Автор: Ямбаршева Наталья Васильевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт-Петербурга Отделение дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников - этапы, формы и методы"
Раздел: дошкольное образование
«Патриотическое воспитание дошкольников - этапы, формы и методы »
Воспитание патриотизма и гражданских чувств у детей – задача государственных
образовательных учреждений нашей страны. В школьных и дошкольных образовательных
программах патриотизм – важная часть и основное направление духовно-нравственного
воспитания юных граждан Российской Федерации.
Многие родители, и даже некоторые педагоги, до сих пор задаются вопросом: «Зачем
нужно воспитывать патриотизм. Так ли это важно?»
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно прояснить, что же такое – патриотическое
воспитание.
Под патриотизмом понимается:
Чувство уважение к своему народу, а так же к себе самому, как его неотъемлемой части;
Знание истории своего края, города и своей страны в целом;
Приобщение к народной культуре, поддержание традиций наших предков;
Внимательное, непотребительское отношение к природе, ее ресурсам;
Умение трудиться в коллективе, заботиться о близких, и о благе своей страны.
Трудно не согласиться, что такие качества могут только украсить человека. Тот, кто
любит свою страну, никогда не будет ей вредить. Тот, кто внимателен к природе, любит
свой дом, чтит традиции своего народа – тот счастлив в своей гармонии и любви.
Детей трудно научить чему-либо, если они не хотят этому учиться. Тем более сложно
научить их любить. Любить Родину. Гордиться ей. Чувствовать себя частью своего
народа.
Этому нельзя научить, но это можно дать. Примером, игрой, сравнением.
Дети дошкольного возраста еще не имеют понятия о гражданском долге, о
нравственности. Они с трудом разделяют «плохое» от «хорошего». Этим понятиям им еще
предстоит учиться.
Но они способны на инстинктивном уровне тянуться к доброму, к светлому.
Патриотическое воспитание маленького ребенка начинается с любви к тому, что есть
вокруг него – к семье, товарищам в детском саду, к своему городу или поселку, к своей
улице. С этого и стоит начинать воспитание будущих патриотов. С уважения к труду, к
различным профессиям.
Дети плохо воспринимают беседу, если она не подкреплена практикой. Они должны
слышать и видеть. Покажи им, как трудится повар, прачка и кастелянша в детском саду.
Пусть они попробуют себя на их месте.
Совместно замесить тесто, подмести двор или сложить аккуратно белье – это тоже
приобщение к патриотическому воспитанию. Воспитанию достойных граждан своей
страны.
Основными формами патриотического воспитания, к примеру, в ДОУ являются беседы.
Педагоги беседуют в процессе образовательной деятельности, а так же в повседневных
режимных моментах наблюдают, сравнивают, закрепляя, таким образом, усвоенный на
занятии, материал.
Экскурсии, наблюдения, просмотр видео, вовлечение семьи в познавательно-
досуговую деятельность – это всего лишь те немногие методы, которые эффективно
помогают педагогам воспитать гармонично развитую личность – патриота своей большой
страны.
Формы патриотического воспитания в ДОУ.
Беседа
Начиная со средней группы, педагог проводит с воспитанниками тематические беседы.
В основном беседы проходят в процессе образовательной деятельности согласно
планированию.
Но, дети – есть дети. Они гораздо лучше воспринимают информацию, если она дается в
непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время пребывания
в детском саду.
Изобразительная деятельность
Известна и доказана связь мышления и деятельностью рук. Потому изобразительная
прикладная деятельность становится одной из важнейших форм патриотического
воспитания. Гжель, Хохлома, русские народные узоры – их воспроизведение закрепляет
полученные в ходе беседы, знания о русских народных промыслах.
Праздники и мероприятия
Календарные или народные, праздники всегда проходят весело и познавательно. В ходе
подготовки к утренникам идет закрепление информации, полученной на занятиях,
происходит знакомство с элементами народного творчества (песни, танцы, хороводы,
частушки).
Экскурсии и прогулки
Экскурсия чаще всего проводится с целью закрепление цикла тематических бесед. Это
может быть поход в музей, после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по
памятным местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня,
мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям ВОВ в
преддверии дня Победы - 9 мая. Дети очень эмоционально реагируют на все, что видят,
если экскурсии предшествовала беседа.
Помимо этого, мы можем выделить и другие формы патриотического воспитания
дошкольников, такие, как игры (фольклорные, тематические, дидактические), чтение
сказок, литературы по тематике, а также, совместная работа с родителями.
Основной, и самый действенный метод патриотического воспитания дошкольников –
это личный пример педагога. Дети, лучше, чем взрослые чувствуют наше действительное
отношение к тому, о чем мы говорим. Потому убежденность педагога, крепость его
собственных патриотических чувств, способна не только ощущаться дошкольником, но и
передаваться ему напрямую.
Другими, не менее действенными методами, являются:
* Сравнение и ассоциации (родной край с домом, Родина с мамой)
* Анализ рассказанного, после проведенной беседы
* Наблюдение (за работой сотрудников ДОУ и представителей других профессий в
городе)
* Знакомство с русским народным фольклором (чтение книг, игра в народные игры,
пение народных песен, хороводы и танцы на музыкальных занятиях)
* Мероприятия с вовлечением семьи, посиделки.
Важно помнить, что дети дошкольного возраста еще так неусидчивы и переменчивы в
настроении, потому-то и методы воспитания должны чередоваться, ненавязчиво переходя
от одного другому.
Так, во время наблюдения или экскурсии, воспитатель проводит беседу. После
экскурсии группа анализирует поход, а по возращению может посмотреть видео или
мультфильм, поиграть в игру, нарисовать увиденное. После этого, дети с радостью спешат
поделиться с родителями своими новыми знаниями.