев. Марш. Соч. 65 № 10 (Детская музыка).

Р. Шуман. Марш. Соч. 68 № 2 (Альбом для юношества).

П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Соч. 39 № 5 (Детский

альбом).

А. Гречанинов. Марш. Соч. 98 № 3 (Детский альбом).

Г. Свиридов. Веселый марш. (Альбом пьес для детей, № 10).

Д. Шостакович. Марш. Соч. 39 № 1 (Детская тетрадь).

Танцы:

П. Чайковский. Полька. Соч. 39 № 14.

М. Глинка. Полька («Калинка». Альбом начинающего пианиста, 1984).

А. Гречанинов. Мазурка. Соч. 98 № 13.

П. Чайковский. Мазурка. Соч. 39 № 10: Вальс. Соч. 39 № 8.

А. Гречанинов. Вальс. Соч. 98 № 15.

С. Прокофьев. Вальс. Соч. 65 № б.

Д. Шостакович. Вальс. Соч. 69 № 2; Вальс-шутка. (Танцы кукол, № 5).

П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»;

Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» (Балеты-сказки П.

Чайковского. Переложение для фортепиано Н. Адлер. М., 1978).

Э. Григ. Халлинг (Норвежский танец). Соч. 38 № 4 (Лирические пьесы,

тетрадь II).

Старинные танцы:

И. С. Бах. Менуэт, Полонез, Волынка (Из нотной тетради А.-М. Бах). Л.

Моцарт. Бурре (Хрестоматия для ф-но. I кл. ДМШ). Л. Бетховен. Экосез

(Музыка для детей, вып. 2).



В раздел образования