Автор: Машкарина Яна Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №39
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Специфика общения детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Специфика общения детей дошкольного возраста.
Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на
согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
Общающийся человек называется субъектом общения. При этом, очевидно,
что общение как психологический процесс помимо субъекта общения
предполагает, как минимум, еще одного или несколько людей, которые
являются его партнерами по общению. Понятно также, что каждый из
партнеров по общению, в свою очередь, также является субъектом общения.
Следовательно, в общении всегда участвуют два и более субъектов.
Общение представляет собой сложный, многогранный процесс, в
котором могут быть выделены следующие его стороны, или функции:
-
коммуникативная (обмен информацией);
-
интеракция (обмен действиями);
-
социальная перцепция (восприятие людьми друг друга).
Функции общения дают человеку представление о том, что конкретно
происходит в процессе общения между людьми, каковы могут быть его
результаты.
Коммуникация,
или
коммуникативная
сторона
общения,
отражает процессы обмена информацией между общающимися людьми. При
этом отдельный акт передачи информации от одного партнера к другому и ее
приема называется коммуникативным актом.
Термин «коммуникация» происходит от латинского communicate, что
означает
«делаю
общим,
связываю,
общаюсь».
Мы
рассматриваем
коммуникацию как акт общения, его составную часть, так как считаем
неправомерным расценивать коммуникацию только как процесс трансляции
информации и выделяем важный аспект процесса общения – речевые
коммуникации как активное взаимодействие субъектов.
Интеракция, помимо обмена информацией, предполагает обмен
определенными действиями между партнерами по общению. В процессе
восприятия друг друга партнерами по общению (перцептивная сторона
общения) фиксируются отношения людей друг к другу, их взаимное влияние
друг на друга, их сопереживание и взаимопонимание.
Общение является одним из важнейших факторов психического
развития с первых дней жизни ребенка.
По субъекту взаимодействия общение в дошкольном возрасте делится
на:
общение со взрослыми общение со сверстниками
Как отмечает Чумичева Р.М., в дошкольном возрасте последовательно
сменяют друг друга четыре формы общения: ситуативно-личностное,
ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное
и
внеситуативно-
личностное; и три формы общения со сверстниками: эмоционально
практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое [44;45].
Для достижения хорошего контакта взрослого с ребенком нужно иметь
информацию о его личности, о его взглядах, интересах, настроении в момент
общения и т.д.
Закладывая основы теории развивающего обучения, Л.С.Выготский
рассматривал общение взрослого с ребенком как сотрудничество, которое
предполагает равную заинтересованность взрослого и ребенка в их общей
деятельности, их совместное участие в ней. Позиция взрослого заключается в
том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности,
поддерживать
и
развивать
этот
интерес
своим
активным
участием.
Сотрудничество исключает всякие формы заявления со стороны взрослого.
Общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает
наиболее полноценное развитие ребенка.
Сотрудничество пробуждает к жизни такие психические процессы,
которые
никогда
не
возникли
бы
без
общения,
построенного
на
сотрудничестве.
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии
личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников
зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в
какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
Общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений.
Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального
напряжения.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении
всего
детства
ребенок
интенсивно
осваивает
речь.
Освоение
речи
превращается в речевую деятельность. Основная функция речи – общение,
сообщение или коммуникация. Ребенок шести лет уже способен общаться на
уровне контекстной речи – той самой речи, которая достаточно понятна без
непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Ситуативный
способ речевого общения постепенно замещается контекстным. У ребенка с
развитой речью можно наблюдать речевые средства, которые он присваивает
от взрослых и использует в своей контекстной речи.
Взрослому
необходимо
обратить
внимание
на
диалог
ребенка
дошкольного возраста.
Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная
сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его
речи,
становление
коммуникативной
компетенции,
важная
сфера
самодеятельной активности, саморазвития.
Умение
вести
диалог
со
сверстниками
–
важнейшая
сфера
коммуникативной самодеятельности. Игры парами – один из возможных и
достаточно эффективных приемов влияния взрослого на развитие у них
умения диалогически общаться со сверстниками. При этом многое зависит от
того, как организует педагог совместную деятельность – содержательное
общение, совместные игры и занятия. Это важное условие овладения родным
языком.
Подводя итог, можно отметить отличительные особенности общения
ребенка дошкольного возраста со сверстниками от общения со взрослыми.
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит
в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если со взрослым
ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, то разговоры со
сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком,
кривлянием, смехом.
Вторая
особенность
контактов
дошкольников
состоит
в
нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и
правил.
Общаясь
со
взрослыми,
даже
самый
маленький
ребенок
придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и
речевых оборотов.
Третья
особенность
заключается
в
преобладании
инициативных
высказываний над ответами. В контактах со сверстниками ребенку важно
высказаться самому, чем выслушать другого.
Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит
в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям.
Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны, чем,
если бы партнером был взрослый. Общаясь со сверстниками, ребенок может
притворяться, выражать обиду, фантазировать.
Анализ научной литературы по проблеме речевого развития ребенка –
дошкольника приводит к тому, что речь следует рассматривать как
компонент активного, целенаправленного коммуникативного поведения,
продукт и элемент коммуникации, поскольку посредством речи человек
способен вступать в многочисленные контакты, в процессе которых он
пополняет и расширяет свой кругозор и устанавливает взаимосвязи с
окружающим его природным, предметным и социальным миром.
Речь, будучи ведущим средством общения, возникает из потребности в
ней на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Её
возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей
жизнедеятельностью ребенка.
Являясь неотъемлемой частью человеческого бытия, общение выступает
важнейшим средством и источником развития личности. Потребность в
общении – одна из первых социальных потребностей, возникших в
онтогенезе. Благодаря ей ребенок вступает в разнообразные контакты с
окружающим его природным, социальным и предметным миром, познает и
приобщается к культурным и нравственным ценностям общества, в котором
он живет и познает самого себя, устанавливает взаимосвязи с этим миром