Автор: Бушкова Татьяна Арсентьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 г. Выборга"
Населённый пункт: г. Выбор Ленинградская область
Наименование материала: Открытый урок по русскому языку
Тема: Понятие о сложноподчинённом предложении. Структура СПП. Подготовка к ОГЭ
Раздел: среднее образование
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении. Структура СПП». Подготовка
к ОГЭ.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели:
- формирование:
а) понятия о сложноподчиненном предложении;
б) знаний о структуре СПП;
в) умения составлять схемы СПП
- развитие: а) орфографической и пунктуационной грамотности;
б) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
• владение разными видами чтения;
• способность извлекать информацию из различных источников (работа учебником);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди
других видов предложений.)
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы,
краеведения, истории и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах,
обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Раздаточный материал: карточки с текстами.
Необходимое оборудование: учебник, проектор.
Демонстративный материал: презентация.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
- Добрый день, дорогие ребята .Хочу начать урок необычно
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня
в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:
«Все в твоих руках».
Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать
положительные отметки. И я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок
запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с
собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем.
Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
- Чтобы правильно писать слова и использовать их в своей речи, не нарушая
орфографических и речевых норм русского языка, сейчас мы напишем небольшой
словарный диктант.
Силуэт, искусственный, наотмашь, территория, аттестат, компромисс, стационар,
инициатива, сувенир.
А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Взаимопроверка.
Оцените друг друга.
0
ошибок-оценка 5
1 ошибка-4
3 ошибки-3.
А теперь скажите мне, что же обозначает слово компромисс?
(разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради
достижения какой-либо цели)
Хорошо. Искусственный?
(созданный руками человека, неестественный)
Инициатива?
(принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной
активности)
Молодцы! А сейчас я попрошу вас прочитать только начальные буквы слов,
которые мы записали. Что у вас получилось?.
- А что изучает синтаксис?
- Какие виды предложений вам известны?
- А какими бывают сложные предложения?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
- Совершенно верно! А теперь сравним 2 предложения. Какое из этих предложений не
вызовет у вас затруднений при синтаксическом разборе?
Ее сердце сильно билось, и мысли ни на чем одном не могли остановиться.
Мысли ни на чем одном не могли остановиться, потому что ее сердце сильно билось.
- Мы знаем, к какому виду оно относится. Это сложносочиненное предложение. Его
особенности нам хорошо известны.
Вспомним их. Открываем учебник на стр.49. Ответим на контрольные вопросы, проверим
свои знания.
- А второе предложение? Знаем ли мы его особенности?
- Нет. Это сложноподчиненное предложение. И мы этот вид еще не изучали.
- Так какова же тема нашего сегодняшнего урока?
- Сложноподчиненное предложение.
- Запишем тему нашего урока: «Понятие о сложноподчиненном предложении.(СПП)»
III. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание.
- Так как мы еще не знаем этого вида предложений, какие цели поставим перед собой?
-дать понятие СПП.
-узнать о строении СПП.
-узнать правила постановки знаков препинания в СПП.
К концу урока мы должны прийти к решению главного проблемного вопроса:
Как определить, что перед нами СПП?
Для этого 1 задание:
1 группа – понятие о СПП, нахождение придаточной части-стр.52-56
- Что такое СПП?
- Из чего оно состоит?
- Где может стоять придаточная часть?
- Какими схемами можно обозначить СПП?
2 группа – чем соединяется, отличие союзов от союзных слов- стр.61-64
- Чем соединяются СПП?
- Чем отличаются союзы от союзных слов?
- Где стоит союз или союзное слово?
3 группа – работа с СПП (практическая часть)
- А теперь проверим работу 3 группы. Вы должны были составить СПП, все вместе:
указать главную часть и придаточную и их место по отношению друг к другу, выделить
союз или союзное слово и составить схему.
Из пар простых предложений составить СПП:
1.
Мемориальная доска установлена на доме. Здесь родился А.В.Кольцов. (Который.)
2.
Воронежская кондитерская фабрика тоже связана с именем поэта. На ней
выпускают конфеты «Песни Кольцова». (Потому что.)
3.
Начался урок. Ученики приступили к выполнению самостоятельной работы.
(Когда)
4.
Кончился письменный экзамен по русскому языку. Девятиклассники стали с
нетерпением ожидать результатов. (Когда)
5.
В аудитории стало душно. Нам пришлось открыть форточку. (Поэтому)
6.
Рядом стояло дерево. На ветвях дерева серебрился иней. (Который)
VI. Сделаем выводы о признаках СПП (делают учащиеся).
1.
Наличие двух или более грамматических основ в СПП.
2.
Придаточное предложение поясняет то, о чём говорится в главном и, как правило,
может занимать любое положение по отношению к главному.
3.
Средства связи: подчинительный союз или союзное слово и интонация.
4.
Подчинительный союз или союзное слово находятся в придаточной части.
5.
Знаки препинания в СПП – выделительные.
V. Самостоятельное освоение изученного
Вставьте подходящие по смыслу союзы или союзные слова, расставьте знаки препинания.
1.
Работа так и не была закончена в срок (...) все материалы привезли вовремя.
2)В горах быстро смеркалось (...) нам пришлось задуматься о
ночлеге.3)Туристы не сразу увидели дом (...) он был скрыт за
деревьями.4)Мы успеем вернуться к утру в том случае (...) нас не задержат
непредвиденные обстоятельства. 5) Каждому из нас мила и люба своя
родина (...) ты родился вырос или живёшь. 6) Старик не сумел ответить (…)
он будет делать с кладом.
Для справок: если, где, потому что, хотя, поэтому, что.
6.
Подготовка к ОГЭ.
Задание 12. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите
цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого
предложения:
Я посмотрел на его веснушчатый нос и подумал, (1) что ему, (2) конечно же, (3)
нечего бояться. Мальчик, (4) у которого такая сильная воля и такое крепкое
слово, (5) не испугается темноты, (6) не испугается и более страшных вещей.
Скучная у меня жизнь,(1) но,(2) если ты меня приручишь,(3) моя жизнь изменится,(4)
солнцем озарится,(5) – продолжал Лис. – Твои шаги я стану различать среди тысяч
других.
Аниска вдруг почувствовала,(1) что сердце у неё большое-большое,(2) во всю грудь,(3)
что всё оно такое живое и тёплое. Скорей бы отец пришёл с работы,(4) она сразу
расскажет ему,(5) какая к бабушке Тумановой приехала внучка,(6) как она сразу
заступилась за Аниску.
VI. закрепление материала
Работа с текстом.
(1) Всё самое важное и интересное, о чём могли бы рассказать вам писатели, вы найдете в
их книгах. (2) В библиотеке, где книги стоят рядом на полках, всегда бывает очень тихо.
(3) Но прислушайтесь: книги говорят с вами. (4) Они могут рассказать вам замечательную
сказку, от которой у вас будут гореть щеки и уши...
(5) Из книг вы узнаете, как живут народы разных стран... (6) Что бы вы ни делали, чем бы
вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. (7) С ней
вы облетите нашу необъятную страну и весь земной шар, побываете на далеких планетах,
совершите путешествие из настоящего в прошлое и будущее, научитесь понимать и
любить людей. (8) Приобретайте самые широкие знания, читайте много и упорно. (По
С.Маршаку)
1.
Прочтите про себя текст .
2.
Какова проблема данного текста? (Роль книги в жизни человека.)
3.
Назовите авторскую позицию. (Книга поможет не только приобрести самые широкие
знания, но и научит «понимать и любить людей».)
4.
Укажите, какие средства выразительности использованы в предложении №4.
(Олицетворение, эпитет, метафора, фразеологизм.)
5.
Найдите СПП. (1, 2, 4, 5, 6.)
6.
В предложении №1: выделить главное и придаточное, задать вопрос, средство связи.
7.
Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ... , ( где ... ), ... ]. (№2.)
8.
Изобразите схему предложения №4. ([ ... ] , ( от которой ... ).)
VII. Подведение итогов:
Учитель: Вернёмся к началу урока.
- Как определить, что перед нами СПП?
- Где пригодятся нам все полученные сегодня на уроке знания?
Запишем домашнее задание.
П.18-20 (знать теоретический материал), упр. 96.