Напоминание

Конструирование и ручной труд


Автор: Ведерникова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 582 отделение ДОД
Населённый пункт: город Санкт- Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Конструирование и ручной труд
Раздел: дошкольное образование





Назад




КОНСТРУИРОВАНИЕ И РУЧНОЙ ТРУД

(подготовительная группа)

Пояснительная записка

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания,

для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются

важные психические процессы (образные представления, образное мышление, воображение и

др.), творчество, формируются художественно - творческие конструкторские способности.

По программе на занятия по конструированию и ручному труду отводится 2 часа в неделю.

Ожидаемые результаты к концу года

У детей расширяется интерес к деятельности людей по созданию архитектурных,

художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для

жизни людей.

Формируется интерес к конструированию из разных материалов.

Совершенствуются конструкторские навыки при создании сооружений по образцу, по

условию, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоскостном

моделировании.

Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных

свойствах.

Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.

Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем (по

обобщенному способу).

Формируются навыки и умения в художественном труде и дизайне с использованием

разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного материала и пр.).

Дети умеют мастерить несложные поделки по принципу оригами.

Развивается художественный вкус при оформлении построек и изделий в процессе

гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.

Формируется стремление к совместной деятельности.

Формируются навыки коммуникативного, делового общения.

Сформировано умение пользоваться инструментами и материалами для труда.

Формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы.

Формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

К концу года дети должны уметь:

Анализировать образец постройки.

Планировать

этапы

создания

собственной

постройки,

находить

конструктивные

решения.

Создавать постройки по рисунку.

Работать коллективно

занят

ия

Тема

Цели и задачи занятия

СЕНТЯБРЬ

1

Грузовой

автомобиль

(из строительного

материала)

стр.64

Формировать

представления

о

различных

машинах,

их

функциональном назначении, строении.

Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно

строить элементарные схемы с несложных образцов построек и

использовании их в конструировании.

2

ПТИЦА

(из природного

материала)

стр.79

Рассмотреть образец, и проанализировать как крепятся к туловищу

другие части тела. Развивать наблюдательность, мышление, навыки

скрепления деталей, соблюдать пропорциональность при выборе деталей,

подбирать оперение по своему усмотрению.

3

Фургон и грузовик

(из строительного

материала)

стр.64

Формировать умения заменять одни детали на другие, комбинировать,

определять способы действия.

4

Магазин игрушек

(работа с бумагой)

стр. 68

Закреплять умения складывать прямоугольный лист бумаги пополам,

сглаживать линии сгиба, аккуратно приклеивать детали, дорисовывать

необходимые элементы.

ОКТЯБРЬ

1

Машина для

своего груза

(из строительного

материала)

стр. 65

Продолжать учить строить машину для своего груза. Развивать

творчество самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки.

2

Домашние птицы

(из природного

материала)

стр.80

Продолжать развивать творческий процесс в изготовлении различных

видов птиц (гуси, утки, куры). Рассмотрев образцы, найти схожесть и

различие. Совершенствовать технику скрепления деталей.

Учить

выполнять работу аккуратно.

3

Коробочка

(из бумаги)

стр.68

Учить работать по несложной выкройке, делать надрезы по контуру,

складывать полоску бумаги «гармошкой», рисовать контур по шаблону,

вырезать

по

нему

сразу

четыре

одинаковые

формы,

аккуратно

приклеивать украшения.

4

Гараж

с двумя въездами

(из строительного

материала)

стр.65

Уточнять

представления

о

строительных

деталях,

деталях

конструкторов; способах соединения, свойствах деталей и конструкций

(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Упражнять

в плоскостном моделировании, в совместном конструировании.

Развивать

творчество,

самостоятельность,

инициативу,

конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные

выводы, находить собственные решения. Познакомить с понятиями

«равновесие»,

«сила тяжести»,

«карта»,

«план»,

«компас»; идеей

относительности пространственных направлений. Формировать навыки

пространственной ориентации.

НОЯБРЬ

1

Корзиночка

(из бумаги)

стр.69

Учить складывать квадратный лист на 9 маленьких квадратиков,

делать надрезы по четырем линиям сгиба без ориентировочных линий,

самостоятельно вырезать украшающие детали, аккуратно приклеивать,

склевать корзиночку по понравившемуся образцу.

2

Заяц – хваста

(из природного

материала)

стр. 80

Коллективная работа.

Учить детей в группе из трех человек

обговаривать сюжет, распределять выполнение работы, воспитывать

умение ориентироваться на плоскости, развивать творческое мышление,

эстетично оформлять совместную работу.

3

Домик, гараж,

сарай

(из бумаги)

стр. 69

Учить делать более сложные конструкции из квадрата, сложенного на

16

маленьких

квадратиков.

Развивать

мышление,

творчество,

аккуратность в работе. Подводить к мысли, что все поделки имеют

одинаковую форму но разные по размеру и оформлению.

4

Простой мост

(из строительного

материала)

стр.65

Учить

строить

мосты,

выделять

этапы

создания

конструкции,

устанавливать зависимость скорости от крутизны спуска, обратить

внимание на главную часть моста – опоры.

ДЕКАБРЬ

1

Сказочный домик

(из бумаги)

стр.70

Учить делать сказочный домик по образцу с внесением своих

изменений и дополнений, учить анализировать образец, определять

способы изготовления игрушки. Украшать домики аппликацией по

своему желанию.

2

Разнообразные

мосты

(из строительного

материала)

стр.60

Расширять

представления

о

мостах

(их

назначение,

строение);

Упражнять

в

конструировании

мостов.

Совершенствовать

конструкторские навыки; способность к экспериментированию; умение

понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы. Развивать

внимание, сообразительность; умение быстро находить ход решения

задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение,

доказывать его правильность или ошибочность. Упражнять в выделении

несоответствий, сравнении, обобщении.

3

Елочные

игрушки

(из бумаги)

стр.70

Обратить внимание на необычность новых шаблонов, учить обводить

их на бумаге сложенной вдвое (симметричное вырезание), делать

надрезы, украшать аппликацией и дорисовывать.

4

Елочные

игрушки

(из бумаги)

стр.71

Продолжать учить мастерить из бумаги елочные украшения (собаку,

кошку, волка, лису). Обратить внимание что основная заготовка у всех

одинаковая – туловище. Развивать самостоятельность при вырезании

остальных деталей (уши, хвосты). Воспитывать аккуратность при

склеивании деталей.

ЯНВАРЬ

1

Высотные здания

(из использованных

материалов-

коробочки)

стр.75

Развивать творческие и конструкторские способности, фантазию,

изобретательность. Упражнять в моделировании и конструировании,

построении схем. Учить самостоятельно находить способы выполнения

заданий

и

выполнять

их.

Развивать

образное

пространственное

мышление.

2

По замыслу

(из строительного

материала)

стр.60

Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для

постройки,

отбирать

необходимый

материал,

ориентироваться

на

плоскости,

намечать

последовательность

возведения

конструкции,

очертания будущей постройки.

3

Вагон

(из использованных

материалов-

коробочки)

стр.76

Продолжать учить обклеивать коробочки. Закреплять симметричное

вырезание из узких полос бумаги, применять линейки - шаблоны для

вырезания кругов и квадратов. Прививать аккуратность в работе.

4

Детский сад

(из строительного

материала)

стр.67

Уточнять

представления

о

строительных

деталях,

деталях

конструкторов; способах соединения, свойствах деталей и конструкций

(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Упражнять

в плоскостном моделировании, в совместном конструировании.

Развивать

творчество,

самостоятельность,

инициативу,

конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные

выводы, находить собственные решения. Познакомить с понятиями

«равновесие»,

«сила тяжести»,

«карта»,

«план»,

«компас»; идеей

относительности пространственных направлений. Формировать навыки

пространственной ориентации.

ФЕВРАЛЬ

1

Машина

(из использованных

материалов -

коробочки)

стр.76

Учить детей изготовлять машины из различных по форме и размеру

коробочек. Развивать творчество, инициативу, самостоятельность при

выборе необходимых деталей (катушки, шпульки, различные колеса и

т.д.).

2

Улица

(из строительного

материала)

стр.67

Развивать

творчество,

самостоятельность,

инициативу,

конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные

выводы,

находить

собственные

решения.

Формировать

навыки

пространственной ориентации. Учить договариваться о выполнении

сооружений, выполняя коллективную работу.

3

Карусель

(из бумаги и

картона)

стр.71

Познакомить с новым видом материала – картоном. Учить разрезать

круг по диаметру (пополам), из полосы картона сгибать скамеечку,

аккуратно

приклеивать.

Развивать

творчество

и

воображение

в

украшении поделки.

4

Снеговик

(из использованных

материалов -

поролона)

стр. 77

Познакомить со свойствами нового материала – поролоном. Учить

анализировать образец. Учить придавать куску поролона округлую

форму.

Обратить

внимание

на

прием

склеивания

(не

сжимая).

Формировать навыки совместной работы по три человека.

МАРТ

1

Качалка

(из бумаги и

картона)

стр.72

а) Учить пользоваться шаблоном круга с вырезанной ¼ долей

б) учить складывать круг пополам на 4 равные части, вырезать из

него ¼ часть, из оставшейся склеивать конус. Обратить внимание на

способ сплющивания. Развивать творчество и самостоятельность при

выборе и изготовлении украшающих деталей.

2

Заяц

(из использованных

материалов -

поролона)

стр.77

Продолжать

учить

анализировать

образец.

Развивать

наблюдательность.

Совершенствовать

навыки

скругления

форм,

приклеивания мелких деталей из поролона. Учить соблюдать технику

безопасности при работе с ножницами.

3

По замыслу

(из строительного

материала)

стр.67

Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для

постройки,

отбирать

необходимый

материал,

ориентироваться

на

плоскости, намечать последовательность в возведении конструкции,

очертания будущей постройки, находить собственные решения.

4

Оригами

(на усмотрение

воспитателя)

Совершенствовать навыки работы с бумагой, делать перегибы в

различных направлениях, правильно проводить отглаживание сгибов,

приучать

аккуратности

в

работе,

поддерживать

инициативу

и

индивидуальность оформления работы.

АПРЕЛЬ

1

Самолет

(из строительного

материала)

стр. 67

Расширять представления о различных летательных аппаратах, их

назначении

(пассажирский,

военный,

спортивный,

научно-

исследовательский,

грузовой

и

пр.).

Формировать

обобщенные

представления о данных видах техники; критическое отношение к своим

действиям,

стремление

исправлять

свои

ошибки.

Развивать

конструкторские навыки; пространственное мышление, умение делать

умозаключения.

Упражнять в создании схем будущих построек.

2

Игрушки

(из бумаги и

картона)

стр.72

Продолжать учить делать игрушки из конусов без применения

шаблонов,

пользоваться

рисунками

в

качестве

образцов,

совершенствовать

навыки

симметричного

вырезания,

прививать

аккуратность в работе.

3

Аэродром

(

из строительного

материала)

стр.68

Уточнять

представления

о

строительных

деталях,

деталях

конструкторов; способах соединения, свойствах деталей и конструкций

(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Упражнять

в плоскостном моделировании, в совместном конструировании.

Развивать

творчество,

самостоятельность,

инициативу,

конструкторские навыки; умение рассуждать, делать самостоятельные

выводы, находить собственные решения. Познакомить с понятиями

«равновесие»,

«сила

тяжести»,

«карта»,

«план»,

«компас»;

идеей

относительности пространственных направлений. Формировать навыки

пространственной ориентации.

4

Чебурашка

(из бумаги и

картона)

стр.73

Продолжать учить анализировать образец, делать предварительные

заготовки, закреплять навыки симметричного вырезания, самостоятельно

вырезать мелкие детали, прививать аккуратность при склеивании,

обращать внимание на качество поделок.

МАЙ

1

По замыслу

(из строительного

материала)

стр.68

Уточнять

представления

о

строительных

деталях,

деталях

конструкторов; способах соединения, свойствах деталей и конструкций

(высокие конструкции должны иметь устойчивые основания). Развивать

творчество, самостоятельность, инициативу, конструкторские навыки;

умение

рассуждать,

делать

самостоятельные

выводы,

находить

собственные решения.

2

Панно

(из природного

материала)

стр.80

Развивать творчество и фантазию, чувство симметрии и ритма, умение

ориентироваться на плоскости.

Предоставить самостоятельность в

выборе поделочного природного материала. Воспитывать усидчивость,

усердие, аккуратность выполнения работы.

3

Животные

(из бумаги и

картона)

стр.74

Учить

изготовлять

из

цилиндров

разнообразных

животных,

планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал,

совершенствовать

навыки

симметричного

вырезания.

Воспитывать

самостоятельность

и

творчество

при

изготовлении

заготовок

и

выполнении работ.

4

Лодочка

(из бумаги)

стр.75

Учить сгибать лист в заданных направлениях, пользоваться камушком

для сглаживания линии сгиба. Развивать

внимание, точность и

координацию движений. Прививать аккуратность в работе.



В раздел образования