Автор: Пантелеева Юлия Александровна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ОДОД ГБОУ СОШ № 35 Василеостровского района
Населённый пункт: города Санкт - Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: Коммуникативные игры на музыкальных занятиях в детском саду.
Раздел: дошкольное образование
Большую роль в процессе первичной социализации играет Детский сад. Однако
воспитанники, приходя в дошкольное учреждение, имеют разный уровень подготовки, и не все
могут взаимодействовать со своими сверстниками. Как правило, в каждой группе есть дети,
которые легко общаются с остальными детьми, становясь лидером среди большинства. Другие
более
застенчивы,
стеснительны,
неразговорчивы.
Такие
дети
либо
отвергаются,
либо
игнорируются другими сверстниками и находятся в группе изолированно, так как взаимодействие
с ними большинства сверстников нередко сопровождается агрессией со стороны последних.
Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной
задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения,
создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств,
развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального
творчества детей.
Развитие коммуникативных навыков в детском саду - беспрерывный процесс. Он
продолжается и на музыкальных занятиях, где дети учатся передавать эмоции с помощью
речевых и неречевых (мимика, жесты, поза, пантомима, танец, инструментальная импровизация)
средств.
Можно выделить несколько проблемных форм самовыражения, которые мешает течению
образовательного процесса:
-
агрессивное
поведение:
крикливость,
драчливость,
грубость
–
свидетельство
эмоциональной напряжённости ребенка,
- обидчивость, выражающаяся в болезненных переживаниях,
если не выбирали,
проигнорировали,
- застенчивость, которая выражается в неуверенности, робости, тревожном состоянии,
напряжении, страхе перед сверстниками,
- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.
Эти негативные формы характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью
понимать чувства другого человека.
Коммуникативные игры направлены на формирование позитивного отношения друг к
другу,
на
умение
владеть
своими
чувствами,
сопереживать
другим,
конструктивно
взаимодействовать и сотрудничать. Основной целью в работе с детьми я считаю формирование у
ребенка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от
контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и
умение быть коммуникабельным.
В коммуникативных играх исключается момент сравнения и соревнования, чтобы не
спровоцировать у детей такие качества, как конкурентность или демонстративность. Детей не
принуждают к игре, чтобы не вызвать негативных эмоциональных реакций.
Большое количество игр проводится в кругу. Круг – особое уникальное пространство,
которое включает в процесс всех участников и позволяет игрокам видеть каждого участника. На
мой взгляд эта самая удачная форма игры не только для нового коллектива, но и сплочение
старого.
Обычно, коммуникативные игры используются в начале и конце занятия. Для детей
младшего
дошкольного
возраста
часто
представляет
трудность
такой
вид
музыкальной
деятельности, как пение. Музыкальные коммуникативные игры способствуют развитию детского
голосового аппарата за счет вовлечения ребенка в непосредственный игровой процесс. Для этого
очень полезны игры с небольшой песенкой – попевкой для ведущего. Это способствует
раскрепощению малышей. Постепенно они сами вызываются на роль ведущего и начинают
получать положительные эмоции.
Последнее время на музыкальных занятиях я пользуюсь сборником Коммуникативных
танцев и игр автора О. Воеводиной. Это педагог – практик с большим стажем. Музыкальный
материал очень интересен детям. В сборник входят такие песни и игры как: «Здравствуй, друг»,
«Ходим мы по залу», «Танцующий зоопарк», «Апчхи», «Теремок», «Ты улыбнись». Так же
использую уже всем известные «Веселый бубен», «Флажок», «Шел козел дорогою», «Колпачок» и
т.д.
Занятия, сопровождаемые синтезом слова, музыки, ритма и движений, развивают
речевые
навыки
и
оказывают
положительное
влияние
на
становление
речи
старших
дошкольников.
Таким
образом, музыкально-ритмическая
деятельность дает
максимально
успешную динамику в целом в развитии речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.