Автор: Фролова Любовь Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Населённый пункт: Мордовия п. Чамзинка
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная прграмма "Чудикерькс"
Тема: Изучение мордовского языка в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Звездочка»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Принято: на Утверждаю:
заседании Заведующая МБДОУ
совета педагогов от «Детский сад «Планета детства»
«___»___________2022г. комбинированного вида
протокол №______ ______________ Ворожцова Н.В.
Приказ №_____
от «____»______________2022г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)
по изучению мордовского (эрьзя) языка «Чудикерькс»
срок реализации: 1 год
возраст воспитанников: 6 - 7 лет
Составитель:
воспитатель первой категории
структурного подразделения «Детский сад
комбинированного вида «Звездочка»
Фролова Л.П..
пос. Чамзинка
2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Паспорт программы
1.1
Пояснительная записка.
1.2
Направленность программы.
1.3
Новизна программы.
1.4
Актуальность программы.
1.5
Отличительные особенности программы.
1.6
Педагогическая целесообразность.
1.7
Цель программы.
1.8
Задачи программы.
1.9
Принципы программы.
2.
Ресурсы программы.
3.
Учебно – тематический план.
4.
Ожидаемые результаты.
5.
Список использованных источников.
1.Паспорт программы
Наименование
дополнительной
образовательной
услуги
Программа по дополнительному образованию «Родник» (мордовский
язык), Структурное подразделение «Детский сад комбинированного
вида «Звездочка» МБДОУ «Детский сад «Планета детства»
комбинированного вида »
Составитель
программы
Воспитатель: Фролова Любовь Петровна
Заказчик
программы
Родительская общественность, педагогический коллектив.
Организация
исполнитель
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида
«Звездочка»
МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида »
Адрес организации
исполнителя
п. Чамзинка ул. Нижняя 20А
Цель программы
Привлечь детей к общению на мордовском (эрзя) языке; воспитание
уважения к традициям своего народа; овладение языковыми
навыками и умениями; приобщение детей к культуре и языку народов
мордовского края.
Направленность
программы
Познавательно - речевая
Срок реализации
1 год
Вид программы
Уровень реализации
программы
адаптированная
дошкольное образование
Система реализации
контроля за
исполнением
программы
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет
администрация образовательного учреждения;
Практическую работу осуществляет педагогический коллектив
Ожидаемые
результаты
Повышение уровня:
- творческих способностей детей на 25%;
- коммуникативных навыков на 20 %;
- Удовлетворенности родителей на 15%.
1.1 Пояснительная записка
1.2. Направленность образовательной программы.
Рабочая кружковая программа «Родник» направлена на необходимость воспитания ребенка на
материале социального и природного окружения родного края, влияние на общее развитие
ребенка через те условия, в котором он проживает. Изучение народного творчества, фольклора,
языковых особенностей, праздников, обычаев, традиций, обрядов и прочее.
1.3. Новизна программы
Новизна программы в том, что детей обучают мордовскому языку, из года в год,
последовательно, систематически, что дает возможность детям понять разговорную речь.
Эта программа является образовательной, так как в доступной форме позволяет детям разного
возраста получить полноценные знания мордовского языка.
Участие родителей в этом процессе считается обязательным. Родители могут принимать
активное участие в фольклорных праздниках, проводимых в творческом объединении (дети –
педагоги – родители)
1.4. Актуальность
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые
мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он
создает вокруг себя.
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в
себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.
В последнее время стало актуальным – обучение детей мордовскому языку не только в школе,
но и в дошкольных учреждениях республике Мордовия.
Образовательная программа «Обучение детей мордовскому языку в дошкольных учреждениях
республики Мордовия» и примерный региональный модуль программы дошкольного
образования «Мы в Мордовии живем» ориентирован на восприятие и предназначен для детей 4– 7
лет, на пробуждение у ребенка интереса и стремления к обучению на мордовском языке.
Провозглашение мордовских языком наряду с русским, значительно повысило статус, что дало
возможность обучать детей языку и как родному, и как государственному языку республики,
начиная с дошкольного возраста. Обучение дошкольников второму языку имеет большое значение
для воспитания подрастающего поколения.
Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, языка,
любви к нему.
1.5. Отличительные особенности программы.
За основу взят региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в
Мордовии живем» / О.В. Бурляевой, методическому пособию «Детям о Мордовии» / О.В.
Бурляевой, Е.Н. Киркиной. Отличительной особенностью данной программы является то, что
она реализуется через обучающие занятия, проходящие в игровой форме. Игровая деятельность
позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования и развития речи
ребенка, развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, умения владеть своим телом,
согласовывать свои действия с партнером, и интеллектуального и художественно-эстетического
воспитания. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса развивают речевой аппарат
ребенка. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
1.6. Педагогическая целесообразность программы.
программа является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и
эмоциональных открытий, способов приобщения к духовному богатству. В процессе
освоения дополнительной образовательной программы «Родник» обогащается словарный
запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется ее
интонационный диапазон.
Неоценима и воспитательная роль образовательной программы. Она учит доброте,
чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребенку игра поможет
стать более смелым и решительным, застенчивому – преодолеть неуверенность в себе.
Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить
детей.
1.7. Цель программы.
привлечь детей к общению на мордовском (эрзя) языке; развить познавательный интерес к
национальным традициям и культуре мордовского народа.
1.8 Задачи программы.
• обучение дошкольников мордовской (эрзянской) разговорной речи;
• формирование базы для успешного перехода к дальнейшему изучению мордовского
языка в начальных классах общеобразовательной школы;
• способствование развитию интеллектуальных способностей, внимания и памяти, в целом
положительно влияет на развитие личности;
• создание условий для коммуникативно-психологической адаптации дошкольников 6-7 лет
к изучению эрзянского языка;
• расширение кругозора детей посредством знакомства с мордовскими праздниками,
традициями.
1.9. Принципы программы.
• принцип коммуникативной направленности, выдвигающий мысль о том,что овладеть
каким-либо видом речевой деятельности можно лишь выполняя этот вид деятельности, т. е.
научиться говорить - говоря, слушать – слушая.
• принцип интеграции, заключающийся в том, что в процессе обучения какому-либо одному
аспекту или виду речевой деятельности мы задействуем (интегрируем) и формируем все
остальные аспекты и виды деятельности;
• принцип дифференциации, определяющийся тем, что при формировании каждого отдельно
взятого вида деятельности и аспекта языка мы используем особые технологии, построенные с
учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого
отдельного языкового и речевого навыка;
• принцип игровой основы обучения.
Познание мира, познание неродного языка в детском возрасте чаще всего происходит в
игровой ситуации. Игра - это главный мотивационный двигатель ребенка, тот методический
инструмент, который обеспечивает готовность к общению на языке.
«Влияние игры очень многосторонне. Переоценить её развивающее значение невозможно».
Поэтому именно игровая методика определяет основной принцип обучения неродному языку в
детском саду.
2. Ресурсы программы.
1. Магнитная доска с набором приспособлений для крепления
2. Магнитофон
3. Фланелеграф
4.Печатные пособия
5.Демонстрационный материал:
- предметные картинки,
- сюжетные картинки.
6.Альбомы:
- «Мордовская национальная одежда»,
- «Мордовия»,
- «Достопримечательности города Саранска»,
- «Мой край, Мордовия моя»,
- «Заповедные места Мордовии»,
- «Саранск»
7.Картотеки:
- «Мордовский фольклор»,
- «Мордовские подвижные игры»
Дидактический материал.
1. Стилизованная матрешка
2. Флаги:
- российский,
- республики Мордовия
3. Куклы: - русская, татарочка,
мордовочка
4. Муляжи фруктов, овощей
5. Маски для театрализованных и подвижных игр
6. Предметы домашней утвари:
- самовар,
- горшок
- деревянная посуда,
- веретено,
- люлька.
7. Предметы декоративно-прикладного искусства:
8. Мордовские костюмы в иллюстрациях
9. Бубен
10. Флажки
11. Игрушки
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
кол-во
занятий
мин.
1.
В детском саду (Мои игрушки.
Наша группа)
2
25 мин
10 мин
15 мин
2.
Игрушки
2
25мин
10 мин
15 мин
3.
Семья
2
25 мин
10 мин
15 мин
4.
Овощи и фрукты
2
25мин
10 мин
15 мин
5.
«Необычная экскурсия в
этнографический уголок»
1
25 мин
10 мин
15 мин
6.
«Части тела».
Личная гигиена.
1
25 мин
10 мин
15 мин
7.
Времена года
2
25 мин
10 мин
15 мин
8
«Рисование по мотивам
мордовского орнамента».
1
25 мин
10 мин
15 мин
9.
«Домашние и дикие животные».
2
25 мин
10 мин
15 мин
10.
«Одежда и обувь».
2
25 мин
10 мин
15 мин
11.
Дни недели.
1
25 мин
10 мин
15 мин
«Части суток»
12.
Весна в лесу
1
25 мин
10 мин
15 мин
13.
«Перелетные птицы».
1
25 мин
10 мин
15 мин
14.
« Цвет»
1
25 мин
10 мин
15 мин
15.
«Мордовские писатели детям»
1
25 мин
10 мин
15 мин
16.
«Рыбы, реки, озера Мордовии»
1
25 мин
10 мин
15 мин
17.
«Достопримечательности
посёлка»
1
25 мин
10 мин
15 мин
18.
«Рисование «Мой любимый
уголок посёлка»
1
25 мин
10 мин
15 мин
19.
«Огород»
1
25 мин
10 мин
15 мин
20.
Знакомство с творчеством
мордовского художника
1
25 мин
10 мин
15 мин
Ф.В.Сычкова. Рассматривание
его картин.
21.
«Продукты питания»
1
25 мин
10 мин
15 мин
22.
«Посуда»
1
25 мин
10 мин
15 мин
23.
Итоговое занятие «Природа
родного края»
(Времена года)
1
25 мин
10 мин
15 мин
ИТОГО: 31 занятие
Календарно – тематический план работы
№ недели
Тема
Программное содержание
Методические приёмы
1
2
3
4
Октябрь
1 .
«Наш
детский сад.
Наша
группа»
Закрепить ранее усвоенные слова
и речевые образцы.
Усвоить новые слова с детьми
«мон», «тон» «сон». Усвоить
речевой образец. «Кода тонь
леметь?». «Монь лемем….». «Ков
молят?». « Мон молян эйдень
кудос».
Фонетическая зарядка
Игровое упражнение «Моя
любимая игрушка»
Д/игра
«Давайте
познакомимся»
Игра «Поймай мяч»
Подвижная игра «В горшочки».
2 .
«
Наш
детский сад».
Закрепить ранее усвоенные слова
и речевые образцы. Усвоить новые
слова с детьми «мон», «тон» «сон».
Усвоить речевой образец. «Кода
тонь лемет?». «Монь лемем….».
«Ков молят?». « Мон молян эйдень
кудос».
Фонетическая зарядка
Игровое упражнение «Моя
любимая игрушка»
Д/игра
«Давайте
познакомимся»
Игра «Поймай мяч»
Подвижная
игра
«В
горшочки».
3 .
«Игрушки»
«
Счет от
1- 10»
Закрепить усвоенные слова: овто,
нумоло, сеель, псака, киска. Речевой
образец. «Те кие?.Те киска. Сон
кодамо?». Ввести новые слова:
рисовамс, киштемс, налксемс, вейке,
кавто. Учить слышать мордовскую
речь.
Приветствие
«Давайте
поздороваемся»
Дидактическая
игра
«Хоровод зверей»
Игровое
упражнение
«Что
мы делали, не скажем, а что
делали, покажем»
Дидактическая
игра
«Детеныши животных»
4 .
«Игрушки»
«
Счет от
1- 10»
Закрепить слова, выученные на
предыдущем занятии. Продолжать
слышать мордовскую речь.
Дидактическая игра с мячом
«Переводчики».
Выучить считалку «Вейке,
кавто, кемгавтово»».
Игровое
упражнение
«Третий лишний». «Кто что
делает».
Мордовская подвижная игра
«Саразкеть» (в курочек).
Ноябрь
5 .
«Семья».
Закрепить с детьми названия
членов семьи, закрепить ранее
усвоенные слова: тетя, ава, ялакс,
сазор, баба, покштяй. Закрепить их
в играх, продолжать учить речевые
Фонетическая зарядка
Сюрпризный момент
Игра «Назови по-мордовски»
Пальчиковая игра «Семья»
Игровое
упражнение
образцы: « Те кие?». Кода тонь
леметь?».
Ввести в словарь детей слова:
ломань, монь, тонь, сонь.
«Расскажи о своей семье»
Игра на мордовских
музыкальных инструментах.
«Семья».
Закрепить ранее изученные слова и
речевые образцы, ввести их в
активный словарь детей. Выучить
на мордовском языке пальчиковую
игру «Моя семья»
Фонетическая зарядка
Сюрпризный момент
Игра
«Назови
по-
мокшански»
Пальчиковая игра «Семья»
Игровое
упражнение
«Расскажи о своей семье»
Игра на мордовских
музыкальных инструментах.
6 .
«Овощи и
фрукты»
Закрепить с детьми название
овощей и фруктов: куяр, помидор,
умарь, слива, модамарь, репс,
чурька. Ввести новые слова:
таньтей, чапамо. Закрепить
речевой образец: « Те мезе?».
Приветствие
Солнечные
лучики»
Фонетическая зарядка
Сюрпризный
момент
«Поможем Незнайке»
Дидактическая
игра
«Веселый огород»
7 .
«Овощи и
фрукты»
Усвоить новые слова совместно с
речевыми образцами. Ввести
новые речевые образцы. «Умарьсь
кодамо?. Умарьсь ламбамо или
чапамо. Помидорсь таньтей».
Закрепить ранее изученные слова и
речевые образцы. Закрепить счет
до 10
Игровое
упражнение
«Кодамо?»
Игровое
упражнение
«Помоги
маме
собрать
фрукты и овощи»
Дидактическая
игра:
«Фруктовый магазин».
Чтение
стихотворения
П.Мокшанцева
«Огородница».
Подвижная игра «В курочек»
8 .
Декабрь
8 .
«Необычна
я экскурсия
в
этнографич
еский
уголок»
Познакомить с предметами быта
старины, рассказать о народных
традициях, воспитать любовь к
Родине, чувства гордости за свой
родной край, за сохранение
культурной самобытности
народов, уважение к традициям и
обычаям других народов
.
Чтение стихов о Мордовии, о
России.
Рассказ
воспитателя
«Быт
наших предков».
Просмотр
иллюстраций
«Предметы старины».
Просмотр слайдов
Подвижная игра «Уголнэсэ».
Чтение
стихотворения
А.
Ежова «Моя Родина».
9 .
«Части
тела»
Закрепить с детьми знакомые
слова и образцы. Познакомить с
новыми словами по теме «части
Фонетическая зарядка
Игровое
упражнение
«Найди, не ошибись»
тела», способствовать повышению
речевой активности детей,
развитию умения выражать свои
мысли на эрзянском языке в
пределах знакомой, доступной им
тематике. Воспитывать
потребность в общении на
эрзянском языке
Работа по картинкам
Игра
«Назови
по
–
мордовски»
Загадки
Мордовская подвижная игра:
«Пильгинеть».
Психомышечная тренировка
«Попьем
колодезную
водичку»,
«Понюхаем
цветок»
Рассматривание
плаката
«Анатомия человека»
Д/игра «Чем мы слышим,
видим, дышим…?»
10 .
«Времена
года»
(Зима).
Углубить знания детей о зиме, о ее
признаках,
учить
различать
признаки времен года. Развивать
связную речь, умение говорить
правильно, логическое мышление.
Приветствие «Клубочек»
Рассматривание
иллюстраций
на
тему:
«Природа нашего края»,
(репродукции
картин
о
природе
мордовских
художников).
Игра с пальчиками
Д/игра «Вспомним разные
слова»
Чтение стихов о природе.
Подвижная
игра
«Наша
горка».
11 .
«Времена
года»
(Зима).
.
Обобщить и систематизировать
представления детей о характерных
признаках зимы. Развивать у детей
способность наблюдать, умение
строить предложения. Изучение
новых слов: варма, лов, эй, якшамо,
теле.
Чтение стихотворения о зиме
«Теле».
Изучение
новых
слов, рассматривание картин
о зиме
Январь
12 .
«
Рисование
по мотивам
мордовског
о
орнамента».
Продолжать знакомить с
мордовским орнаментом,
располагать элементы ритмично,
чередуя («крест», «галочка»,
«звезда» и др.). Учить слушать
мордовскую речь, запоминать,
продолжать знакомить с
мордовским фольклором.
Приветствие
Слушание мордовской песни
«Ай,коляда, коляда»
Рассматривание
иллюстраций
«Мордовский
костюм».
Рассматривание мордовского
узора.
Чередование
элементов
мордовского орнамента
Творческая работа детей
13 .
«Домашние
и дикие
животные».
Вспомнить с детьми название
домашних животных: псака, туво,
киска,скал,сея. Закрепить речевой
Чтение стихотворения «Вай,
псакине, псакине» - уметь
слушать эрьзянскую речь,
образец «Те кие?» в использовании
слов.
развивать память.
Беседа
«Животные
помощники»
Д/игра «Кто как кричит»
Загадки
14 .
«Домашние
и
дикие
животные».
Вспомнить
с
детьми
название
диких животных на мокшанском
языке:
овто,
врьгиз,
ривезь,
нумоло, сеель, ур, вирь. Выучить
считалку «Нумолня».
Ритуал приветствия «Доброе
животное»
Фонетическая зарядка
Беседа «Животные нашего
леса».
Д\игра
«Кого
не
стало»,
«Узнай, кто это?».
Загадки
Д\игра «Переводчики».
Выучить
считалку
«Нумолня».
15 .
Февраль
16 .
«Одежда и
обувь».
Усвоить слова: варьгат, тёплой
кемть, панар, руця. Ввести в
словарь детей речевой образец:
тёплой кемть Учить слышать
мордовскую речь, правильно
произносить слова
.
Приветствие
«Солнечные
лучики»
Фонетическая зарядка
Игровое упражнение Скажи
как я»
Д\и «Найди и назови»
Работа по картинкам
Упражнение
«Повтори
и
сделай»
Украшение
варежек
мордовским орнаментом.
17 .
«Одежда
и
обувь».
Знакомить детей с мордовским
национальным
костюмом,
воспитывать интерес к языковой
культуре и искусству мордовского
народа,
вызвать
у
детей
эмоциональный отклик на яркость
цветовых образцов
.
Приветствие.
Беседа, дидактическая игра «
Одень куклу».
18 .
«Дни
недели»
Закрепить мордовские слова на
тему «Дни недели», поработать
над их произношением. Запомнить
и правильно произносить дни
недели на мордовском языке.
Продолжать учить и понимать
смысл этих слов
Фонетическая зарядка
Д\игра «Переводчики»
Игровое
упражнение
«Живые слова»
Усвоение слов по картинкам
Мордовский
фольклор
«Нармоннят,
нармоннят»
(стр.57,
Хрестоматия
к
программе «Валдоня»).
19 .
«Части
суток»
Закрепить мордовские слова на
тему «Части суток», поработать
над их произношением. Запомнить
Фонетическая зарядка
Игровое упражнение Скажи
как я»
и правильно произносить дни
недели на мордовском языке.
Продолжать учить и понимать
смысл мордовских слов: валске,
чи, чокшне.
Д/игра «Когда это бывает»
Физминутка «Утром я проснулся»
Март
20 .
«Весна
в
лесу»
Познакомить
детей
с
новыми
словами на эрзянском языке на
тему «Весна», научить правильно
произносить
слова.
Закрепить
знание
ранее
изученных
слов.
Воспитывать любовь к природе
родного края.
Приветствие
«Давайте
поздороваемся»
Фонетическая зарядка
Усвоение
новых
слов
по
предметным
и
сюжетным
картинкам
Д\игра
«Покажи,
не
ошибись»
Повторитьь
закличку
«Тундо, тундо сак,сак!».
«Перелетны
е птицы».
Закрепить знание о перелетных
птицах. Закрепить названия птиц
на эрзянском языке. Работа над
произношением
слов
и
словосочетаний.
Развивать
диалогическую речь. Воспитывать
желание заботиться о птицах
. Песенка «Нармунть»
Чтение «Сезяка-озяка»
П/игра «Вадов»
21 .
« Цвет»
Познакомить детей с цветами на
мокшанском языке, развивать
память. Ввести новые слова:ашо,
раужо, пиже, ожо, тюжа ,
сэн.Учить слышать мордовскую
речь
Приветствие. Дидактическая
игра « Собери по цвету»,
игровое
упражнение
«
Третий лишний». Подвижная
игра « В платки».
22 .
«Мордовск
ие писатели
детям»
Продолжать
знакомить
детей
с
творчеством
мордовских
писателей,
разнообразием
их
жанров,
вызвать
интерес
к
прочитанным произведениям
Приветствие
«Солнечные
лучики»
Д\и «Узнай, кто это?»
Вспомнить с детьми ранее
изученные
стихи
на
мордовском языке
Назовите
мордовских
писателей
Чтение
призведения
мордовского
писателя
Т.Тимохина
«Как зима Степку лечила».
Апрель
23 .
«Рыбы,
реки, озера
Мордовии»
Закрепить знания детей о реках и
озерах
Мордовии.
Учить
детей
называть рыб на эрзянском языке,
различать их. Воспитывать интерес
к эрзянскому языку.
Сюрпризный момент
Д\игра «Не ошибись»
Беседа
о
реках
и
озерах
Мордовии
Чтение
произведения
Ю.
Азрапкина «Наша речка».
24 .
«Достоприм
ечательност
и посёлка»
Продолжать воспитывать любовь к
своему родному посёлку. Учить
видеть красивые уголки любимого
города и передавать их через свое
воображение.
Прослушивание песен в
исполнении мордовского
ансамбля.
Приветствие
«Солнечные
лучики»
Беседа о родном посёлке
Рассматривание
иллюстраций
Стихи о Родине, о природе
Прослушивание
песен
в
исполнении
мордовского
ансамбля
25 .
«Рисование
«Мой
любимый
уголок
посёлка»
Продолжать воспитывать любовь к
своему родному городу. Учить
видеть красивые уголки любимого
города и передавать их через свое
воображение.
Прослушивание песен в
исполнении мордовского ансамбля
Приветствие
«Солнечные
лучики»
Беседа о родном городе
Рассматривание
иллюстраций
Стихи о родном городе
Прослушивание песен в
исполнении
мордовского
ансамбля
26 .
«Огород»
Пробудить
у
детей
интерес
и
стремление
к
общению
на
эрзянском языке, создать настрой
для дальнейшего его изучения
.
Игровое
упражнение
«Кодамо?»
Игровое
упражнение
«Помоги
маме
собрать
фрукты и овощи»
Дидактическая
игра:
«Фруктовый магазин».
Чтение
стихотворения
П.Мокшанцева
«Огородница».
Подвижная игра «В курочек»
27 .
Май
28 .
Знакомство
с
творчество
м
мордовског
о
художника
Ф.В.Сычко
ва.
Рассматрив
ание его
картин.
Приобщать
детей
к
культуре
мордовского
народа,
через
произведения
художника,
учить
видеть прошлое своих предков: их
быт, увлечения, окружающий их
мир.
Д\игра «Переводчики»
Рассказ воспитателя
Пальчиковая
гимнастика
«Семья»
Рассматривание
иллюстраций к картинам
Беседа по картинам
Подвижная
игра
«Наша
горка
».
29 .
«Продукты
питания»
Познакомить
детей
с
новыми
словами и словосочетаниями по
теме. Учить понимать эрзянскую
речь с использованием этих слов.
Учить
правильно
произносить
слова в речи детей. Воспитывать
интерес к общению на эрзянском
Приветствие
«Давайте
поздороваемся»
Активизация
речевых
умений
и
навыков
Составляем
рассказ
по
картинке
языке.
30 .
«Посуда»
Учить
правильно
произносить
звуки
в
словах,
расширить
словарный запас детей. Закрепить
речевые
образцы
по
теме
«
Посуда». Воспитывать уважение к
мордовскому народу и его языку.
Отгадывание загадок,
Чтение считалки.
Подвижная
игра
«
В
горшочки».
31 .
Итоговое
занятие
«Природа
родного
края»
(Времена
года)
Закрепить знания и представления
о природе в Мордовии в разные
времена года, используя речевые
образы на мордовском языке
4. Ожидаемые результаты
В результате изучения программы «Родник» дошкольник должен знать и уметь:
усвоить словарь, предназначенный для подготовительной группы;
давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные
признаки (цвет, вкус, размер, принадлежность тому или иному лицу);
рассказывать о себе (как зовут, сколько лет, кто у него в семье);
знать 1 -2 стихотворения, песенки, считалки, загадки и другие небольшие
произведения музыкально поэтического творчества мордовского народа.
Усвоить счёт от 1 до 10;
уметь вести небольшой диалог, используя активный и пассивный словарь
программного материала;
уметь понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой
языкового материала.
5. Список использованных источников
Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду : методические рекомендации / Е. А.
Алябьева. – М. : Творческий Центр Сфера, 2007. – 64 с.
Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н. Ф. Андреева //
Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 16-24.
Бурляева, О. В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О.
В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. –2011. – № 9. – С. 82–89.
Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчик, В. О. Еремкин, В. С. Ионов, А. С. Лузгин. – Саранск :
Мордов. кн. изд-во, 1997. – 720 с.
Все о Мордовии : энциклопедический справочник / сост. Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С.
Маркова. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2005. – 840 с.
Детям о Мордовии : методическое пособие для педагогов ДОУ/ авт.-сост. О. В. Бурляева, Е. Н.
Киркина. – Саранск, 2013. – 132 с.
Жуковская, Р. И. Родной край : пособие для воспитателей детского сада : книга для воспитателя
детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой. – 2-е
изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1985. – 268 с.
Исайкина, А. И. Обучение детей мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языкам в дошкольных
образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации /
А. И. Исайкина ; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских
народов»; МО Республики Мордовия, МРИО. – Саранск, 2007. – 135 с.
Мы в Мордовии живем : примерный региональный модуль программы дошкольного образования /
под ред. О. В. Бурляевой, Е. Н. Киркиной. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2011. – 104 с.
Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И.
Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 6. – С.45 – 55.
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая
2013 г. №26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,
регистрационный №28564) // [Электронный ресурс] : Сомкова, О. Н. Планирование и организация
образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной
общеобразовательной программе «Детство» / О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева, А. М. Вербенец. –
СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС; М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 260 с.