Автор: Сергеева Ирина Юрьевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 75"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Философия образования в современной России: вызовы XXI в.
Раздел: среднее образование
Философия образования в современной России: вызовы XXI в.
Сергеева И.Ю., МБОУ Гимназия №75, учитель химии
Аннотация
Рост популярности такого сложного и междисциплинарного направления как
философия образования обусловлен повышением внимания современного российского
общества к проблемам и вопросам образовательного процесса в целом. В данной статье
рассматриваются
системные
и
концептуальные
основания
развития
философии
образования в России, особенности современного этапа, сделан акцент на проблемных
тенденциях, с которыми сталкивается философия образования как в научной, так и
социально-образовательной среде. Поднимается вопрос о прикладном воплощении и
прогностических способностях
философии
образования
в
условиях современного
цифрового общества.
Философия
образования
как
исследовательская
область
начала
оформляться в России в начале XX
в. Основателями данной отрасли в
отечественной науке считаются В.В. Розанов и С.И. Гессен [1, c.91]. Период
становления и начальные этапы развития философии образования в нашей
стране были связаны с процессом просвещения и заложили в основу
образовательной системы принцип гуманизма. Следующим по значению и
важности является третий этап формирования отечественной философии
образования, который пришелся на конец XX
–начало XXI
столетия –
переломный момент в развитии российской государственности, период
тотальной демократизации общества, развития плюрализма идей и мнений.
Именно
в
этот
момент
в
российской
образовательной
системе
господствующим
становится
эклектический
подход,
позволяющий
реализовывать различные педагогические практики и формы обучения. На
этом этапе в России появляются школы с различными образовательными
методиками,
первые
инклюзивные
учреждения
и
новые
пособия,
развивающие всесторонние навыки ребенка. Кроме того, в конце XX
столетия в связи с развитием международного сотрудничества, у российских
педагогов, психологов и философов появилась возможность участвовать в
международных конференциях, перенимать опыт зарубежных коллег и
воплощать его на практике. Доминирующей образовательной парадигмой
стал принцип гуманизма и ориентированности на личность ребенка, эти
установки
разделялись
всеми
образовательными
направлениями,
вне
зависимости от уровня и специфики.
Однако, наибольший интерес в контексте нашего исследования
представляет современный этап развития философии образования и статус
данной отрасли знания в обширном информационном пространстве. Рост
интереса к философии образования сегодня обусловлен поиском ответов на
фундаментальные вопросы психологии и педагогики личности. В частности,
глобальные проблемы, стоящие на сегодняшний день перед человечеством,
всеобщая
информатизация
общественной
жизни,
становление
новых
экономических пост-капиталистических отношений – все эти тенденции
требуют новых принципов воспитания и образования личности, а значит
вопрос о разработке теоретических парадигмальных оснований обучения
становится актуальным как никогда.
В современных условиях развития глобализации, интеграции и
интернационализации перед философией образования стоит сложная задача
становления единого образовательного пространства, которое, с одной
стороны, будет интегрировано в мировую образовательную систему, с другой
–
сохранит
свои
аутентичные
ценностные
ориентиры
и
стандарты.
Сохранение национально значимых приоритетов системы образования
становится крайне важно также со стратегической точки зрения. Российский
компонент в развитии образования станет тем самым якорем, который
позволит воспитать патриотизм и преданность отечественной науке.
Также рост внимания к философии образования объясним с позиции
кризиса самой образовательной системы в целом. Е.В. Брызгалина, в
частности, отмечает, что «философия образования актуализируется в
кризисные периоды развития образовательной системы», а также «связана с
решением проблем централизации и децентрализации образовательных
систем [3, c.380]. В связи с этим в рамках философии образования
необходимо осмысление следующих тем и вопросов:
-образовательная
политика
и
государственная
образовательная
стратегия требует всестороннего обсуждения академически сообществом на
различных уровнях;
-гуманистический
комплекс
проблем
философии
образования,
включающий в себя вопросы личностного роста, всестороннего развития
ребенка, создания дружественной экологической и психологической среды;
-культурологические проблемы, связанные с интеграцией, адаптацией,
либо сохранением этнических и культурных отличий;
-интернациональное взаимодействие и коммуникация, требующая
развития и оформления языковых и образовательных навыков, а также
инструментальных
методик
интеграции
и
взаимодействия
с
другими
культурами.
По всем этим вопросам сегодня ведется активная дискуссия как в
академическом сообществе, так и среди общественности. Приводятся
различные мнения и доводы. Именно от оформления общей позиции по этим
вопросам и зависит дальнейшее развития российской системы образования.
Список литературы
1)
Алексеев Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования //
Высш. образование в России. 1997. № 3. С. 88–94.
2)
Брызгалина
Е.В.,
Курбанов
А.Р.,
Сунгатулина
Е.К.
Институционализация
философии
образования
в
пространстве
философской мысли XXI века // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7:
Философия. 2012. № 1. С. 41–60.
3)
Брызгалина Е.В. Философия образования: предметный статус в
системе знания // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г.
Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С.
380–381.
4)
Дудник С.И. Проблема мобильности в образовании единого
пространства // Наука. Философия. Общество: V Всерос. конгр., г.
Новосибирск, 25–28 августа 2009 года. Новосибирск, 2009. Т. III. С.
386–387.