Автор: Феоктистова Зульфира Зуфаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский № 20 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога в области применения современных цифровых образовательных технологий
Раздел: дошкольное образование
Профессиональная компетентность педагога в области применение современных
цифровых образовательных технологий.
В соответствии с профессиональным стандартом педагога одной из компетенций,
необходимых для осуществления педагогической деятельности по реализации программ
дошкольного образования, является владение ИКТ-компетенциями, что в первую очередь
означает использование инновационных цифровых технологий в образовательном
процессе. Они необходимы для того, чтобы разнообразить обучение и идти в ногу со
временем.
Цифровая образовательная среда – это пространство, в котором возможно создание
каждым обучающимся своего личного образовательного пространства при помощи
цифровых технологий.
Цифровые компетенции позволяют выйти на новые актуальные задачи:
Самостоятельный выбор и оценка информации и источников знаний, обеспечение
удобной навигации по информационному пространству, опора на онлайн-взаимодействие
везде, где это эффективно.
Современные сервисы, применяемые в электронном обучении, интерактивны и
адаптивны: педагог может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру,
показать видеоматериалы; с ними удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому
ребенку, выбирать темп обучения и вид деятельности.
Концептуальные основы внедрения и развития ЦОС в образовательных
организациях:
Реализации
основных
принципов
ФГОС
ДО
способствует
организация
современной цифровой среды в ДОУ.
Для
того
чтобы
построить
образовательную
деятельность
с
учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка педагогами широко используются
интерактивные обучающие игры.
Цифровые технологии являются эффективным инструментом решения задач
развивающего
обучения
и
реализации
деятельностного
подхода,
обогащающего
развивающую среду детского сада.
В процессе решения виртуальных учебных задач у детей развиваются творческий
потенциал,
инициативность,
любознательность,
усидчивость,
трудолюбие,
ответственность,
которые
являются
целями
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Также при взаимодействии детского сада с семьями воспитанников, цифровые
технологии могут стать важным звеном в организации дистанционного обучения,
создание социальных образовательных сетей и сообществ.
Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают
новый
потенциал
классическим
методикам,
предоставляют
педагогам
новые
инструменты.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны,
требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой
стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Цифровые инструменты в работе педагога
Для эффективного использования цифровых инструментов, педагогам необходимо знать
их функциональные и педагогические возможности и уметь их правильно применять в
процессе
обучения.
Рассмотрим
основные
возможности
цифровых
инструментов
подробнее:
1.Передача важной образовательной информации воспитанникам и родителям.
В любом формате обучения педагог остается лидером группы, а значит, презентует
и собирает организационную информацию. Форумы, мессенджеры и виртуальные доски
помогают воспитателю общаться с родителями, напоминать о важных событиях
2. Создание комфортных условий для дистанционного обучения.
Комфортные условия в процессе дистанционного обучения — это когда все
участники процесса обмениваются информацией в срок, без ущерба для здоровья и
частной жизни, с пользой для развития. В данном случае возможно использовать чаты в
социальных сетях, функции оповещения и хранения файлов в электронных учебных
системах и многообразные видеотеки интернета.
3. Поддержка эмоциональной связи с воспитанниками.
Для поддержки эмоциональной связи с воспитанниками служат социальные сети и
мессенджеры, видеоконференции, виртуальные доски, облачные хранилища и форумы.
4. Развитие интереса, вовлеченности и увлеченности воспитанников.
Интерес к занятиям растет, когда дошкольник может играть, выбирать, испытывать
радость открытия и укреплять самостоятельность. Для привлечения внимания детей,
увеличения их заинтересованности, воспитателю помогают цифровые инструменты,
которые реализуются в игровой форме.
5. Развитие собственной профессиональной свободы.
Свобода педагога — это такой набор умений, навыков и знаний, который
позволяет решать образовательные задачи в зависимости от запросов и уровня
увлеченности воспитанников.
На сегодняшний день существует огромное количество цифровых инструментов
для организации совместной деятельности, осуществления обратной связи, создания
цифровой образовательной среды, организации онлайн-уроков. Наиболее популярными из
них являются Padlet, Mentimeter, Google Form, Plickers, Kahoot, Quizizz, Google Classroom,
Learning Apps, Microsoft Teams, Zoom, Skype. Именно поэтому возникает необходимость
их разграничения по определенным признакам.
1. Инструменты для организации совместной деятельности: Padlet, Mentimeter,
сервисы Google (Google Документы, Google Таблицы, Google Презентации и т.д.).
2. Инструменты для осуществления обратной связи: Google Form, Kahoot, Quizizz.
3. Инструменты
для
создания
цифровой образовательной среды: Google
Classroom, Learning Apps.
4. Инструменты для организации онлайн-занятий: Microsoft Teams, Zoom, Skype.