Автор: Шевелева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ " Кикеринская СОШ"
Населённый пункт: Ленинградская область п.Кикерино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по проектной деятельности
Раздел: начальное образование
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Кикеринская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1класс
Составила:
учитель начальных классов
Шевелева Н.Н.
2020-2021гг
1. Пояснительная записка.
Место «Проектной деятельности» в учебном плане МКОУ «Кикеринская СОШ»
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным
планом МКОУ «Кикеринская СОШ» на проектную деятельность в 1 классе отводится 1
внеаудиторный час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 33 часа внеаудиторной
занятости.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного
образовательного стандарта по проектной деятельности.
Данная рабочая программа адресована учащимся 1 класса общеобразовательной школы
и рассчитана на 2019-20 учебный год.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но
вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI
века. Специфической
особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей
элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует
учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также
возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом
постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой
активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой
новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше
приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов
обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на
выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное
изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству
результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая
программа по проектной деятельности представляет собой целостный
документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический
план; содержание тем учебного курса; система оценки достижений учащихся; требования к
уровню
подготовки
учащихся;
перечень
учебно-методического
обеспечения,
перечень
литературы, используемой для составления программы.
Цели программы:
развить творческие и коммуникативные способности ребёнка
привить навыки сотрудничества с другими людьми;
активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить
её и использовать для выполнения проекта;
активизировать навыки самостоятельной работы по сбору нужной информации;
развить навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
Задачи программы:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
самостоятельно конструировать свои знания;
интегрировать знания из различных областей наук;
научиться критически мыслить.
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах,
индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов
изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках
рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
2. Содержание тем проектной деятельности (календарно-тематическое планирование)
Календарно-тематическое планирование на __________учебный год.
Всего: 33 часа, 1 час в неделю
№
занятия
Тема проекта
Содержание, методические приемы
Кол-во
часов
Дата
защиты
1.-2.
Наша школа
Экскурсия по территории школы.
2
сентябрь
Конкурс рисунков «Моя школа».
3.-4.
Наша безопасность.
Беседа о правилах дорожного движения.
2
сентябрь
Конкурс
рисунков
«По
безопасной
дороге в безопасное будущее».
5.-7.
Краски осени
Экскурсия в осенний парк для сбора
природного материала.
3
октябрь
Обсуждение
возможных
композиций
поделок из собранного материала.
Выполнение и выставка работ.
8.-9.
План классного уголка.
Беседа «Что такое классный уголок?»
2
октябрь,
ноябрь
Оформление классного уголка.
10.-11
Наш дом
Беседа «Мой дом – моя крепость».
2
Ноябрь
Конкурс рисунков «Дом моей мечты».
12.-13
Наши имена.
Беседа «Что значит моё имя?»
2
Декабрь
Рассказы детей о своих именах.
14.-15
Ёлочки
Беседа «Как и из чего можно сделать
ёлочку?»
2
декабрь
Выполнение. Выставка работ.
16.-18
Птицы зимой
Беседа «Как помочь птицам зимой?»
3
январь
Изготовление кормушек для птиц из втор
сырья.
Выставка работ и вывешивание их на
улице.
19-20
Живые витамины
Подготовка
к
утреннику
«День
здоровья».
2
февраль
Утренник «День здоровья».
21-22
Сувенир в подарок
Изготовление сувениров, посвященных
23 февраля.
2
февраль,
март
Изготовление сувениров, посвященных 8
марта.
23-25
Алфавит
Беседа «история Алфавита».
3
март
Обсуждение тематики будущих работ.
Выставка работ.
26-27
Кто такой Петрушка?
Беседа
«Герои
русских
народных
сказок».
2
апрель
Выставка рисунков и поделок «Мой
любимый
герой
русских
народных
сказок».
28-29
Откуда пришли
комнатные растения.
Беседа «Комнатные растения. Зачем они
нам?»
2
апрель
Посадка
цветов
с
целью
озеленения
класса.
30-31
День моей фамилии
Беседа «Каждая фамилия – это история
семьи».
2
май
Рассказ о происхождении своей фамилии
или о своей семье.
Конкурс коллажей «Моя семья».
32-33
Праздники в России
Беседа «Главные праздники страны».
2
май
Рассказ о своем любимом празднике.
Конкурс
рисунков
«Мой
любимый
праздник».
3. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом,
газета,
гербарий,
журнал, книжка-раскладушка,
коллаж,
коллекция,
костюм,
макет,
модель,
музыкальная подборка,
наглядные пособия,
паспорту,
плакат,
план,
серия иллюстраций,
сказка,
справочник,
стенгазета,
сувенир-поделка,
сценарий праздника,
учебное пособие,
фотоальбом,
экскурсия.
4. Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2008.
Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. –
Волгоград: Учитель, 2009.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”,
№ 9, 2005.
Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя
начальных классов. // Сборник. Как организовать проектную деятельность младших
школьников.// Новосибирск, НИПК и ПРО, 2006.
Беседы с учителем. Методика обучения. 1класс, под редакцией Л.Е.Журовой // “Вентана-
Граф”, 2004.
Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной
школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
5. Список литературы, используемой для составления программы.
Концепция модернизации Российской Федерации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Методическое письмо «О преподавании учебных предметов начальной школы в
условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего
образования».
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного
стандарта общего образования.