Напоминание

Философия образования в современной России: вызовы XXI в.


Автор: Сергеева Ирина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 75"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Философия образования в современной России: вызовы XXI в.
Раздел: среднее образование





Назад




Философия образования в современной России: вызовы XXI в.

Сергеева И.Ю., МБОУ Гимназия №75, учитель химии

Аннотация

Рост популярности такого сложного и междисциплинарного направления как

философия образования обусловлен повышением внимания современного российского

общества к проблемам и вопросам образовательного процесса в целом. В данной статье

рассматриваются

системные

и

концептуальные

основания

развития

философии

образования в России, особенности современного этапа, сделан акцент на проблемных

тенденциях, с которыми сталкивается философия образования как в научной, так и

социально-образовательной среде. Поднимается вопрос о прикладном воплощении и

прогностических способностях

философии

образования

в

условиях современного

цифрового общества.

Философия

образования

как

исследовательская

область

начала

оформляться в России в начале XX

в. Основателями данной отрасли в

отечественной науке считаются В.В. Розанов и С.И. Гессен [1, c.91]. Период

становления и начальные этапы развития философии образования в нашей

стране были связаны с процессом просвещения и заложили в основу

образовательной системы принцип гуманизма. Следующим по значению и

важности является третий этап формирования отечественной философии

образования, который пришелся на конец XX

–начало XXI

столетия –

переломный момент в развитии российской государственности, период

тотальной демократизации общества, развития плюрализма идей и мнений.

Именно

в

этот

момент

в

российской

образовательной

системе

господствующим

становится

эклектический

подход,

позволяющий

реализовывать различные педагогические практики и формы обучения. На

этом этапе в России появляются школы с различными образовательными

методиками,

первые

инклюзивные

учреждения

и

новые

пособия,

развивающие всесторонние навыки ребенка. Кроме того, в конце XX

столетия в связи с развитием международного сотрудничества, у российских

педагогов, психологов и философов появилась возможность участвовать в

международных конференциях, перенимать опыт зарубежных коллег и

воплощать его на практике. Доминирующей образовательной парадигмой

стал принцип гуманизма и ориентированности на личность ребенка, эти

установки

разделялись

всеми

образовательными

направлениями,

вне

зависимости от уровня и специфики.

Однако, наибольший интерес в контексте нашего исследования

представляет современный этап развития философии образования и статус

данной отрасли знания в обширном информационном пространстве. Рост

интереса к философии образования сегодня обусловлен поиском ответов на

фундаментальные вопросы психологии и педагогики личности. В частности,

глобальные проблемы, стоящие на сегодняшний день перед человечеством,

всеобщая

информатизация

общественной

жизни,

становление

новых

экономических пост-капиталистических отношений – все эти тенденции

требуют новых принципов воспитания и образования личности, а значит

вопрос о разработке теоретических парадигмальных оснований обучения

становится актуальным как никогда.

В современных условиях развития глобализации, интеграции и

интернационализации перед философией образования стоит сложная задача

становления единого образовательного пространства, которое, с одной

стороны, будет интегрировано в мировую образовательную систему, с другой

сохранит

свои

аутентичные

ценностные

ориентиры

и

стандарты.

Сохранение национально значимых приоритетов системы образования

становится крайне важно также со стратегической точки зрения. Российский

компонент в развитии образования станет тем самым якорем, который

позволит воспитать патриотизм и преданность отечественной науке.

Также рост внимания к философии образования объясним с позиции

кризиса самой образовательной системы в целом. Е.В. Брызгалина, в

частности, отмечает, что «философия образования актуализируется в

кризисные периоды развития образовательной системы», а также «связана с

решением проблем централизации и децентрализации образовательных

систем [3, c.380]. В связи с этим в рамках философии образования

необходимо осмысление следующих тем и вопросов:

-образовательная

политика

и

государственная

образовательная

стратегия требует всестороннего обсуждения академически сообществом на

различных уровнях;

-гуманистический

комплекс

проблем

философии

образования,

включающий в себя вопросы личностного роста, всестороннего развития

ребенка, создания дружественной экологической и психологической среды;

-культурологические проблемы, связанные с интеграцией, адаптацией,

либо сохранением этнических и культурных отличий;

-интернациональное взаимодействие и коммуникация, требующая

развития и оформления языковых и образовательных навыков, а также

инструментальных

методик

интеграции

и

взаимодействия

с

другими

культурами.

По всем этим вопросам сегодня ведется активная дискуссия как в

академическом сообществе, так и среди общественности. Приводятся

различные мнения и доводы. Именно от оформления общей позиции по этим

вопросам и зависит дальнейшее развития российской системы образования.

Список литературы

1)

Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования //

Высш. образование в России. 1997. № 3. С. 88–94.

2)

Брызгалина

Е.В.,

Курбанов

А.Р.,

Сунгатулина

Е.К.

Институционализация

философии

образования

в

пространстве

философской мысли XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7:

Философия. 2012. № 1. С. 41–60.

3)

Брызгалина Е.В. Философия образования: предметный статус в

системе знания // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г.

Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С.

380–381.

4)

Дудник С.И. Проблема мобильности в образовании единого

пространства // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г.

Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С.

386–387.



В раздел образования