Автор: Лисицинская Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С № 283 г. Челябинска
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Проект
Тема: Я и моя семья
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 283 г. Челябинска»
Проект нравственно-патриотического воспитания с детьми первой
младшей группы «Неваляшки»
«Я и моя семья»
Адрес: 454129 г. Челябинск, ул. Дзержинского, 7, тел. (351) 253-77-97
Авторы проекта воспитатели группы «Неваляшки»
Зырянова Т.В. (высшая квалификационная категория)
Панова М.В. (б/к)
г. Челябинск 2021г.
Проблема: Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в
жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в
современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для
формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско –
родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он
часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять
значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,
прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: Долгосрочный
Время реализации: октябрь 2021 – январь 2022 года.
Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность
Младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая
эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь,
добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к
близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно –
патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок
должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем
традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает
лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна
без поддержки самой семьи».
Цель проекта: Формировать образ «Я», умение называть своё имя,
фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье.
Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям,
родственникам.
Задачи проекта
Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение
выражать свои чувства (радость, нежность);
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять
заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную
деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление
уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-
ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости
семьи в жизни каждого человека.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, картинок, книг с изображениями о семье.
- Знакомство с литературными произведениями о семьи.
- Использование сюжетно - ролевых, подвижных игр.
- дидактических игр: «Картинки-половинки», «Большой-маленький».
Оборудование и материалы:
- Книги о семье.
- Картинки и иллюстрации, изображающие о семье.
- Магнитофон.
Роль родителей в реализации проекта:
- Написание сочинений на тему “Семейные традиции”.
- Создание благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывая
опыт детей, приобретенный в детском саду.
- Выставка рисунков «О семье».
Работа с воспитателями:
- консультации
- беседа
- продукт проектной деятельности.
Предполагаемый результат:
- Создание выставки книг:
Е.А. Благинина, Н.Майданник «Моя семья».
- Оформление альбома сочинений «Моя семья».
- Оформление альбома «Семья».
- Создание развивающей среды, направленной на развитие интереса детей и
родителей к теме проекта;
- Фотовыставка «Моя любимая семья»;
- Работа в мастер-классе «Подарок для мамы», «Изготовление новогодних и
осенних поделок из бросового материала»;
- Выставка детских рисунков «Моя семья»;
- Консультация «Ребенок в семье»;
I этап – Подготовительный
Создание развивающей среды: подбор материалов, игрушек, атрибутов для
игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала,
художественной литературы по теме «Я и моя семья», пальчиковых и
подвижных игр.
II этап – Основной
-Проведение бесед: «Семья», «У меня есть брат (сестра)», «Бабушки и
внуки», «Как ты помогаешь маме?», «Кто живет с тобой в квартире».
-проведение пальчиковых игр: «Семья», «Дружная семья», «Ладушки-
ладушки».
-чтение художественной литературы: сказки: «Волк и козлята», «Три
медведя», «Репка»; потешка: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»;
стихотворения: Е.А. Благинина «Мама спит, она устала», Ю. Жукова «Про
нас», Н.Майданник «Моя семья».
-проведение подвижных игр: «Птички в гнездышках», «Гуси-лебеди»,
«Карусель».
-проведение
физкультминуток:
«Дружно
маме
помогаем»,
«Семейная
зарядка», «Маме надо отдыхать».
-проведение
дидактических
игр:
«Картинки-половинки»,
«Большой-
маленький».
-проигрывание игровых ситуаций: «Поможем кукле Кате накрыть на стол»,
«День рождения куклы Кати», «Кукла Маша обедает», «Семья».
Работа с родителями:
-совместное создание предметно-развивающей среды.
-создание буклетов: «Дидактические игры в первой младшей группе»,
«Русские народные игры в первой младшей группе».
III этап – Итоговый
- Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с
патриотическим уголком.
- Создание библиотеки книжек.
- Создание альбома сочинений родителей на тему «Моя семья».
- Бережное отношение детей к семье.
- Фотоальбом «Моя семья».
Ожидаемые результаты:
Для педагогов:
-созданы все условия для сотрудничества педагогов, родителей и детей.
-определены оптимальные пути взаимодействия с семьями воспитанников в
вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
Для детей:
-сформированы представления о семье и ее членах.
-сформированы уважительные и заботливые отношения ко всем членам
семьи.
Для родителей:
-установлены
партнерские
взаимоотношения
с
педагогами
группы
и
проявлена
заинтересованность
родителей
к
совместным
творческим
мероприятиям с детьми, педагогами группы.
Мероприятие
Цель
Участники
проекта
Продукт
деятельности
«Круглый стол»
Обсудить
цели
и
задачи
проекта.
Создание
условий
реализации
проекта.
Сформировать
интерес у детей
Воспитатели
Родители
Буклеты:
«Дидактические
игры в первой
младшей
группе»,
«Русские
народные игры
в
первой
младшей
группе»
Конкурс
фотографий
«Моя
семья»
Формировать
представление
детей о семье
Родители
Дети
Воспитатели
Выставка
фотографии
«Моя семья»
Выставка книг Е.А.
Благинина,
Н.Майданник
по
теме: «Семья»
Развивать у детей
интерес
к
произведениям Е.А.
Благинина,
Н.Майданник
о
семье
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
Альбом сочинений
«Моя семья»
Формировать
у
детей
представления
о
семье,
привязанность
и
любовь
к
своим
родителям,
родственникам.
Воспитатели
Родители
фотоотчёт
Чтение
Познакомить детей
Воспитатели
Фотоотчёт
художественной
литературы:
сказки: «Волк
и
козлята»,
«Три
медведя», «Репка».
со
сказками.
Воспитать у детей
слушать
сказки
внимательно.
Дети
С/ролевая игра
«Кукла Маша
обедает»
Закрепить
знания
детей
о
последовательност
и
процесса
кормления
и
укладывания спать.
Воспитывать
заботливое
отношение к кукле
Кати,
желание
играть с ней.
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
Д/игра
«Картинки-
половинки»
Формировать
у
детей
умение
составлять
целое
изображение
из
двух частей
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
Д/игра
«Большой-
маленький»
Развивать
способность
различать
предметы
по
величине, делить на
большие
и
маленькие
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
с/ролевая
игра:
«Семья»
Побуждать
детей
творчески
воспроизводить
в
игре быт семьи.
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
Мастер
класс:
«Подарок для мамы
и папы»
Побуждать
делать
подарки
своими
руками,
создавать
композиции.
Воспитатели
Дети
Фотоотчёт
Резюме
В результате проделанной работы, использовании различных форм работы
и методов общения с родителями, повысилась педагогическая грамотность
родителей, пополнена предметно – развивающая среда в группе. Без
родительского участия процесс воспитания неполноценен. Поэтому особое
внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм
сотрудничества.
Литература:
1. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2009. 128с.
(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ).
2. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -
М.: Т. Ц.
Сфера, 2005.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М.: Т. У. Сфера, 2004.
4. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М.:
ЛинкаПресс, 2007.
Приложение к проекту: «Я и моя семья».
Буклеты для родителей
Выставка книг Е.Благина, Н.Майданник
Выставка фотографий «Моя семья»
Д/ИГРЫ: «Большой-маленький», «Картинки-половинки»
Мастер класс: «Подарок для мамы и папы»
Мини альбом «Моя семья»
С/ролевые игры: «Семья», «Кукла Маша обедает».