Напоминание

"Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка


Автор: Аксютина Ирина Константиновна
Должность: Педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ Школа №126
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка

Содержание

1. Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка с.1-3

2. Список использованной литературы с. 4

3. Инсценировка басни И.А. Крылова «Лжец» с.5-8

4. Советы к постановке басни И.А.Крылова «Лжец» с.9

Театрализованная деятельность как средство развития личности ребенка.

«Человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Фридрих Шиллер )

«Театр книги — это творческое прочтение произведения, прожитое через актёрское мастерство

читателя...Перевод литературного текста на особый сценическийязыкделается для того, чтобы из

зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Для спектакля достаточно протянуть руку к полке,

взять книгу и из неё сделать представление: оживить текст через игру, движение, музыку...» (рус. педагог

О.Галахова)

Сегодня остро стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению.

Современные дети всё реже читают книги. А ведь художественная литература

играет большую роль в личностном развитии каждого человека.

Нам, взрослым, надо понять: чтение для ребенка – самый естественный и

спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга

должна как можно раньше войти в мир детей, обогащать их мир, делать его

интересным, полным необычных открытий.

Работая педагогом-библиотекарем в школе, замечаю, что работа с книгой

заменена у детей поиском информации в интернете. Почти нет времени на

реализацию

творческих

возможностей,

вдумчивое

прочтение

литературных

произведений. Проблема еще и в том, что ребята либо не знают своих творческих

возможностях, либо им негде их реализовать.

Решением проблемы стала идея создания мини-театра в библиотеке.

Это прекрасная возможность «оживить книгу» и, конечно, – желание прочесть ее…

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит

свое отражение, потому что связана с игрой.

Занятия

театрализованной

деятельностью

помогают

развивать

интересы

и

способности ребенка, способствуют общему развитию. Средствами театрального

искусства можно помочь детям поверить в себя, раскрыть их творческий

потенциал.

Каждый ребенок – хороший актер от природы, который живет эмоциями, еще не

ограниченными взрослением. Играя, ребенок бессознательно накапливает целый

«банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе педагога, где воспитательные

возможности

театрализованной

деятельности

широки,

знакомит

детей

с

окружающим миром, а поставленные задачи заставляют их думать, анализировать,

делать выводы и обобщения. Но не менее важно развитие эмоциональной сферы

ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия

зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру,

фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

1

Во время занятий дети с желанием играют, фантазируют, читают по ролям. Через

игру они раскрывают себя с новых сторон, вживаются в ту или иную роль,

взаимодействуют друг с другом. Так, играя, дети познают мир прекрасного, у них

формируется

мировоззрение,

прививается

любовь

к

искусству

и

театру,

воспитывается культура поведения.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством

театрализованной

деятельности

невозможно

выстроить

без

партнерских

отношений с родителями. Родители оказывают помощь в разучивании ролей к

спектаклям, создании реквизита и декораций, оказывают моральную поддержку

ребятам. Дети совместно с педагогом и родителями трудятся на результат: общие

занятия, общие репетиции, общие спектакли. В этот момент они отвлекаются от

гаджетов и общаются офлайн.

В процессе театральной деятельности создаются условия для развития:

1. Речи (дети, работая над текстом художественного произведения, учатся ясно,

четко, понятно изъяснять свою мысль, знакомятся со средствами художественной

выразительности,

происходит

обогащение

словаря,

что

способствует

формированию и развитию коммуникативных навыков).

2. Памяти (заучивание монологов и диалогов персонажей; описаний явлений

природы прекрасно тренирует произвольную память, постепенно увеличивая и её

объем).

3. Познавательных способностей (разнообразная тематика, яркость сюжетов,

богатство

жанров

художественных

произведений,

образность

и

яркость

изображения окружающей действительности способствует развитию кругозора

ребенка).

4. Воображения и фантазии (возможность проявлять свои творческие способности,

выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы).

5. Эмоций (театр обладает огромной силой воздействия на эмоционально-

чувственное развитие ребенка, участвуя в тренингах и постановках, дети учатся

передавать различные эмоции и чувства).

6. Эстетического вкуса (красочное оформление спектакля, подготовка декораций,

костюмов способствует развитию чувства вкуса на сцене; дети узнают про

сценический образ и насколько он важен во время выступления, для создания

целостной картины восприятия зрителя и донесения общей идеи).

2

7. Нравственных качеств (в художественных произведениях ярко раскрываются и

обсуждаются такие качества, как доброта, честность, отзывчивость, надежность,

смелость и другие, осуждаются и критикуются ложь, предательство, трусость, дети

стремятся поступать в соответствии с нравственными нормами и контролировать

свои действия).

Результат работы виден в творческом росте и развитии детей, их успехах. Заметно

меняются их взгляды, отношение к окружающему миру. Через театрализованную

деятельность для детей раскрывается новый мир, здесь нет границ, а есть только

большие возможности для совместного творчества и фантазии.

3

Список использованной литературы:

1. Васляева, Т. В. Библиотека и Театр. История с продолжением / Т. В. Васляева // Библ. дело. — 2015. —

№ 5. — С. 25–26.

2. Дилек, В. В. Школа юных театралов: выбираем лучшие спектакли / В. В. Дилек // Библ. дело. — 2015.

— № 10. — С. 25–26.

3. Куликова С. Литературное творчество как средство самовыражения и воспитания художественного

вкуса читателей школьной библиотеки / С. Куликова // Шк. б-ка. –2001. – № 2. – С. 22–24.

4. Курилова, И. М. Хождение в народ: книга в театральном интерьере / И. М. Курилова // Библ. дело. —

2012. — № 16. — С. 33–34.

5. Шестаков, С. С. Антракт в библиотеке: эволюция читателя [Текст] / С. С. Шестаков // Молодые в библ.

деле. — 2018. — № 8. — С.57–64.

4

Лжец

Инсценировка басни И.А.Крылова

Действующие лица:

Лжец

Приятель

Рассказчик

Рассказчик.

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилыгал.

(Во время последних слов Рассказчика на поляну выходят действующие лица

басни: Лжец и его Приятель. В течение разговора, который между ними

происходит дальше, они прогуливаются, не удаляясь от зрителей.)

Лжец.

Нет… что что за границей я видал,

Того уж не увижу боле.

Что здесь у вас за край?

То холодно, то очень жарко,

То солнце спрячется, то светит слишком ярко.

Вот там-то прямо рай!

И вспомнишь, так душе отрада!

Ни шуб, ни свеч совсем не надо:

Не знаешь век, что есть ночная тень,

5

И круглый божий год все видишь майский день.

Никто там ни садит, ни сеет:

А если б посмотрел, что там растет и зреет!

Вот в Риме, например, я видел огурец:

Ах, мой творец!

И по сию не вспомнюсь пору!

Поверишь ли? ну, право, был он с гору.

Приятель (с деланным восхищением)

Что за диковина!

На свете чудеса рассеяны повсюду;

Да не везде их всякий примечал.

Мы сами вот теперь подходим к чуду,

Какого ты нигде, конечно, не встречал,

И я в том спорить непременно буду.

Вон, видишь ли через реку тот мост,

Куда нам путь лежит?

(Показывает вдаль рукой. Собеседники останавливаются на несколько секунд,

потом продолжают прогулку.)

Он с виду хоть и прост,

А свойство чудное имеет:

Лжец ни один у нас по нем пройти не смеет:

До половины не дойдет –

Провалится и в воду упадет;

Но кто не лжет,

Ступай по нем, пожалуй, хоть в карете.

6

Лжец.

А какова у вас река?

Приятель.

Да не мелка.

Так, видишь ли, мой друг, чего-то нет на свете!

Хоть римский огурец велик, нет спору в том,

Ведь с гору, кажется, ты так сказал о нем?

Лжец.(уже не так уверенно)

Гора хоть не гора, но, право, будет с дом.

Приятель.

Поверить трудно!

Однако ж, как ни чу

́

дно,

А все чудё

́

н и мост, по коем мы пойдем,

Что он Лжеца никак не подымает;

И нынешней еще весной

С него обрушились (весь город это знает)

Два журналиста да портной.

Бесспорно, огурец и с дом величиной

Диковинка, коль это справедливо.

Лжец.

Ну, не такое ж это, право, диво;

Ведь надо знать, как вещи есть:

Не думай, что везде по-нашему хоромы;

Что там за до

́

мы:

В один двоим за ну

́

жду влезть,

И то ни стать, ни сесть!

7

Приятель.

Пусть так, но всё признаться должно,

Что огурец не грех за диво счесть,

В котором двум усесться можно.

Однако ж, мост-то наш каков,

Что Лгун не сделает на нем пяти шагов,

Как тотчас в воду!

Хоть римский твой и чуден огурец…

Лжец.

Послушай-ка, пусть вовсе я не лжец,

Чем на

́

мост нам идти, поищем лучше броду.

Конец.

8

Советы к постановке басни И.А. Крылова «Лжец»

Все должно быть сосредоточено на диалоге Лжеца и Приятеля.

Декорации скромные. На сцене можно поставить лишь кустик и пень. Река же и

мост как бы будут находиться в зрительном зале, перед глазами исполнителей.

Лжец одет модно, изысканно, Приятель – в стареньком костюме.

Выйдя из-за кулис«на поляну», Лжец и Приятель останавливаются. Приятель

может сесть на пень.

Лжец, как бы продолжая прерванный разговор, начинает свой рассказ. Он врет с

увлечением, вдохновенно, жестикулирует руками, показывая якобы виденные им

чудеса.

Приятель, желая проучить Лжеца, рассказывает о чудесном свойстве моста через

реку, по которому не может пройти ни один лгун. Лжец, испугавшись, уменьшает

размеры огурца. Но Приятель не отступается. Он преувеличивает размеры

грозящей Лжецу опасности и в конце концов заставляет Лжеца признаться в своей

лжи. НаконецЛжец убегает со сцены, а Приятель и Рассказчик, который находился

за занавесом, дружно над ним смеются

.

9



В раздел образования