Автор: Макарова Светлана Михайловна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ школа №43 Приморского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации к изучению географии и других дисциплин путем вовлечения учащихся в интеллектуально-познавательные игры по литературным произведениям географической направленности
Раздел: среднее образование
Макарова С.М.
Повышение мотивации к изучению географии и других дисциплин путем вовлечения учащихся в интеллектуально-познавательные
игры по литературным произведениям географической направленности
Введение
Ключевым элементом концепции данного проекта была идея возможности использования возрастного интереса ребенка к играм, путешестви-
ям и приключениям.
Для каждой учебной параллели используется определенное литературное произведение (произведения), игра по мотивам которого наиболее
соответствует возрастным особенностям учащихся.
Здесь мы расскажем о проекте, построенном вокруг книги Владимира Афанасьевича Обручева «Земля Санникова».
Программа внеурочной деятельности связанная с этой книгой разработана для учащихся 7 классов средней общеобразовательной школы и эф-
фективно дополняет курс физической географии.
Работа учащихся в рамках указанной программы способствует повышению мотивации учащихся к изучению географии и других дисциплин (а
также школьной мотивации вообще) путем вовлечения обучающихся в подготовку и проведение интеллектуально-познавательной игры по ли-
тературному произведению.
Прогнозируемые результаты
Личностные результаты:
— развитие высокой мотивации к освоению географических знаний;
— воспитание доверия и уважения к культуре разных народов, толерантного отношения к представителям других национальностей и вероиспове-
даний;
— осознание личной ответственности за сохранение природных ресурсов планеты;
— совершенствование коммуникативных умений – готовности слушать собеседника, вести - диалог, признавать возможность существования раз-
личных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать его.
— развитие навыков сотрудничества со сверстниками при решении различных познавательных задач.
Метапредметные результаты:
- формирование представлений о глубокой и неразрывной связи научных дисциплин между собой, связи географии с другими учебными курсами
(естественного и гуманитарного циклов);
- формирование умения работать с различными источниками информации (текстами, картами, справочниками, сетевыми ресурсами); развитие
умения сопоставлять и интегрировать информацию из разных источников;
Предметные результаты:
-
развитие представлений об истории формирования географических знаний, истории развития глобальных экономических и культурных связей.
- совершенствование навыков работы с географическими картами и справочной географической литературой.
Программа внеурочной деятельности «Весь мир в книге» («Земля Санникова») для учащихся 7-х классов
Программу «Земля Санникова» можно использовать, как алгоритм для разработки программ по другим литературным произведениям и для
учащихся иных возрастных категорий.
Структура программы стандартизована и включает в себя следующие элементы:
1. Пояснительная записка.
2. Особенности организации образовательного процесса:
3. Формы организации деятельности обучающихся на занятии
4. Цель, задачи программы
5. Содержание программы внеурочной деятельности.
6. Планируемые результаты обучения.
7. Техническое и информационное обеспечение.
8. Учебный план.
9. Календарно – тематическое планирование.
10. Вариативный план с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Чтобы не перегружать настоящую статью, ниже мы приведем первые разделы программы, как заслуживающие, мы надеемся, наибольшего ин-
тереса.
2
I.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Земля Санникова» адресована в первую очередь учащимся 7 классов средней общеобразовательной
школы и эффективно дополняет курс физической географии.
Программа внеурочной деятельности позволяет обеспечивать индивидуальный, внеурочный маршрут учащихся, предусмотренный требовани-
ями нового ФГОС ООО.
Программа реализуется в соответствии с планом внеурочной деятельности школы, который отводит 68 учебных часов для реализации про-
граммы «Земля Санникова»
Работа учащихся в рамках указанной программы способствует более глубокому изучению таких школьных дисциплин: как география, исто-
рия, литература инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции в рамках Про-
граммы «Формирование стратегий смыслового чтения и работы с текстом/работы с информацией» в отведенное время на внеурочную деятель-
ность. Использование программы непременно будет способствовать совершенствованию навыков чтения, расширению круга и культуры чтения,
расширению круга печатных и информационных объектов для изучения и работы с ними.
Число модулей и количество часов, отведенное на каждый модуль, может быть изменено, что позволяет содержание программы и включа-
ет творческий подход учителя к ее реализации. Программа в полной мере предоставляет учителю возможность использования всего спектра суще-
ствующих педагогических технологий при проведении занятий, таким образом, позволяет реализовать творческий потенциал учителя, у которого
не всегда бывает возможность реализовывать свои творческие планы в рамках учебной деятельности ввиду различных учебных обстоятельств.
Выбор педагогических технологий будет зависеть от специфики ученического коллектива, исходя из интересов учеников и учителя, кото-
рые на данный момент участвуют в реализации программы.
1.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии
Фронтальная (аудиторное занятие): работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.).
Групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определен-
ных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные
задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности).
Работа в подгруппах: одна из подгрупп на аудиторном занятии осваивает новый учебный материал, либо занимается практической деятельно-
стью; другая подгруппа (другие подгруппы) выполняют внеаудиторные (самостоятельные) задания.
Занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3
2.
Цель, задачи программы
Цель:
создать условия для формирования ценностных ориентаций учащихся, выражающихся в высокой мотивации к изучению школьных курса
географии и других естественнонаучных дисциплин, а также повышения интереса к чтению.
Задачи:
развитие у учащихся устойчивого интереса к географическим знаниям; совершенствование представлений о глубокой связи географии с
другими учебными дисциплинами;
формирование ценностного отношения к знаниям и пониманию их прикладного характера;
формирование активной познавательной позиции;
формирование представления об источниках географической информации;
формирование навыков постановки и решения познавательных задач;
формирование навыков смыслового чтения;
формирование устойчивого читательского интереса учащихся;
развитие творческого потенциала учащихся;
формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;
развитие способности учащихся осуществлять рефлексивную деятельность
II.
Содержания программы
Программа «Земля Санникова» состоит из пяти взаимосвязанных модулей.
Модуль I
Задачей модуля является получение учащимися знаний об истории формирования территории России, ее приращения землями Русского
Севера, знаменитых землепроходцах и исследователях Арктики.
Модуль II
4
Задачей модуля является получение учащимися знаний о географическом положении арктических территории России, особенностях приро-
ды Арктики, ресурсах и транспортном значении, гидрографии Российской Арктики.
Модуль III
Задачей модуля является получение учащимися знаний о народах, истории хозяйственного освоения арктических пространств, развитии
транспорта в приполярных районах.
Модуль IV
Модуль решает задачи по формированию благоприятной читательской среды и читательской компетенции. Он включает разбор образов
литературных героев, описаний природы и ее явлений. Развитие навыков смыслового, аналитического чтения.
Модуль V
Модуль решает задачи по развитию творческих способностей учащихся, развитию и совершенствованию коммуникативных навыков и умений.
Осуществлению рефлексии интеллектуально-творческой деятельности.
А теперь мы коротко раскроем содержание модулей
Модуль I
Историко-географический
— Истории формирования территории России, ее приращения арктическими землями.
— Знаменитые землепроходцы и исследователи Арктики.
— Научно-популярные и художественные фильмы о Севере
— Отважные промышленники
— Экспедиция Э.В. Толля
Модуль II
Физико-географический
— Физико-географические особенности арктических территорий России
— Виды земной коры.
5
— Природа и ресурсы арктической зоны.
— Тайна двух островов Арктики
Модуль III
Социально-географический
— Народы Севера
— Исторические занятия населения Севера. Промыслы.
— Видеоматериалы о быте населения Севера
— Посещение отдела Северных народов Российского Этнографического музея.
— Обсуждение посещение Российского Этнографического музея.
Модуль IV
Литературно-географический
— Биография В.А. Обручева, научная и художественная деятельность
— Научно-фантастическая литература
— Русское Географическое общество
— Экспедиция снаряжается
— Путь на Север
— Кладбище мамонтов
— Плавание
— "Земля обетованная"
— Странные животные и пузырящиеся озера
— Онкилоны и Вампу
— Долина Тысячи дымов.
— Священное озеро.
— Тревожные признаки
— Через льды и по морю.
— Завершение путешествия.
6
Модуль V
Творческая мастерская
— Планирование интеллектуально-познавательной игры по книге Обручева В.А. «Земля Санникова»
— Распределение ролей учащихся
— Подготовка к проведению интеллектуально-познавательной игры по книге.
— Подготовка раздаточного материала и реквизита для проведения игры
— Репетиция проведения игры. Анализ замечаний. Коррекция.
— Интеллектуально-познавательная игра по Обручева В.А. «Земля Санникова».
— Подведение итогов игры.
Выводы
В ходе работы по воплощению программы в школьную жизнь, проявились многочисленные достоинства избранной концепции. Учащиеся
охотно посещали занятия, было очевидно, что им интересно. С неподдельным вниманием школьники много работали с книгой В.А. Обручева,
справочной литературой, географическими картами. Они смотрели отрывки научно-популярных фильмов, делились ссылками на страницы
сайтов. Были привлечены интересные исторические и этнографические материалы. Ребята работали в группах, делились своими мнениями, ожив-
ленно обсуждали замеченные проблемы освоения арктических территорий. И, конечно, все это положительно сказалось на учебной мотивации в
целом и росту интереса к изучению школьного курса географии.
Мы полагаем, что, после необходимой апробации, данный опыт может быть рекомендован к тиражированию.
7