Напоминание

Понятие о сложноподчинённом предложении. Структура СПП. Подготовка к ОГЭ


Автор: Бушкова Татьяна Арсентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 г. Выборга"
Населённый пункт: г. Выбор Ленинградская область
Наименование материала: Открытый урок по русскому языку
Тема: Понятие о сложноподчинённом предложении. Структура СПП. Подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Структура СПП». Подготовка

к ОГЭ.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

- формирование:

а) понятия о сложноподчиненном предложении;

б) знаний о структуре СПП;

в) умения составлять схемы СПП

- развитие: а) орфографической и пунктуационной грамотности;

б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

• владение разными видами чтения;

• способность извлекать информацию из различных источников (работа учебником);

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение

вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди

других видов предложений.)

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и

коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и

адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим

учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых

явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы,

краеведения, истории и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе

речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,

обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в

различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного

общения.

Раздаточный материал: карточки с текстами.

Необходимое оборудование: учебник, проектор.

Демонстративный материал: презентация.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.

- Добрый день, дорогие ребята .Хочу начать урок необычно

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец

знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня

в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:

«Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать

положительные отметки. И я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок

запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с

собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем.

Откроем тетради. Запишем число, классная работа.

- Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая

орфографических и речевых норм русского языка, сейчас мы напишем небольшой

словарный диктант.

Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар,

инициатива, сувенир.

А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.

Оцените друг друга.

0

ошибок-оценка 5

1 ошибка-4

3 ошибки-3.

А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?

(разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради

достижения какой-либо цели)

Хорошо. Искусственный?

(созданный руками человека, неестественный)

Инициатива?

(принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной

активности)

Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,

которые мы записали. Что у вас получилось?.

- А что изучает синтаксис?

- Какие виды предложений вам известны?

- А какими бывают сложные предложения?

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

- Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не

вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?

Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.

Мысли ни на чем одном не могли остановиться, потому что ее сердце сильно билось.

- Мы знаем, к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его

особенности нам хорошо известны.

Вспомним их. Открываем учебник на стр.49. Ответим на контрольные вопросы, проверим

свои знания.

- А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?

- Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.

- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?

- Сложноподчиненное предложение.

- Запишем тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении.(СПП)»

III. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.

- Так как мы еще не знаем этого вида предложений, какие цели поставим перед собой?

-дать понятие СПП.

-узнать о строении СПП.

-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.

К концу урока мы должны прийти к решению главного проблемного вопроса:

Как определить, что перед нами СПП?

Для этого 1 задание:

1 группа – понятие о СПП, нахождение придаточной части-стр.52-56

- Что такое СПП?

- Из чего оно состоит?

- Где может стоять придаточная часть?

- Какими схемами можно обозначить СПП?

2 группа – чем соединяется, отличие союзов от союзных слов- стр.61-64

- Чем соединяются СПП?

- Чем отличаются союзы от союзных слов?

- Где стоит союз или союзное слово?

3 группа – работа с СПП (практическая часть)

- А теперь проверим работу 3 группы. Вы должны были составить СПП, все вместе:

указать главную часть и придаточную и их место по отношению друг к другу, выделить

союз или союзное слово и составить схему.

Из пар простых предложений составить СПП:

1.

Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)

2.

Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней

выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)

3.

Начался урок. Ученики приступили к выполнению самостоятельной работы.

(Когда)

4.

Кончился письменный экзамен по русскому языку. Девятиклассники стали с

нетерпением ожидать результатов. (Когда)

5.

В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть форточку. (Поэтому)

6.

Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (Который)

VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).

1.

Наличие двух или более грамматических основ в СПП.

2.

Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило,

может занимать любое положение по отношению к главному.

3.

Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.

4.

Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.

5.

Знаки препинания в СПП – выделительные.

V. Самостоятельное освоение изученного

Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.

1.

Работа так и не была закончена в срок (...) все материалы привезли вовремя.

2)В горах быстро смеркалось (...) нам пришлось задуматься о

ночлеге.3)Туристы не сразу увидели дом (...) он был скрыт за

деревьями.4)Мы успеем вернуться к утру в том случае (...) нас не задержат

непредвиденные обстоятельства. 5) Каждому из нас мила и люба своя

родина (...) ты родился вырос или живёшь. 6) Старик не сумел ответить (…)

он будет делать с кладом.

Для справок: если, где, потому что, хотя, поэтому, что.

6.

Подготовка к ОГЭ.

Задание 12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите

цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого

предложения:

Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3)

нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое

слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей.

Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4)

солнцем озарится,(5) – продолжал Лис. – Твои шаги я стану различать среди тысяч

других.

Аниска вдруг почувствовала,(1) что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь,(3)

что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы,(4) она сразу

расскажет ему,(5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу

заступилась за Аниску.

VI. закрепление материала

Работа с текстом.

(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в

их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо.

(3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную

сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...

(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы

вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней

вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах,

совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и

любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По

С.Маршаку)

1.

Прочтите про себя текст .

2.

Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)

3.

Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие

знания, но и научит «понимать и любить людей».)

4.

Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4.

(Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)

5.

Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)

6.

В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.

7.

Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. (№2.)

8.

Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).)

VII. Подведение итогов:

Учитель: Вернёмся к началу урока.

- Как определить, что перед нами СПП?

- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?

Запишем домашнее задание.

П.18-20 (знать теоретический материал), упр. 96.



В раздел образования