Автор: Шахова Маргарита Алексеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение д/с №3 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Новокубанск
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности (ОНР)
Тема: Тема: «Насекомые»
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе
компенсирующей направленности (ОНР)
Тема: «Насекомые»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о
насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и
активизация словаря по теме «Насекомые». Совершенствование грамматического
строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие длительного плавного выдоха,
диалогической речи, мышления, тонкой моторики.
Воспитательные
задачи.
Формирование
навыков
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
самостоятельности,
инициативности,
ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметные картинки с изображением насекомых, резиновый мяч,
аудиопроигрыватель, раскраски с изображением насекомых, цветные карандаши,
клей-карандаш, бабочки на ниточке, ватман, ножницы, настольно-печатная игра
«Среда обитания насекомых».
Ход занятия:
Создание эмоционального положительного фона. Объявление темы занятия.
Логопед приглашает детей подойти к столу, на котором разложены картинки с
изображением насекомых.
Логопед. Посмотрите, кто встречает вас сегодня на занятии.
Выслушивает ответы детей.
Логопед. Верно. Сегодня мы начнем разговор о насекомых. Внимательно рассмотрите
насекомых и скажите, чем они похожи? А чем отличаются? Обратите внимание, что у
них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».
А сейчас выберете по одному насекомому и составьте предложение о том, что оно
делает.
Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием.
Логопед убирает картинки со стола.
Логопед. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру с мячом «Жил на свете старый
жук». Вспомните, как мы образуем слова, обозначающие очень большие предметы.
Выслушивает ответы детей.
Логопед. Правильно. Нога - ножище, рука - ручище.
Логопед берет в руки мяч и предлагает детям встать в круг.
Логопед. Я начинаю предложение и бросаю вам мяч. Вы ловите мяч и заканчиваете
предложение.
- У жука не голова, а…..(головища).
- У жука не рога, а….(рожищи).
- У жука не усы, а ….(усища).
- У жука не спина, а ….(спинища).
Отлично!
Логопед убирает мяч.
Логопед раздает детям бабочек на ниточке.
Логопед. Ребята, давайте поможем бабочкам полетать. Сделайте вдох через нос, а
потом подуйте на бабочек через рот.
Упражнение выполняется 5-6 раз по команде логопеда.
Логопед убирает бабочек.
Логопед. А сейчас мы с вами поиграем в веселую пальчиковую гимнастику, которая
называется «Пчела ».
Прилетела к нам вчера
Машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель - шмелёк
И весёлый мотылёк,
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками.
Роняют ладони.
Логопед. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний»
Бабочка, муха, кошка, стрекоза.
Сорока, ласточка, комар, воробей.
Жук, пчела, синица, оса.
Выслушивает ответы детей.
Логопед. А теперь мы с вами будем отгадывать загадки о насекомых.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза).
В лесу у пня
Весь день беготня:
Народ рабочий
Весь день хлопочет. (Муравьи).
Осенью в щель забивается
А весной просыпается. (Муха).
Выслушивает ответы детей.
Логопед. Ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Среда обитания насекомых».
Дети играют в настольно-печатную игру «Среда обитания насекомых».
Логопед. А сейчас представьте, что в весенний солнечный денек мы с вами оказались
на лесной полянке. Давайте закроем глаза и послушаем звуки весеннего леса.
Логопед включает проигрыватель с записью звуков, которые производят насекомые.
Дети слушают запись 1-2 минуты. Логопед выключает проигрыватель.
Логопед. Откройте глаза. Расскажите, что вы услышали.
Выслушивает ответы детей.
Логопед. Молодцы! Вы узнали песенки всех насекомых.
Логопед. Ребята, а сейчас мы с вами сделаем полянку с насекомыми.
Дети выполняют аппликацию в стиле коллаж.