Напоминание

Дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста


Автор: Майкова Юлия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры с детьми младшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель ГБДОУ детского сада № 11 Приморского района

Санкт-Петербурга

Майкова Юлия Павловна.

Дидактическая

игра

представляет

собой

многоплановое,

сложное

педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей

дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой

деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в

двух видах: игры – занятия и дидактические (автодидактические) игры. В

первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для

повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые

приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования др.

использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается

с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью игр – занятий

воспитатель

не

только

передает

определенные

знания,

формирует

представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат

сформулированные

представления

о

построении

игрового

сюжета,

о

разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были

созданы

условия

для

переноса

этих

знаний

и

представлений

в

самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в

жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры-занятия,

поэтому

относятся

к

прямому

обучению

детей

с

использованием

разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике,

родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии

сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Воспитатель

одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а

дети играют и учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность

основана

на

осознанности

этого

процесса.

Самостоятельная

игровая

деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют

интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых

детям известны («Краски», «Где мы были, мы не скажем, а что делали –

покажем» и др.). Например, в игре «Краски», детям нужно выбрать любой

цвет краски. Дети обычно выбирают любимые и сказочные цвета: золотой,

серебряный. Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему

название краски. «Скачи по дорожке на одной ножке», - говорит водящий

тому, кто назвал цвет краски, которой не загадал не один из играющих.

Сколько здесь интересных для детей игровых действий.

Поэтому-то дети всегда играют в такие игры. Задача воспитателя

заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, что бы у них были

такие игры всегда в запасе, что бы они сами могли организовывать их, быть

не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности.

Если у ребят угаснет интерес к игре (а это относится к большей мере к

настольно-печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более

сложные правила. Самостоятельная игровая деятельность не исключает

управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный

характер, воспитатель может быть равноправным участником игры. Так, в

играх,

помимо

формирования

самостоятельности,

активности

детей,

устанавливается атмосфера доверия между детьми и воспитателем, между

самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении

личности ребенка, на внимание к его внутреннему миру, к переживаниям,

которые он испытывает в процессе игры.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех

основных направлениях:

1. Подготовка к проведению дидактической игры;

2. Её проведение;

3. Анализ;

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения:

углубление

и

обобщение

знаний,

развитие

сенсорных

способностей,

активизация психических процессов и др.;

-

установление

соответствия

отобранной

игры

программным

требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

- определения наиболее удобного времени провидения дидактической

игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от

занятий время);

- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая

другим;

- определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально);

- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной

игры (игрушки, картинки, природный материал);

- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить

весь

ход

игры,

свое

место

в

игре,

методы

руководства

игрой;

- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о

предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения

игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,

который будет использован в игре;

- объяснение хода и правил игры. При этом, воспитатель обращает

внимание, на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое

выполнение правил;

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей

правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не

приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве

играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия

воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки,

сложностью дидактической задачи, игровых правил;

- подведение – это ответственный момент в руководстве ею, так как по

результатам,

которых

дети

добьются

в

игре,

можно

судить

о

её

эффективности и будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной

деятельности ребят.

Анализ

проведенной

игры направлен

на

выявление

приёмов

её

подготовки и проведения (какие приемы оказались эффективными в

достижении поставленной цели; что не сработало и почему). Это поможет

совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,

избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить

индивидуальные особенности в поведении и характере детей. Это позволит

правильно организовать индивидуальную работу с ребятами. Самокритичный

анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает

варьировать иргу, обогащать её новым материалом в последующей работе.

Рассмотрим подробнее некоторые приемы и методы руководства

дидактическими играми.

Игра становиться, методом обучения и принимает форму дидактической,

если в ней четко определены: дидактическая задача, игровые правила и

действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми

действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися

знаниями,

которые

в

ходе

игры

усваиваются,

систематизируются,

обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобрести и новые

знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе

наблюдения за играющими, за высказываниями, действиями, выступая в роли

болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это

очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее

подготовленные, как правило, в начале, берут на себя роли болельщиков, при

этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить

игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней,

желание играть. Это достигается различными приемами: использованием

загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру,

напоминанием об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет

успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая

детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей,

сближает их, укрепляет их дружбу.

Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может

быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные

действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить.

Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у

детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие

темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы

«разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и

её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе

игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный

настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её

ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку,

подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.

Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание,

кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и

др.), то при проведении итогов необходимо быть особенно внимательным и

объективным.

ИГРЫ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ

При организации дидактических игр детей от 3 до 4 лет воспитателю

необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится

активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление

утвердиться: «Я сам!». Но внимание малыша пока еще неустойчиво, он

быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от

него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной

мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают

известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в

обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес

малыша к знаниям, и прежде всего, дидактической игрушке, которая

привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение

имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и

движениями самого ребенка. Занимательность игры возрастает, если в неё

включаются элементы загадочности. Известные детям игры становятся более

интересными, если в их содержание вносится что-то новое и более сложное,

требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять

игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного

познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой

материал(игрушки),

который

все

дети

могли

обследовать

и

активно

действовать им.

При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста

воспитатель объясняет правила по ходу игры. Например, в игре «Собери

правильно пирамидку» воспитатель объясняет правило при сборке игрушки.

У каждого ребенка в руках пирамидка. Воспитатель предлагает снять кольца

со стержня и положить их на стол. Затем, обращаясь к детям, говорит: «Дети,

давайте

опять

соберем

пирамидку,

вот

такую.

(Показывает.)

Чтобы

получилась такая пирамидка, надо сначала найти самое большое кольцо и

надеть его на палочку. (Дети выполняют.) Дети ищут и находят самое

большое кольцо, надевают его на стержень.

Игра повторяется до тех пор, пока её участники не усвоят основное

правило: каждый раз надо находить и надевать на стержень самое большое

(из остающихся) кольцо.

Воспитатель младшей группы должен помнить о том, что его речь

должна быть эмоциональной, четкой и в тоже время спокойной, так как

маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимики воспитателя.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре:

обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы,

их свойствами, изображениями на картинках.

Подводя итоги игры с детьми, воспитатель, как правило, отмечает только

положительные

стороны:

играли

дружно,

научились

делать

(указать

конкретно что), убрали на место игрушки.

Таким образом, основными целями и задачами воспитателя, при

использовании дидактических игр, согласно ФГОС ДО, являются:

- обогащать чувственных опыт детей, через проведение игр на развитие

слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.д.) тактильных ощущений,

температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный»,

«Легкий – тяжелый» и т.п.) мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами,

крючками, молниями, шнуровкой и т.д.);

- закреплять знания о величине, форме, цвете предметов;

- учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины;

- ориентироваться в соотношении плоских фигур «Геометрической

мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

- составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных

кубиков);

- сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и

различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет,

форма, величина).

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно

усложняющиеся правила.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Дидактическая задача. Учить детей узнавать предметы по характерным

признакам.

Игровые правила. Отгадывать знакомый предмет на ощупь. Предмет из

мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нем;

мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно

назван.

Игровые действия.

Ощупывание предмета; загадывание загадок о

предмете.

Ход игры. Организуя игру, воспитатель подбирает предметы, знакомые

детям. Посадив ребят полукругом, чтобы все предметы были видны детям, он

проводит краткую беседу. Затем просит нескольких ребят повторить название

предмета, ответить, для чего он нужен.

Воспитатель говорит:

- Сейчас мы поиграем. Кого я вызову, тот должен отгадать, что я положу

в мешочек.

Вася, посмотри внимательно на все предметы, что лежат на столе.

Запомнил? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом

отгадаешь, что я положила. (Кладет предмет в мешочек.) Вася, опусти руку в

мешочек. Что там лежит? Ты правильно назвал предмет. А теперь Вася

выберет того, кто подойдет ко мне и тоже узнает, какую игрушку я положила

в мешочек. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы будут названы.

В этой игре развиваются процессы запоминания (какие игрушки лежат

на столе), вырабатывается выдержка. Все, кроме вызванного ребенка, видят,

какой предмет воспитатель положил в мешочек, каждому хочется подсказать,

а этого делать нельзя.

В порядке усложнения этой игры предлагается другое правило: в

мешочек кладут несколько игрушек. Никто из детей не знает о них.

Вызванный ребенок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек,

рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают

игрушку (предмет).

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

«ДОМИНО»

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о разных машинах,

помогающих

людям;

правильно

их

называть

и

подбирать

парные

изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный

кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям

машины.

Игровое правило. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой

картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.

Игровое действие.

Если нет парной картинки у играющего, он

пропускает ход и ждет, когда на каком- либо конце появится парная картинка.

При повторении игры карточки раздаются заново.

Ход игры. Начинается игра короткой беседой воспитателя о машинах.

Педагог выясняет знания ребят о том, как эти машины помогают людям

работать. Дети рассматривают картинки. Затем воспитатель обращает

внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделенные

вертикальной полосой.

Воспитатель говорит:

- Я сейчас раздам вам карточки (по 4-6), и мы поиграем в игру

«Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы?

Правильно. Трактор и подъёмный кран. У кого, на картинке изображен

трактор, тот, положит рядом с моей карточкой. (Показывает, как надо

положить.) А у кого есть картинка подъёмного крана, куда он положит свою

карточку? (С другой стороны.) Правильно. А теперь какие карточки с

картинками лежат у нас по краям? («Комбайн и легковая машина «Волга».) У

кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.

Дети находят одинаковые картинки и кладут их, по очереди, на концы

образовавшегося ряда.

Если у ребенка не будет в руках нужной парной карточки, тогда он

пропускает ход. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят не останется

карточек. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки.

Содержание картинок для этой игры в следующий раз может быть иным:

цветы,

фрукты,

игрушки,

животные.

Усложнением

в

игре

является

увеличение числа картинок.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

ИГРА С ПАЛЬЧИКАМИ

Дидактическая задача.

Приучать слушать речь, понимать, о чем

говорится в потешке; соотносить слова с действиями пальцев.

Игровое правило. Пальцы загибать только после определенных слов.

Игровое действие. Имитация движений.

Ход игры. Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря:

- этот большой палец, а это поменьше, а вот совсем маленький –

мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья.

Послушайте потешку про эти пальчики!

Слова Движения

Пальчик-мальчик, Воспитатель показывает большой

Где ты был?- палец и, обращается к нему, на

С этим братцем - соответствующие слова загибает

В лес ходил, по очереди другие пальцы.

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел!

- Какую песенку он пел с маленьким братцем? – спрашивает

воспитатель, обращаясь к детям.

Дети называют какую-либо знакомую песню («Серенькая кошечка»,

«Калинка»), и пальчики «пляшут» (дети подымают руки и «пританцовывают»

пальчиками).

При повторном проведении этих игр воспитатель активизирует речь

детей, чтобы они сами дополняли предложения словами «в лес ходил», «щи

варил», «кашу ел» и др., а потом, когда запомнят всю потешку, они могут

играть самостоятельно.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети» М: Просвещение, 1988. С.61.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду; 2-е издание,

доработанное. – М: Просвещение,1991. - 210 с., ил.

3. Веракса Н.Е «От рождения до школы»: Основная образовательная

программа дошкольного, образования / под редакцией Вераксы Н.Е.,

Комаровой Т.С., Васильевой М.А; 3-е изд., испр. и доп. – М: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2016. -386 с.

4. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М: Просвещение, 1995. - 61

с.

5. Комарова Т.С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной

деятельности/ Комарова Т.С. //Дошкольное воспитание -1997-№ 6, С. 25- 26.

6. Менджерицкая Д.В.

Воспитателю о детской игре: пособие для

воспитателя детского сада /под ред. Марковой. Т.А. – М: Просвещение, 1982.

- 128 с., ил.

7. Савенков А. И. Развитие познавательных способностей. 6-8 лет-3-е

изд.-

Самара:

Издательский

дом

«Федоров»:

Издательство

«Учебная

литература», 2013. -32 с. Ил. - (Серия «Я – исследователь»).

8. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – Собр. Соч.М.-

Л.,1950, т. VIII, с 439-440.



В раздел образования