Автор: Аксютина Ирина Константиновна
Должность: Педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ Школа №126
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Раздел: дополнительное образование
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Содержание
1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка с.1-3
2. Список использованной литературы с. 4
3. Инсценировка басни И.А. Крылова «Лжец» с.5-8
4. Советы к постановке басни И.А.Крылова «Лжец» с.9
Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка.
«Человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Фридрих Шиллер )
«Театр книги — это творческое прочтение произведения, прожитое через актёрское мастерство
читателя...Перевод литературного текста на особый сценическийязыкделается для того, чтобы из
зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к полке,
взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение, музыку...» (рус. педагог
О.Галахова)
Сегодня остро стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению.
Современные дети всё реже читают книги. А ведь художественная литература
играет большую роль в личностном развитии каждого человека.
Нам, взрослым, надо понять: чтение для ребенка – самый естественный и
спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга
должна как можно раньше войти в мир детей, обогащать их мир, делать его
интересным, полным необычных открытий.
Работая педагогом-библиотекарем в школе, замечаю, что работа с книгой
заменена у детей поиском информации в интернете. Почти нет времени на
реализацию
творческих
возможностей,
вдумчивое
прочтение
литературных
произведений. Проблема еще и в том, что ребята либо не знают своих творческих
возможностях, либо им негде их реализовать.
Решением проблемы стала идея создания мини-театра в библиотеке.
Это прекрасная возможность «оживить книгу» и, конечно, – желание прочесть ее…
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит
свое отражение, потому что связана с игрой.
Занятия
театрализованной
деятельностью
помогают
развивать
интересы
и
способности ребенка, способствуют общему развитию. Средствами театрального
искусства можно помочь детям поверить в себя, раскрыть их творческий
потенциал.
Каждый ребенок – хороший актер от природы, который живет эмоциями, еще не
ограниченными взрослением. Играя, ребенок бессознательно накапливает целый
«банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе педагога, где воспитательные
возможности
театрализованной
деятельности
широки,
знакомит
детей
с
окружающим миром, а поставленные задачи заставляют их думать, анализировать,
делать выводы и обобщения. Но не менее важно развитие эмоциональной сферы
ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия
зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру,
фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
1
Во время занятий дети с желанием играют, фантазируют, читают по ролям. Через
игру они раскрывают себя с новых сторон, вживаются в ту или иную роль,
взаимодействуют друг с другом. Так, играя, дети познают мир прекрасного, у них
формируется
мировоззрение,
прививается
любовь
к
искусству
и
театру,
воспитывается культура поведения.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством
театрализованной
деятельности
невозможно
выстроить
без
партнерских
отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к
спектаклям, создании реквизита и декораций, оказывают моральную поддержку
ребятам. Дети совместно с педагогом и родителями трудятся на результат: общие
занятия, общие репетиции, общие спектакли. В этот момент они отвлекаются от
гаджетов и общаются офлайн.
В процессе театральной деятельности создаются условия для развития:
1. Речи (дети, работая над текстом художественного произведения, учатся ясно,
четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной
выразительности,
происходит
обогащение
словаря,
что
способствует
формированию и развитию коммуникативных навыков).
2. Памяти (заучивание монологов и диалогов персонажей; описаний явлений
природы прекрасно тренирует произвольную память, постепенно увеличивая и её
объем).
3. Познавательных способностей (разнообразная тематика, яркость сюжетов,
богатство
жанров
художественных
произведений,
образность
и
яркость
изображения окружающей действительности способствует развитию кругозора
ребенка).
4. Воображения и фантазии (возможность проявлять свои творческие способности,
выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы).
5. Эмоций (театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-
чувственное развитие ребенка, участвуя в тренингах и постановках, дети учатся
передавать различные эмоции и чувства).
6. Эстетического вкуса (красочное оформление спектакля, подготовка декораций,
костюмов способствует развитию чувства вкуса на сцене; дети узнают про
сценический образ и насколько он важен во время выступления, для создания
целостной картины восприятия зрителя и донесения общей идеи).
2
7. Нравственных качеств (в художественных произведениях ярко раскрываются и
обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность,
смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость, дети
стремятся поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать
свои действия).
Результат работы виден в творческом росте и развитии детей, их успехах. Заметно
меняются их взгляды, отношение к окружающему миру. Через театрализованную
деятельность для детей раскрывается новый мир, здесь нет границ, а есть только
большие возможности для совместного творчества и фантазии.
3
Список использованной литературы:
1. Васляева, Т. В. Библиотека и Театр. История с продолжением / Т. В. Васляева // Библ. дело. — 2015. —
№ 5. — С. 25–26.
2. Дилек, В. В. Школа юных театралов: выбираем лучшие спектакли / В. В. Дилек // Библ. дело. — 2015.
— № 10. — С. 25–26.
3. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного
вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Шк. б-ка. –2001. – № 2. – С. 22–24.
4. Курилова, И. М. Хождение в народ: книга в театральном интерьере / И. М. Курилова // Библ. дело. —
2012. — № 16. — С. 33–34.
5. Шестаков, С. С. Антракт в библиотеке: эволюция читателя [Текст] / С. С. Шестаков // Молодые в библ.
деле. — 2018. — № 8. — С.57–64.
4
Лжец
Инсценировка басни И.А.Крылова
Действующие лица:
Лжец
Приятель
Рассказчик
Рассказчик.
Из дальних странствий возвратясь,
Какой-то дворянин (а может быть, и князь),
С приятелем своим пешком гуляя в поле,
Расхвастался о том, где он бывал,
И к былям небылиц без счету прилыгал.
(Во время последних слов Рассказчика на поляну выходят действующие лица
басни: Лжец и его Приятель. В течение разговора, который между ними
происходит дальше, они прогуливаются, не удаляясь от зрителей.)
Лжец.
Нет… что что за границей я видал,
Того уж не увижу боле.
Что здесь у вас за край?
То холодно, то очень жарко,
То солнце спрячется, то светит слишком ярко.
Вот там-то прямо рай!
И вспомнишь, так душе отрада!
Ни шуб, ни свеч совсем не надо:
Не знаешь век, что есть ночная тень,
5
И круглый божий год все видишь майский день.
Никто там ни садит, ни сеет:
А если б посмотрел, что там растет и зреет!
Вот в Риме, например, я видел огурец:
Ах, мой творец!
И по сию не вспомнюсь пору!
Поверишь ли? ну, право, был он с гору.
Приятель (с деланным восхищением)
Что за диковина!
На свете чудеса рассеяны повсюду;
Да не везде их всякий примечал.
Мы сами вот теперь подходим к чуду,
Какого ты нигде, конечно, не встречал,
И я в том спорить непременно буду.
Вон, видишь ли через реку тот мост,
Куда нам путь лежит?
(Показывает вдаль рукой. Собеседники останавливаются на несколько секунд,
потом продолжают прогулку.)
Он с виду хоть и прост,
А свойство чудное имеет:
Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет:
До половины не дойдет –
Провалится и в воду упадет;
Но кто не лжет,
Ступай по нем, пожалуй, хоть в карете.
6
Лжец.
А какова у вас река?
Приятель.
Да не мелка.
Так, видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!
Хоть римский огурец велик, нет спору в том,
Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нем?
Лжец.(уже не так уверенно)
Гора хоть не гора, но, право, будет с дом.
Приятель.
Поверить трудно!
Однако ж, как ни чу
́
дно,
А все чудё
́
н и мост, по коем мы пойдем,
Что он Лжеца никак не подымает;
И нынешней еще весной
С него обрушились (весь город это знает)
Два журналиста да портной.
Бесспорно, огурец и с дом величиной
Диковинка, коль это справедливо.
Лжец.
Ну, не такое ж это, право, диво;
Ведь надо знать, как вещи есть:
Не думай, что везде по-нашему хоромы;
Что там за до
́
мы:
В один двоим за ну
́
жду влезть,
И то ни стать, ни сесть!
7
Приятель.
Пусть так, но всё признаться должно,
Что огурец не грех за диво счесть,
В котором двум усесться можно.
Однако ж, мост-то наш каков,
Что Лгун не сделает на нем пяти шагов,
Как тотчас в воду!
Хоть римский твой и чуден огурец…
Лжец.
Послушай-ка, пусть вовсе я не лжец,
Чем на
́
мост нам идти, поищем лучше броду.
Конец.
8
Советы к постановке басни И.А. Крылова «Лжец»
Все должно быть сосредоточено на диалоге Лжеца и Приятеля.
Декорации скромные. На сцене можно поставить лишь кустик и пень. Река же и
мост как бы будут находиться в зрительном зале, перед глазами исполнителей.
Лжец одет модно, изысканно, Приятель – в стареньком костюме.
Выйдя из-за кулис«на поляну», Лжец и Приятель останавливаются. Приятель
может сесть на пень.
Лжец, как бы продолжая прерванный разговор, начинает свой рассказ. Он врет с
увлечением, вдохновенно, жестикулирует руками, показывая якобы виденные им
чудеса.
Приятель, желая проучить Лжеца, рассказывает о чудесном свойстве моста через
реку, по которому не может пройти ни один лгун. Лжец, испугавшись, уменьшает
размеры огурца. Но Приятель не отступается. Он преувеличивает размеры
грозящей Лжецу опасности и в конце концов заставляет Лжеца признаться в своей
лжи. НаконецЛжец убегает со сцены, а Приятель и Рассказчик, который находился
за занавесом, дружно над ним смеются
.
9