Автор: Ракитина Ольга Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 38"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Занятие на сплочение классного коллектива "Прекрасный сад"
Раздел: среднее образование
Занятие на сплочение коллектива.
"Прекрасный сад"
Составила
педагог-психолог:
Ракитина О. Н.
г. Анжеро-Судженск
2021г.
Занятие на сплочение классного коллектива
"Прекрасный сад"
Цель:
Сплочение классного коллектива. Создание благоприятного психологического
климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных
навыков.
Оборудование: листы А4 , маркеры, веник.
Участники: обучающиеся 7 классов, на занятии расположены по кругу.
Психолог. Вначале мы вспомним, в чем заключалась наша встреча….Сегодня на нашем занятии
мы продолжим работу по развитию навыков сплоченности, о значимости каждого человека в
группе.
Правила работы на занятии.
(Участники вспоминают правила взаимодействия в группе).
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Я – высказывание.
5. Безоценочность суждений.
6. Активность.
7. Правило «стоп».
8. Конфиденциальность.
1. Упражнение «Приветствие».
«Поменяйтесь местами»
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину
круга и говорит фразу: «Поменяйтесь местами:
- по первой букве имени от А до Я;
- по первой букве фамилии от Я до А;
- по дате рождения;
- по месяцу рождения.
Задача группы поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть
на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть,
становится новым водящим.
Психологический смысл упражнения
Создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга,
повысить заинтересованность участников друг другом.
Предлагаю вначале нашей встрече поприветствовать и
подарить друг другу комплимент.
Способы приветствия не
должны повторятся.
Притча.
В одном селе умирал глава большой семьи. Он
попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать
его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни
одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать
проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать
рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал:
«Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам
не страшно. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
Психолог. Сегодня на занятии, мы посмотрим, насколько вам
удастся действовать вместе, как значимы мы все, каждый по -
своему. И так, начнем.
2. упражнение. «Салфетка»
Каждому
дается
салфетка,
которая
сложена
несколько
раз.
Психолог дает команды: Оторвать правый угол, затем нижний
левый и т.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно постараться
найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что
все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и
согласии.
3. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить
находить в себе главные индивидуальные особенности, определять
свои личностные особенности.
Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги
1). В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны
нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они
могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи
зачитываются участниками занятия.
Подводя
итоги
работы, -
подчеркиваем,
что
многие
положительные качества учеников стали тем скрепляющим
веществом, которое делает класс сплочённей.
4. Упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует
внутренний круг, другая– внешний. Все стоят лицом друг к другу.
Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику: «Мы
с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу
отвечают «Мы с тобой отличаемся тем…» затем делают шаг к
новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор, пока все не
дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?
5. Упражнение «Избавляемся от гнева и агрессивности»
Инструкция учащимся:
«Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко
вдохните 3–4 раза и закройте глаза. Вообразите, что вы попали
на небольшую выставку. На ней представлены фотографии людей,
на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, вас
обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой
выставке, рассмотрите портреты. Остановитесь у любого из них.
Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную
с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя
в этой ситуации…
Представьте,
что
вы выражаете
свои
чувства
человеку,
на которого
разгневаны.
Не сдерживайтесь,
не стесняйтесь
в выражениях и действиях, говорите ему все, что хотите, делайте
этому человеку все, к чему побуждают ваши чувства. Если
вы закончили
упражнение,
дайте
знак —
кивните
головой.
Вдохните 3–4 раза и откройте глаза».
Вопросы для обсуждения:
· Поделитесь с группой своим опытом. Что легко, что трудно было
делать в этом упражнении? Что понравилось, что не понравилось?
· Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней.
· Как менялось ваше состояние в ходе упражнения?
· Чем отличаются чувства в начале и конце упражнения?
СОВЕТЫ
Как вести себя, если над тобой зло подшучивают, издеваются,
травят
одноклассники?
Есть
несколько
советов,
как
можно
избежать некоторых ситуаций.
· Избегай хулигана и находись в компании. Не заходи в
туалет, если хулиган находится там, и не ходи в раздевалку, когда
нет никого рядом. Постоянно находись в компании приятеля, чтобы
не оставаться один на один с задирой. Находись в компании
приятелей в транспорте (школьном автобусе), в коридорах или на
перемене – везде, где можно встретить хулигана. Предложи то же
самое своему другу.
· Сдерживай
гнев. Расстраиваться
в
связи
с
издевательствами естественно, но именно этого и добиваются
хулиганы. Это заставляет их чувствовать себя сильнее. Старайся не
реагировать плачем, не красней и не расстраивайся. Это требует
большого
количества
тренировок,
но
это
полезный
навык
отваживания хулигана. Иногда полезно практиковать стратегию
приведения себя в полное равновесие, например, считать до десяти,
записывать свои гневные слова на листе бумаги, делать глубокий
вдох или просто уходить. Иногда нужно учить детей принимать
непроницаемое выражение лица, пока они не избавятся от
опасности (улыбка или смех могут провоцировать хулигана).
· Действуй храбро, уходи и игнорируй хулигана. Твердо
и четко скажи хулигану, чтобы он прекратил, а затем развернись и
уйди. Старайся игнорировать обидные замечания, например,
демонстрируй безразличие или притворись, что ты увлечен беседой
по мобильному телефону. Игнорируя хулигана, ты показываешь,
что он тебе безразличен. В конце концов, хулиган, вероятно,
устанет доставать тебя.
· Расскажи
взрослым
об
издевательствах. Учителя,
директор
школы,
родители
могут
помочь
прекратить
издевательства.
· Рассказывай об этом. Поговори с кем-то, кому ты
доверяешь, например, с завучем, учителем, братом, сестрой или
другом. Они могут предложить некоторые полезные советы, и даже
если они не могут исправить ситуацию, это поможет тебе
почувствовать себя менее одиноким.
· Устрани
провокационные
факторы. Если
хулиган
требует у тебя денег на обед, приноси обед с собой. Если он
пытается отобрать твой музыкальный плеер, не носи его в школу.
Процедура "Спасибо за приятное занятие"
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам
поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам
выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Игра проходит следующим образом:
- Один из вас становится в центр, другой подходит к нему,
пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба
остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит
третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо
второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!
Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается.
Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе
присоединится последний участник, замкните круг и завершите
церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Рефлексия:
Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие ,
надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни,
надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы
задумались, и будете работать в этом направлении. До
свидания.
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Упражнение «Подарок».
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей
группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более
сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам
оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел
бы подарить группе. «Давайте наградим себя за активность, аплодисментами!»
3. Упражнение «Говорящие руки».
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.
Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг
к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют, молча в образовавшейся
паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
1.
Поздороваться с помощью рук.
2.
Выразить поддержку с помощью рук.
3.
Пожалеть руками.
4.
Выразить радость.
5.
Пожелать удачи.
6.
Попрощаться руками.
Психологический
смысл
упражнения:
происходит
эмоционально-психологическое
сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается
взаимопонимание, развивается навык невербального общения.
Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было, сложно молча передавать
информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или
больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было
направлено это упражнение
?
4. Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков
команды, следующие фигуры:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
Психологический смысл упражнения: координация совместных действий, распределение
ролей в группе. Обсуждение: Трудно было выполнять задание? Что помогло при его
выполнении?
5. Упражнение «Дом».
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая
команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он
будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком
или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и
функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию
они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что
способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли
Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я
думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая
несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
Разминка. «Поменяйтесь местами»
Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит
фразу: «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется
какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком
поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот,
кто не успел сесть, становится новым водящим.
Психологический смысл упражнения.
Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много
общего, повысить заинтересованность участников друг другом.
6. Упражнение «Прекрасный сад»
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и
представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы?
Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это
- нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.
Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг.
Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает
каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить
цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.
Обсуждение
Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти,
чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов,
но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в
окружении, каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то
окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно
солнце и внимание.
Психологический смысл упражнения.
Сама по себе арт-терапия очень мощный
инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для
изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления
самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и
ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также
понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии
этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.
7. Упражнение «Подарок».
Цель: положительное завершение встречи, рефлексия.
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей
группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более
сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам
оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел
бы подарить группе. «Давайте наградим себя за активность, аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить занятие на
положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы
сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Психолог. Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были
активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из
Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо
всем за участие!»