Авторы: Андреев Сергей Александрович, Кадыров Фарид Василевич
Должность: Тренер по дзюдо
Учебное заведение: МАУ «СШОР «ФСО «Тасма»
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности построения тренировочного процесса дзюдоистов на начальном этапе подготовквки
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ПОДГОТОВКИ
Подготовил:
Тренер МАУ «СШОР
«ФСО “Тасма”»
по дзюдо
Андреев С.А.
Казань, 2022 г.
Основной
целью
этапа
базовой
подготовки
в
общей
структуре
многолетней базовой подготовки является формирование у спортсменов
богатого арсенала двигательных умений и навыков, освоение технических
приемов, составляющих основу избранного вида спорта. Данное положение
подчеркивалось целым рядом авторов. Важно также отметить, что при
управлении технико-тактической подготовкой на этом этапе особое значение
имеет целевая направленность к высшему спортивному мастерству.
Исследования показали, что ведущие советские тренеры в вольной
борьбе уже на первом году обучения предлагают для изучения практически
весь взрослый арсенал борьбы. В этом видится одно из важных условий,
определяющих последовательность изучаемого материала на каждом этапе
подготовки спортсменов, которое заключается в наличии связей между
намеченным видом деятельности и этапами подготовки к ней.
В соответствии с разработками в многолетней технико-тактической
подготовке дзюдоистов целесообразно выделить четыре этапа:
1.
формирование основ ведения единоборства;
2.
формирование базовой техники;
3.
формирование комбинированного стиля;
4.
индивидуальная подготовка.
Первые
два
этапа
закладывают
фундамент
будущего
технико-
тактического мастерства. Думается, именно в них скрыты основные резервы
улучшения
технико-тактической
подготовки
дзюдоистов.
Это
можно
подтвердить
мнением
ведущих
тренеров.
Так,
тренер
французских
дзюдоистов Пьер Гишар еще в 1981 году, отмечая успехи советской борьбы
дзюдо, подчеркивал, что она в основном акцентирована на физической
подготовке, а с технической подготовкой дело обстоит несколько слабее.
Главный тренер сборной России В.Н. Каплин, подводя итоги Чемпионата
Европы 1997 года, указывал, что отставание в технике российских
дзюдоистов пока ликвидировать не сумели, для этого нужно время, чтобы
перестроить обучение юных борцов на местах. Такое высказывание тренера
не случайно, так как недоработки в технико-тактической подготовке у юных
борцов являются, как правило, невосполнимыми.
Авторы справедливо считают, что это является результатом имеющихся
недостатков
на
начальном
этапе
технико-тактической
подготовки
и
происходит, как правило, из-за того, что существует ориентация на изучение
узкого круга приемов. Последнее, в свою очередь, приводит к быстрому
успеху, но отрицательно сказывается на качестве подготовки борцов, а также
может стать тормозом в дальнейшем техническом совершенствовании.
Исходя из сказанного, задача технической подготовки заключается в
приспособительной вариативности двигательных навыков. Как известно, в
борьбе при освоении технических действий основная проблема заключается
в обеспечении при этом широкого диапазона вариативности двигательных
навыков. Таким образом, на этапе базовой подготовки обучение должно
строиться
так,
чтобы
соблюдалось
оптимальное
соотношение
между
факторами,
приводящими
к
закреплению
двигательных
навыков
и
факторами, увеличивающими их целесообразную изменчивость.
Начальная базовая подготовка борца, начиная с изучения основ ведения
единоборства до освоения сложных технико-тактических действий, должна
быть направлена на формирование «коронного приема». «Коронный» прием,
- это в совершенстве отработанное и ставшее автоматическим техническое
действие, для проведения которого используется сочетание физических и
морально-волевых качеств борца.
Изучение специальной литературы и анализ практической работы
тренеров выявили, что существующая методика начального обучения в
дзюдо часто не учитывает возрастных особенностей юных борцов, во многом
повторяет методику обучения взрослых спортсменов.
Основная направленность занятий, по мнению - скоростно-силовая
подготовка, создание фундамента общей выносливости и формирование
базовой техники современного дзюдо. Техническая подготовка направлена
на знакомство со всеми основными приемами дзюдо, по возможности
объединенными в комбинации и связи. Следует учитывать, что первое
впечатление, закрепленное многократным повторением, остается даже через
много лет доминирующим. Это относится и к единичному движению, и ко
всему
набору
приемов,
комбинаций,
подготовительных
действий
-
передвижений, захватов, выведений из равновесия и т.д.
В процессе формирования технической подготовленности следует,
учитывать то, что в данном возрасте не закончилось формирование скелета.
Неравномерная нагрузка на левую и правую стороны может вызвать
деформирование в осанке. Кроме того, недооценка сторонности выполнения
двигательных действий приводит к формированию значительного уровня
технической асимметрии, что нежелательно не только в связи с возможной
деформацией осанки, но и по причине отрицательного воздействия на
спортивный результат.
Исходя из этого, следует заключить, что формирование готовности
проводить прием в обе стороны соответствует и задачам технической и
задачам
физической
подготовки,
а
также
соответствует
возрастным
особенностям.
Решая
задачи
технической
подготовки,
следует
учитывать,
что
разучивание движения на небольшой скорости формирует правильную
технику,
но
ученик
не
способен
в
последствии
выполнить
ее
на
максимальной скорости. Если же прием выполняется на максимальной
скорости, то юный борец не в состоянии распределить внимание между
стремлением показать максимальную скорость и стремлением выполнить его
правильно. Выход из этого противоречия состоит: а) в попеременном
использовании обоих методических приемов; б) в выполнении движения на
близкой к максимальной, но контролируемой скорости.
Любое двигательное действие, каким бы новым оно не казалось,
выполняется всегда на основе имеющегося двигательного опыта. Поэтому
расширение двигательного багажа различными упражнениями из смежных
видов спорта содействует формированию техники дзюдо.
Тренировочный процесс следует построить так, чтобы обогащение
навыками происходило системно, непрерывно. Это вызывает необходимость
определения движений, которые нужно довести до уровня двигательного
навыка, двигательного умения, на каких следует остановиться после
ознакомления.
В соответствии с мнением к изучению нового движения следует
приступать тогда,
когда
предыдущее
движение
доведено
до
уровня
двигательного умения, а затем многократно и периодически возвращаться к
нему.
В процессе формирования базовой техники необходимо предвидеть
стиль борьбы и в соответствии с ним акцентировать внимание на более
эффективные для данной группы технические действия.
В арсенале борцовских операций и действий (т.е. технике и тактике),
выделяет 4 группы:
- отдельные операции (элементы);
- устойчивые совокупности операций (захваты, приемы и т.д.);
- технико-тактические действия;
- алгоритмы, комбинации и связка.
Базовая
техника
должна
обеспечить
формирование
в
сознании
обучаемого
представлений
об
основных
требованиях
и
организации
движений с учетом смысла и условий решаемой двигательной задачи. В
соответствии
со
смыслом
двигательной
задачи
базовые
действия
структурируются
в
сознании
обучаемого,
превращаясь
из
предмета
преподавания в предмет обучения, определяясь как условия восприятия,
формирования, запоминания, воспроизведения операций в их логической
последовательности.
Таким образом, овладеть базовой техникой и тактикой борьбы, по
мнению авторов - значит научиться правильно, ставить перед собой цель и
реализовать ее в последовательности обязательных операций и действий в их
целостной динамике.
При разработке методики обучения базовой технике борьбы предлагает
в качестве основного метода для группы начальной подготовки метод
моделирования различных сторон единоборства. Моделируя различные
ситуации поединка и при этом, выявляя их характерные особенности, с
самого раннего этапа специализации необходимо готовить, считает он, юного
борца к постепенному увеличению нагрузки и усложнению двигательного
умения, в последующем переходящего в двигательный навык.
Система заданий в методике обучения базовой технике должна быть
построена с учетом усиления сопротивления соперника, сокращения времени
отдыха, увеличения длительности и объема борьбы, усложнения исходных и
промежуточных
позиций
борцов,
замены
статических
положений
динамическими
ситуациями,
подбора
партнеров
с
различными
анатомоморфологическими
и
психологическими
особенностями,
обусловливающими
изменение
стойки,
дистанции,
направления
маневрирования, способов выведения из равновесия, уровня и точности
выполнения захвата, степени расслабления и напряжения и т.д. Эти задания
осуществляются методом моделирования.
Таким образом, моделирование различных ситуаций единоборства
позволяет, во-первых, разнообразить умения и навыки юного борца на
основе закономерностей овладения борьбой как видом деятельности и, во-
вторых, выработать коронные приемы и в дальнейшем совершенствовать их
на
основе
вновь
осваиваемых
способов
тактической
подготовки
и
использования благоприятных динамических ситуаций. Такой подход в
обучении, обеспечивает органическую взаимосвязь начального обучения и
высшего спортивного мастерства.