Авторы: Чебуков Игорь Алексеевич, Толометова Эльвира Флитовна
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №75
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: статья
Тема: Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»
Раздел: среднее образование
Роль дистанционного обучения в процессе
изучения предмета «физическая
культура»
И.А. Чебуков
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №75»
Московского района г.Казани
Учителя физической культуры
Э.Ф. Толометова
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия №75»
Московского района г.Казани
Роль дистанционного обучения в процессе изучения предмета «физическая культура»
Развитие современного общества под влиянием глобализации процессов, предъявляет
новые требования к субъекту любой сферы деятельности. Появился новый формат
обучения, требующий не только компетентного отношения и творческого подхода к
процессу обучения со стороны учителей, но и со стороны учеников. Пандемия
поспособствовала активному применению обучающих дистанционных технологий в
образовательной среде школы. Роль информационных технологий и коммуникативных
навыков сильно возросла. Все это потребовало создание нестандартных форм и подходов
к образовательному процессу.
Основным фактором для достижения целей с применением дистанционного обучения
предмета «физическая культура» стало формирование у обучающихся необходимых
знаний, связанных с организацией культуры здорового образа жизни, а также укрепления
организма.
Предмет «физическая культура» по своей сути является весьма специфическим, так как не
может ограничиваться объемами школьной программы. В настоящее время в гимназии
разработана новая концепция физического воспитания у обучающихся в которой
учитываются новые приоритеты, такие как: созидание практической деятельности и
развитие самостоятельного творческого подхода к обучению.
Своевременное использование новых методов ведения уроков физической культуры,
позволяет в наибольшей степени реализовывать образовательные требования.
Прежде всего, этими методами являются:
1. Укрепление мотивационной основы учащихся.
В рамках дистанционного обучения у учащихся появляется на порядок больше времени,
однако большинство не только не может грамотно распоряжаться им, но и тратит его в
пустую. Учащиеся 7-9 классов гимназии отметили, что основным достоинством интернета
являются огромная сфера развлечений и общения (85% опрошенных).
В результате переноса образовательного процесса на столь обширное информационное
пространство как сеть интернет, многие учащиеся, в силу различных соблазнов, теряют
мотивацию к учебе. Данная тенденция является отрицательной и требует укрепления
мотивации и самодисциплины.
Преподаватели физической культуры должны направить свои усилия на повышение
мотивации, путем проведения онлайн-занятий, на которых преподаватель представляет
обобщенную информацию с требованиями образовательной дисциплины, формирует и
систематизирует знания учащихся. Как показывает анализ нашей работы в режиме
проведения дистанционных и очных занятий у учащихся повышается мотивация к
изучению предмета, желание заниматься физической культурой, повышается
ответственное отношение к здоровому образу жизни. Это подтверждается достижениями
учащихся на соревнованиях различного уровня, итогами опросов и анкетировании. При
входном тестировании количество учащихся давших положительные ответы на вопросы
анкеты составляла 70% от числа опрошенных, промежуточный мониторинг показал рост
положительного отношения к ЗОЖ и составил 82% от числа опрошенных.
2. Использование большего объема теоретических материалов в новых форматах.
Этот метод подразумевает более новую подачу материала, например: увеличение
количества учебных пособий, демонстративных презентаций и цифровых онлайн-видео.
Дистанционное обучение обладает неоспоримым преимуществом в области информации,
преподносить теоретический материал дисциплины в различных интерактивных
форматах, позволяет формировать интерес к предмету у учащихся.
Вызвав у учащихся интереса в теоретической части преподаваемого материала,
способствует возникновению интереса и в практической части. Эти два фактора
(теоретическое и практическое влияние) делают процесс обучения школьников
качественным и полноценным.
Также, такой метод формирует мировоззренческую систему научного подхода к
физической культуре, повышает мотивацию у учащихся и вовлекает их в изучение
физической культуры.
3. Использование электронных тестирований.
Известно, что любая диагностика знаний способствует их лучшему закреплению.
Использование электронных тестирований не только является наиболее эффективным
методом проверки знаний, но и позволяет провести анализ ошибок и сформировать
определенный общий уровень знаний дисциплины у обучающихся, провести коррекцию
обучающей программы. Также следует отметить, что результаты тестирования позволяют
и ученику, точечно разглядеть пробелы в своих знаниях.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности
применения дистанционных форм обучения по предмету «физическая культура».
Качественная работа в режиме дистанционного обучения школьников невозможна без
хорошей теоретической базы преподаваемой дисциплины и профессионального
педагогического коллектива. При проведении занятий важно уметь видеть конечную
итоговую цель.
Это могут быть прямые цели, такие как развитие скоростно-силовых качеств, гибкости,
выносливости, ловкости, так и общие, которые следует преследовать всем обучающимся:
уважение к личности, развитие чувство взаимопомощи и взаимовыручки, воспитание
нравственности.
Нужно отметить, что роль предмета «физическая культура» становится особенно
значимой для сохранения здоровья школьника в период интенсивного развития
компьютерных технологий.
В заключении, хочется отметить, что для гармоничного развития личности необходимо
уделять значение каждому предмету, изучаемому в школе. Только так будет происходить
целостное и всесторонне влияние на развитие школьника, что поможет в будущем
высоких результатов достичь не только в учебе или трудовой деятельности, но и в любых
других различных ситуациях.