Автор: Соколова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Ромашка"
Населённый пункт: г.Урень Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование системы бережливого мышления у детей дошкольного возраста посредством использования кайдзен-технологии».
Раздел: дошкольное образование
«Бережливое мышление» – это способ думать так, чтобы при
меньших затратах добиваться не только большего, но и лучшего результата.
Ребенок - дошкольник с сформированным бережливым мышлением, придя в
школу, сможет достигать поставленной цели, сберегая ресурсы (времени,
места, пространства, средств и др.).
В основу бережливых технологий положена философия «Кайдзен
технологий». «Кайдзен» (кайцен) переводится как «улучшение» (от «кай» -
«изменение» и «зен» (цен) – «хорошо»).
Реализация бережливых технологий в условиях ДОУ подразумевает
формирование бережливой среды, то есть такой системы, которая
предполагает непрерывное совершенствование деятельности
образовательной организации с помощью выявления и сокращения потерь.
С детьми старшей группы ведется работа на тему «Формирование
системы бережливого мышления у детей дошкольного возраста посредством
использования кайдзен-технологии».
В группе проведена визуализация центров развивающей предметно -
пространственной среды (центр книги, центр экспериментирования, центр
конструирования и т.д.). Вместе с детьми на соответствующие контейнеры и
полки разместили картинки – подсказки с изображением разного вида
игрушек, атрибутов для сюжетно – ролевых игр, строительного материала,
материалов для занятий. Так же сделали визуальные знаки для обозначения
разных видов дидактических игр (пазлы, мозаика и т.д.).
Были изготовлены дидактические игры: «Наведи порядок», «Расставьте
игрушки на полке», «У каждой вещи свое место», «Помоги собраться на
прогулку», «Режим дня»; оформлен альбом «Алгоритмы».
В утренние и вечерние часы проводится работа с детьми:
- занятия: «Зачем люди придумали правила?»; «Зачем нужна цветовая
маркировка?»; «Что такое «оконтуривание» и где ему можно найти
применение»;
«Потери «передвижение» и «перемещение;
- беседы: «Где встречается цветовая маркировка?»; «Как визуализация
помогает избежать потерь?»; «Как улучшить дежурство по столовой»;
- чтение художественных произведений и «бережливых» сказок
:
«Маша-
растеряща» Воронковой,
«
Как Маша собиралась на день рождения»
Скрынниковой, отрывки из сказки Е. Шварца «Сказка о потерянном
времени», «Про домовенка Кузю и девочку Натусю» Язловской;
- дидактические игры: «Наведем порядок», «Помоги Маше сложить вещи»,
«Сортировка игрушек»;
- обсуждение проблемных ситуаций «Как быстро навести порядок в своей
комнате?», «Поможем младшему братишке собрать игрушки», «Найдем
потерю «ожидание» и «передвижение» в группе»;
- создание визуальных знаков, алгоритмов;
- для привлечения детей старшей группы к процессу планирования своей
деятельности в течение дня, ввели такой прием, как «доска задач». Дети
выбирают центр, в котором будут играть и обозначают свой выбор на
стенде.
Использование «доски задач» помогает организовать
самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит детей
планировать свою деятельность и правильно делать выбор;
- для поощрения успехов детей, используем такой игровой приём, как
смайлики «Берегуша» и «Растеряша».
Кроме работы с детьми ведется работа и с родителями: был проведен опрос
«Что такое бережливые технологии?»; проведена консультация «Как помочь
ребенку содержать свою комнату в порядке»; разработаны буклеты «Как
быстро и качественно навести порядок в детской комнате»,
«7 видов потерь.
Как их побороть?». Так же подключаем родителей к ремонту игрушек в
группе.
Таким образом, проводя работу с детьми по формированию основ
бережливости, у ребят прививаются навыки бережного отношения к
игрушкам, соблюдения чистоты и порядка дома и в детском саду, навыки
правильного одевания, экономии времени.