Напоминание

Повышение мотивации к изучению географии и других дисциплин путем вовлечения учащихся в интеллектуально-познавательные игры по литературным произведениям географической направленности


Автор: Макарова Светлана Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа №43 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации к изучению географии и других дисциплин путем вовлечения учащихся в интеллектуально-познавательные игры по литературным произведениям географической направленности
Раздел: среднее образование





Назад




Макарова С.М.

Повышение мотивации к изучению географии и других дисциплин путем вовлечения учащихся в интеллектуально-познавательные

игры по литературным произведениям географической направленности

Введение

Ключевым элементом концепции данного проекта была идея возможности использования возрастного интереса ребенка к играм, путешестви-

ям и приключениям.

Для каждой учебной параллели используется определенное литературное произведение (произведения), игра по мотивам которого наиболее

соответствует возрастным особенностям учащихся.

Здесь мы расскажем о проекте, построенном вокруг книги Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санникова».

Программа внеурочной деятельности связанная с этой книгой разработана для учащихся 7 классов средней общеобразовательной школы и эф-

фективно дополняет курс физической географии.

Работа учащихся в рамках указанной программы способствует повышению мотивации учащихся к изучению географии и других дисциплин (а

также школьной мотивации вообще) путем вовлечения обучающихся в подготовку и проведение интеллектуально-познавательной игры по ли-

тературному произведению.

Прогнозируемые результаты

Личностные результаты:

— развитие высокой мотивации к освоению географических знаний;

— воспитание доверия и уважения к культуре разных народов, толерантного отношения к представителям других национальностей и вероиспове-

даний;

— осознание личной ответственности за сохранение природных ресурсов планеты;

— совершенствование коммуникативных умений – готовности слушать собеседника, вести - диалог, признавать возможность существования раз-

личных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать его.

— развитие навыков сотрудничества со сверстниками при решении различных познавательных задач.

Метапредметные результаты:

- формирование представлений о глубокой и неразрывной связи научных дисциплин между собой, связи географии с другими учебными курсами

(естественного и гуманитарного циклов);

- формирование умения работать с различными источниками информации (текстами, картами, справочниками, сетевыми ресурсами); развитие

умения сопоставлять и интегрировать информацию из разных источников;

Предметные результаты:

-

развитие представлений об истории формирования географических знаний, истории развития глобальных экономических и культурных связей.

- совершенствование навыков работы с географическими картами и справочной географической литературой.

Программа внеурочной деятельности «Весь мир в книге» («Земля Санникова») для учащихся 7-х классов

Программу «Земля Санникова» можно использовать, как алгоритм для разработки программ по другим литературным произведениям и для

учащихся иных возрастных категорий.

Структура программы стандартизована и включает в себя следующие элементы:

1. Пояснительная записка.

2. Особенности организации образовательного процесса:

3. Формы организации деятельности обучающихся на занятии

4. Цель, задачи программы

5. Содержание программы внеурочной деятельности.

6. Планируемые результаты обучения.

7. Техническое и информационное обеспечение.

8. Учебный план.

9. Календарно – тематическое планирование.

10. Вариативный план с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Чтобы не перегружать настоящую статью, ниже мы приведем первые разделы программы, как заслуживающие, мы надеемся, наибольшего ин-

тереса.

2

I.

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Земля Санникова» адресована в первую очередь учащимся 7 классов средней общеобразовательной

школы и эффективно дополняет курс физической географии.

Программа внеурочной деятельности позволяет обеспечивать индивидуальный, внеурочный маршрут учащихся, предусмотренный требовани-

ями нового ФГОС ООО.

Программа реализуется в соответствии с планом внеурочной деятельности школы, который отводит 68 учебных часов для реализации про-

граммы «Земля Санникова»

Работа учащихся в рамках указанной программы способствует более глубокому изучению таких школьных дисциплин: как география, исто-

рия, литература инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции в рамках Про-

граммы «Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией» в отведенное время на внеурочную деятель-

ность. Использование программы непременно будет способствовать совершенствованию навыков чтения, расширению круга и культуры чтения,

расширению круга печатных и информационных объектов для изучения и работы с ними.

Число модулей и количество часов, отведенное на каждый модуль, может быть изменено, что позволяет содержание программы и включа-

ет творческий подход учителя к ее реализации. Программа в полной мере предоставляет учителю возможность использования всего спектра суще-

ствующих педагогических технологий при проведении занятий, таким образом, позволяет реализовать творческий потенциал учителя, у которого

не всегда бывает возможность реализовывать свои творческие планы в рамках учебной деятельности ввиду различных учебных обстоятельств.

Выбор педагогических технологий будет зависеть от специфики ученического коллектива, исходя из интересов учеников и учителя, кото-

рые на данный момент участвуют в реализации программы.

1.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии

Фронтальная (аудиторное занятие): работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.).

Групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определен-

ных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные

задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).

Работа в подгруппах: одна из подгрупп на аудиторном занятии осваивает новый учебный материал, либо занимается практической деятельно-

стью; другая подгруппа (другие подгруппы) выполняют внеаудиторные (самостоятельные) задания.

Занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

3

2.

Цель, задачи программы

Цель:

создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, выражающихся в высокой мотивации к изучению школьных курса

географии и других естественнонаучных дисциплин, а также повышения интереса к чтению.

Задачи:

развитие у учащихся устойчивого интереса к географическим знаниям; совершенствование представлений о глубокой связи географии с

другими учебными дисциплинами;

формирование ценностного отношения к знаниям и пониманию их прикладного характера;

формирование активной познавательной позиции;

формирование представления об источниках географической информации;

формирование навыков постановки и решения познавательных задач;

формирование навыков смыслового чтения;

формирование устойчивого читательского интереса учащихся;

развитие творческого потенциала учащихся;

формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

развитие способности учащихся осуществлять рефлексивную деятельность

II.

Содержания программы

Программа «Земля Санникова» состоит из пяти взаимосвязанных модулей.

Модуль I

Задачей модуля является получение учащимися знаний об истории формирования территории России, ее приращения землями Русского

Севера, знаменитых землепроходцах и исследователях Арктики.

Модуль II

4

Задачей модуля является получение учащимися знаний о географическом положении арктических территории России, особенностях приро-

ды Арктики, ресурсах и транспортном значении, гидрографии Российской Арктики.

Модуль III

Задачей модуля является получение учащимися знаний о народах, истории хозяйственного освоения арктических пространств, развитии

транспорта в приполярных районах.

Модуль IV

Модуль решает задачи по формированию благоприятной читательской среды и читательской компетенции. Он включает разбор образов

литературных героев, описаний природы и ее явлений. Развитие навыков смыслового, аналитического чтения.

Модуль V

Модуль решает задачи по развитию творческих способностей учащихся, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков и умений.

Осуществлению рефлексии интеллектуально-творческой деятельности.

А теперь мы коротко раскроем содержание модулей

Модуль I

Историко-географический

— Истории формирования территории России, ее приращения арктическими землями.

— Знаменитые землепроходцы и исследователи Арктики.

— Научно-популярные и художественные фильмы о Севере

— Отважные промышленники

— Экспедиция Э.В. Толля

Модуль II

Физико-географический

— Физико-географические особенности арктических территорий России

— Виды земной коры.

5

— Природа и ресурсы арктической зоны.

— Тайна двух островов Арктики

Модуль III

Социально-географический

— Народы Севера

— Исторические занятия населения Севера. Промыслы.

— Видеоматериалы о быте населения Севера

— Посещение отдела Северных народов Российского Этнографического музея.

— Обсуждение посещение Российского Этнографического музея.

Модуль IV

Литературно-географический

— Биография В.А. Обручева, научная и художественная деятельность

— Научно-фантастическая литература

— Русское Географическое общество

— Экспедиция снаряжается

— Путь на Север

— Кладбище мамонтов

— Плавание

— "Земля обетованная"

— Странные животные и пузырящиеся озера

— Онкилоны и Вампу

— Долина Тысячи дымов.

— Священное озеро.

— Тревожные признаки

— Через льды и по морю.

— Завершение путешествия.

6

Модуль V

Творческая мастерская

— Планирование интеллектуально-познавательной игры по книге Обручева В.А. «Земля Санникова»

— Распределение ролей учащихся

— Подготовка к проведению интеллектуально-познавательной игры по книге.

— Подготовка раздаточного материала и реквизита для проведения игры

— Репетиция проведения игры. Анализ замечаний. Коррекция.

— Интеллектуально-познавательная игра по Обручева В.А. «Земля Санникова».

— Подведение итогов игры.

Выводы

В ходе работы по воплощению программы в школьную жизнь, проявились многочисленные достоинства избранной концепции. Учащиеся

охотно посещали занятия, было очевидно, что им интересно. С неподдельным вниманием школьники много работали с книгой В.А. Обручева,

справочной литературой, географическими картами. Они смотрели отрывки научно-популярных фильмов, делились ссылками на страницы

сайтов. Были привлечены интересные исторические и этнографические материалы. Ребята работали в группах, делились своими мнениями, ожив-

ленно обсуждали замеченные проблемы освоения арктических территорий. И, конечно, все это положительно сказалось на учебной мотивации в

целом и росту интереса к изучению школьного курса географии.

Мы полагаем, что, после необходимой апробации, данный опыт может быть рекомендован к тиражированию.

7



В раздел образования