Автор: Цыганкова Екатерина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 39
Населённый пункт: хутор Бараниковский, Славянский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликация) в средней группе
Тема: "Варежки для друзей Домовёнка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 муниципального образования Славянский район
Конспект
непосредственно-образовательной
деятельности по художественно-
эстетическому развитию (аппликация)
в средней группе
по теме:
«Варежки для друзей Домовёнка»
Х. Бараниковский, 2021
Цель: развивать изобразительные умения и навыки детей в декоративной
аппликации.
Программные задачи:
-Формировать умение составлять геометрические орнаменты – узоры с двумя
чередующимися элементами;
-Закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);
развивать умение сравнивать и находить отличия в геометрических
композициях, развивать логическое мышление, внимательность;
-Формировать умение преобразовывать формы, вырезая из квадрата круг
путем плавного срезания углов, из квадрата треугольники путем складывания
по диагонали и разрезания по линии сгиба;
-Учить составлять удачные сочетания фигур по цвету, развивать
цветовосприятие;
-Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими,
навыки аккуратного вырезывания и наклеивания
- Развивать диалогическую речь, активизировать словарь;
-Вызвать желание помочь герою, поддержать его в трудную минуту,
воспитывать дружеские чувства;
-Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной
деятельности, поощрять проявление активности и творчества.
Материалы, инструменты, оборудование:
Заготовки из цветной бумаги, круги, квадраты из бумаги (разные по цвету и
величине), ножницы, клей, клеевые кисточки, образцы варежки с орнаментом
на каждого ребенка, игрушка Домовёнок.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Рассматривание картины «Дети на прогулке»
Как одеты дети? Во что они одеты? (куртки, шапки, сапожки) Что есть в
одежде, отчего нам тепло и уютно? (шарфы, варежки). А вы как сегодня
оделись? Шарфы есть у всех? А варежки или перчатки? Покажите мне,
пожалуйста, что бы я знала, что на прогулке ваши руки не замёрзнут.
Дети выходят в приёмную, а там рассыпаны и перепутаны пары варежек и
перчаток (дидактический материал)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, все перчатки и варежки перепутаны.
Надо найти пары варежкам и перчаткам!
Дети находят пары варежек, заходят снова в группу и садятся, как детям
удобно, на подушки для беседы.
Воспитатель: Ребята, все нашли свою пару перчаток или варежек? А как вы
их определили? Ответы детей. Почему мы говорим, что перчатки или
варежки – это пара?
Ответы детей: потому, что они похожи цветом и рисунком!
Воспитатель: Ребята, странно, кто же так пошутил над нами?
Посмотрите, кто это там сидит и смотрит на нас обиженно? Это Домовёнок!
Давайте узнаем, что же у него случилось, и зачем он перепутал все перчатки
и варежки. Спросите у него.
Домовенок:
Я на улицу собрался
Всё одел, и растерялся:
Ох уж эти рукавички -
Непослушные сестрички!
Пропадают постоянно
С батареи, из кармана,
Только выпустишь из рук -
Исчезают как-то, вдруг!
Думал я, вы подшутили
Рукавичку прихватили.
Посмотрел у вас в кабинках
И на полках и в ботинках.
Но её я не нашёл
Разозлился жутко,
Всё вам спутал и ушёл.
Думайте, что шутка!
Воспитатель: Ладно, ладно, не сердись. Показывай, какую варежку ты
потерял?
Домовенок показывает варежку.
Воспитатель: Да, красивая у тебя варежка, жалко такую потерять.
Домовёнок: Вторая варежка у вас в группе где - то потерялась, а где, я не
знаю. Помогите отыскать!
Воспитатель с детьми обходят группу, достают варежку.
Воспитатель: Домовенок, твоя варежка?
Вместе с детьми сравнивают варежку с варежкой Домовенка.
Ответ: нет!
Продолжаем искать. Может эта? Ответ: нет
В конце поиска наконец находят варежку, узор которой соответствует
рисунку на варежке Домовенка.
Ребята, посмотрите – это точно варежка Домовёнка? А почему вы так
думаете?
Ответы детей: одинаковый узор по цвету, форме и размеру.
Домовенок: Ура! Спасибо!
Воспитатель: Все прекрасно! А что же делать с остальными варежками?
Домовенок: Так у меня много друзей есть. И ни у кого нет таких красивых
варежек.
Воспитатель: Может, сделаем друзьям Домовенка красивые и теплые
варежки?
Ответы детей: Да!
Дети получают образцы.
Воспитатель: Нам предстоит серьезная работа. Занимайте свои места.
Дети рассаживаются по местам.
Пальчиковая игра «На прогулке»:
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли.
(Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Воспитатель: Теперь наши руки готовы к работе, можно начинать.
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно, чем украшены ваши
рукавички? (геометрическими фигурами). Какими, назовите! Эти фигуры
сложены в узор, видите? Элементы узора чередуются. Такой рисунок
называется орнаментом. Нравится вам?
Теперь посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас в тарелочках?
(квадраты разного цвета). Нам необходимо повторить такой же узор только
на другой варежке. Что можно сделать из этих фигур, чтобы получились
другие, новые элементы для нашего узора?
Воспитатель выясняет у детей, что квадрат можно сложить по диагонали и
разрезать, получится два треугольника. Из квадрата можно вырезать круг,
плавно срезая углы.
Приступаем к работе.
Как правильно нужно работать ножницами? Куда направлены лезвия при
работе?
По окончании вырезывания воспитатель побуждает детей выложить узор на
пустой основе рукавички.
Воспитатель: Обратите внимание на цвет фигур при составлении орнамента.
После того, как дети верно составят узор, Домовенок предлагает немного
передохнуть.
Физкультминутка «Гуляют дети»
На дворе мороз и ветер, на дворе гуляют дети (ходьба на месте)
Ручки, ручки согревают, ручки, ручки потирают (потираем руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко: тот-топ-топ (топаем)
Нам мороз не страшен, вот как мы теперь попляшем приплясываем)
Дети выполняют вторую часть работы: наклеивание деталей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие замечательные у вас получились
варежки!
Вам понравилось украшать варежки?
Как называется узор, которым мы украшали варежки?
Какие элементы (геометрические фигуры) вы чередовали в узоре?
Какие цвета использовали?
Посмотрите друг у друга, у кого какие узоры получились?
Воспитатель с детьми вручают варежки Домовёнку:
Пусть твоих друзей варежки согреют,
Если руки в тепле, они не заболеют,
Пусть играют в снежки, с радостью их носят.
Ты прими, Домовой, дети очень просят!