Автор: Габайдулина Марина Ахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУСО РБ "РСРЦН"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Бурятия
Наименование материала: стать
Тема: "Социально-психологическая адаптация детей в новом коллективе (среде)"
Раздел: среднее профессиональное
Габайдулина М.А. Воспитатель.
ГБУСО «Республиканский социально реабилитационный Центр для
несовершеннолетних» г. Улан-Удэ
Социально-психологическая адаптация детей в новом
коллективе (среде)
«Социально-психологическая адаптация – это процесс перестройки
поведения
и
деятельности
ребенка
в
новых
условиях».
Этот
процесс
многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и
способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и
эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной
жизненной
ситуации.
Это
дети,
лишенные
временно
или
постоянно
родительского попечительства. Для них созданы государством социально —
реабилитационные
центры,
приюты,
детские
дома
и
т.
д.
Поступление
ребенка в социально-реабилитационный Центр – новый этап в жизни, с
которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых
домашних
условий
ребенок
попадает
в
группу
сверстников,
где
под
руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого
взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед
педагогами и психологами нашего учреждения встают задачи по адаптации
детей. При поступлении в социально - реабилитационный центр, у ребенка,
оказавшегося
в
трудной
жизненной
ситуации,
изменяется
поведение
в
окружающей
его
среде:
как
в
плане
мира
вещей,
так
и
в
плане
межличностных
отношений.
При
анализе
процесса
адаптации
на
первое
место
выступает
ребенок,
которому
необходимо
приспособиться
к
окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста
необходимы
воспитание,
возмещение
дефицита
тепла,
навыков,
знаний,
которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников и
т.
д.),
то
подростков
приходится
перевоспитывать,
устранять
уже
приобретенную
девиантность
поведения,
искаженные
представления
о
взаимоотношениях между людьми. Следующая составная адаптации – среда
адаптации,
то
внешнее
окружение,
к
которому
нужно
приспособиться.
Микросоциальная
среда
(ближайшее
окружение)
является
областью
взаимодействия
личности
каждого
ребенка
с
обществом
в
целом.
Для
воспитанника
СРЦН
микросоциальной
средой
является
пространство
взаимоотношений
окружающих
его
людей
(педагоги,
администрация,
персонал).
Организация
такого
пространства
как
модели
желательных
общественных отношений воспитанника является одной из основных задач
социальной адаптации. Роль личности специалиста при этом весьма значима.
Третьим элементом адаптационного процесса является самовзаимодействие
ребенка и среды. На первом этапе работы с детьми необходимо установить
хороший
контакт
с
ребенком,
доверительные
отношения.
Проведение
реабилитационных
мероприятий
основывается
на
индивидуальной
программе, составленной на каждого ребенка и, он не должен чувствовать
себя
в
окружении
врагов.
Иначе
для
всех
реабилитационных
программ
сердце и душа его будут закрыты.
В
реабилитационном
центре
жизнь
ребенка
меняется
полностью.
В
биологическом плане изменяются физиологические условия – от привычных
продуктов
питания,
до
организации
основных
режимных
моментов.
В
социально-психологической области изменения главным образом касаются
таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные
привязанности, в первую очередь привязанность к матери.
Одной из главных задач СРЦН является восстановление широкого спектра
отношений воспитанников с миром, обучение их общению с взрослыми,
сверстниками,
обретению
чувства
семьи,
своей
з н ач и м о с т и .
Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым
у с л о в и я м
ж и з н и .
( Р е ж и м
д н я , правила
поведения,
т р у д
п о
самообслуживанию, общественная жизнь центра.)
Среди
воспитанников,
поступающих
в
наше
учреждение,
есть
дети
родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети
из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий
уровень
интеллекта
и
коммуникативных
способностей
(агрессивность,
конфликтность,
замкнутость
и
другое);
неадекватность
самооценки;
эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности и т.д. Все это
снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как
следствие – затрудняет адаптацию.
В этой связи проблема адаптации детей в СРЦН имеет одно из приоритетных
значений.
В
нашем
Центре
создана
и
успешно
работает
программа
для
вновь
поступивших детей. Она направлена на создание благоприятных социально-
психолого-педагогических
условий
для
быстрой
и
успешной
адаптации
несовершеннолетних.
Цель
программы
–
создание
благоприятного
социально-психолого-
педагогических условий для успешной адаптации вновь поступивших детей в
условиях СРЦН.
Задачи программы:
- Определить уровень адаптации каждого ребёнка;
- Создать условия для социально - психологической адаптации детей в СРЦН
(создание
сплоченного
коллектива,
предъявление
детям
единых
обоснованных
и
последовательных
требований,
установление
норм
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-
Выявить
дезадаптированных
воспитанников:
(детей
группы
риска,
«трудных детей», детей, склонных к побегам, детей-изгоев);
- Проследить источники и причины социальной дезадаптации детей;
-
Разработать
индивидуальные
программы
социально
-
психолого-
педагогического сопровождения ребенка;
Для
реализации
программы
используются
следующие методы
и формы
работы:
Индивидуальные и групповые беседы с детьми;
Диагностика (тестирование, анкетирование, наблюдение, опросы педагогов и
детей, изучение данных личных дел, результатов деятельности детей и т.д.);
Индивидуальные и групповые консультации педагогов и родителей;
Индивидуальная
и
групповая
психокоррекционная
работа
с
детьми,
имеющими трудности в период адаптации;
Ролевые игры (разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды);
Рисуночная арт-терапия;
Моделирование образцов поведения;
Метафорические истории и притчи.
Программа способствует принятию и выполнению норм коллективной
жизни
большинством
вновь
поступивших
детей.
Гармоничным
взаимоотношениям между детьми, детьми и взрослыми. Активному участию
вновь поступивших детей в жизни учреждения и комфортному состоянию
ребенка, удовлетворенности своим социальным статусом.
Критерии и способы оценки:
Диагностические карты;
Мониторинг;
Тестирование, анкетирование.
Структура занятий:
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию
установления
эмоционально
–
позитивного
контакта
между
участниками
занятий
и
завершается
ритуалом
прощания.
Эти
процедуры
сплачивают
детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на
работу,
повышает
уровень
их
активности
и
способствует
формированию
групповой сплоченности.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры
и приёмы, направленные на решение основных задач тренинга. Предпочтение
отдаётся
многофункциональным
техникам,
таким
как
моделирование
образцов поведения, позволяющим преодолеть тревожность и страхи.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и
предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в
ходе заключительного обсуждения.
Программа рассчитана на 10-12 занятий по 2 часа.
Желательно встречаться 2 раза в неделю.
Численность группы не должна превышать 6 человек.
Этапы работы:
Диагностический этап:
Составление списков вновь поступивших детей.
Знакомство с факторами среды жизни ребенка (изучение данных личного,
медицинского дела ребенка);
Знакомство
и
установление
контактов
с
детьми
при
поступлении
их
в
учреждение.
Социально
–
психологическая
диагностика
качеств
вновь
поступившего
ребёнка.
Краткий анализ состояния работы.
Методы исследования:
Анкета
«Адаптация».
Диагностика
психических
состояний
ребёнка
(психолог, социальный педагог).
Изучение мотивационной сферы вновь прибывших воспитанников.
Изучение межличностных отношений ребенка в коллективе (социометрия).
Выявление детей с проблемами в физическом развитии.
Изучение самооценки.
Анкета для педагогов.
Организационный этап:
Составление списков детей, нуждающихся в помощи специалистов: дети
группы риска, «трудные дети», дети, склонные к побегам, дети — изгои.
Изучение возможности кружков, организаций, занимающихся проблемами
образования, здоровья, досугом детей
Систематизация
результатов
социально-психолого-педагогических
исследований.
СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Наблюдение за вновь прибывшими детьми.
Изучение
и
анализ
сложных
ситуаций,
осуществление
различного
рода
«вмешательств».
Координирование
педагогически
обоснованных
выборов
средств,
форм
и
методов работы с наблюдаемыми детьми.
Консультирование
и
оказание
поддержки
в
трудной
ситуации
вновь
прибывшим
детям:
занятия
для
детей,
имеющих
проблемы
в
период
адаптации (психолог).
Социально-психологическая
поддержка
ребёнка:
определение
состояния
психико - эмоционального и социального статуса ребёнка (опрос педагогов,
учащихся);
индивидуальная
работа
с
детьми
по
преодолению
социально
–
педагогических трудностей;
социально — педагогическая реабилитация;
индивидуальные
и
групповые
беседы
с
несовершеннолетними
об
их
обязанностях, правах и дополнительных гарантиях по социальной защите.
Помощь
в
защите
и
охране
прав
ребенка
–
специальные
меры
по
гарантированному обеспечению прав ребенка, предусмотренных российским
законодательством
и
Международной
конвенцией
о
правах
ребёнка:
образование, медицинское обслуживание, обеспечение жильем, пенсиями,
пособиями, алименты, судебная защита прав ребенка (социальный педагог).
Проведение консилиума.
Критерии успешной социальной адаптации
Осознанное принятие и выполнение норм коллективной жизни.
Адекватное отношение к педагогическим воздействиям.
Гармонизация
взаимоотношений:
«взрослый
–
ребёнок»,
«ребёнок
–
ребёнок».
Активное участие в жизни детского коллектива.
Удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями.