Автор: Крез Максим Николаевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ «Краснодарское президентское кадетское училище»
Населённый пункт: город Краснодар
Наименование материала: методическая разработка воспитательного мероприятия
Тема: «Военно-морской флот Петра I»
Раздел: полное образование
План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Военно-морской флот Петра I»
Цель: Познакомить
учеников
с
Морским
флотом Петра I и
боевыми
возможностями прошлого времени, историей развития флота и составом
флота Петра I.
Задачи:
1.
Способствовать
формированию
у
воспитанников
военно-
профессиональной направленности.
2. Помочь учеников в изучении военной истории России.
3. Расширение знаний учеников военных тематики.
Использование современных образовательных технологий.
- элементы технологии критического мышления;
- элементы личностно-ориентированных технологий.
4. Развитие у учеников познавательных качеств, логического мышления,
умения анализировать информацию на основе полученной информации.
Использование
современных
образовательных
технологий:
информационно-коммуникативные, личностно-ориентированного обучения.
Методическое оснащение: план-конспект, видеоролики:
- «Краткая история Российского флота», «Начало Балтийского флота»,
«Азовские походы Петра I».
План
1. Вводная часть------------------------------------------------------------------------
Приветствие
Проверка наличия учеников
Проверка готовности учеников к занятию
2. Основная часть --------------------------------------------------------------------
- индивидуальная работа с текстом
- работа с участниками занятия
- просмотр видеороликов:
- «Краткая история Российского флота»;
- «Начало Балтийского флота»;
- «Азовские походы Петра I».
Подведение итогов
3. Рефлексия
Метод незаконченного предложения.
Ход мероприятия
Основная часть:
Классный руководитель: Здравствуйте ученики. Сегодня мы с вами
проведем познавательное занятие на тему «Потешные войска» Петра I.
Петра I создавая и развивая русский флот, внес огромный вклад в
получение Россией выхода к Балтийскому и Русскому Чёрному морям.
Военно-морской флот Петра I — военно-морские силы (армейский флот),
созданные в Русском Царстве в эпоху правления Петра I, и заложившие
основу Российского императорского флота.
Формирование флота.
Изучив опыт иностранцев, проживавших в Москве, Петр ознакомился с
плаванием и заложил несколько судов, сначала в Переяславле, на Плещеевом
озере, потом в Архангельске.
Познакомившись с неудобствами Белого моря, в 1694 году, Пётр стал
думать о перенесении своих морских занятий на какое-нибудь другое море.
Он колебался между Балтийским и Черным. Ход русской дипломатии
побудил его предпочесть войну с Османами (Турцией) и Крымом, и тайной
целью похода назначен был Азов — первый шаг к выходу в Чёрное море.
Шутливый тон скоро исчезает, письма Петра становятся лаконичнее по мере
того,
как
обнаруживается
неподготовленность войска и генералов к
серьезным действиям. Неудача первого похода заставляет Петра сделать
новые усилия. Флотилия (небольшой флот), построенная на Воронеже,
оказывается, однако, мало пригодной для военных действий. Выписанные
Петром иностранные инженеры опаздывают. Азов сдается в 1696 году «на
договор, а не военным промыслом». Пётр шумно празднует победу, но
хорошо чувствует незначительность успеха и недостаточность сил для
продолжения борьбы. Он предлагает боярам схватить «фортуну за власы» и
изыскать средства для постройки флота, чтобы продолжать войну с
«неверными»
на
море.
Бояре
возложили
постройку
кораблей
на
«кумпанства» светских и духовных землевладельцев, имевших не меньше
100
дворов.
Остальное
население
должно
было
помогать
деньгами.
Построенные
«кумпанствами»
корабли
оказались
позднее
никуда
не
годными, и весь этот первый флот, стоивший населению около 900 тысяч
тогдашних рублей, не мог быть употреблен ни для каких практических
целей.
История Азовской флотилии.
Петр поставил перед собой цель овладеть турецкой крепостью Азов,
запиравшей выход из Дона, для утверждения утвердить российской власти на
берегах Азовского
моря.
Покорение
этого
пункта
и
дальнейшее
распространение завоеваний по морскому прибрежью требовали постоянного
пребывания в тех местах флота. Для этого царь велел строить суда на реке
Воронеж, близ впадения её в Дон. Неудача 1-й азовской осады (1695 год),
начатой без флота, ещё более показала необходимость его, и поэтому работы
не прекращались даже в начале зимы, отличавшейся в тот год необычайною
суровостью.
Благодаря
энергической
деятельности,
возбуждаемой
присутствием самого царя, к весне 1696 года построено два корабля,
или прама, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Начальником этого флота, в
звании адмирала, назначен Лефорт, а после него генуэзский уроженец де
Лима и француз де Лозьер. На них преимущественно был возложен надзор за
кораблестроением.
Галеры,
сколько
известно,
построены
по
модели,
выписанной из Голландии, а корабли, или прамы, были не что иное, как
плоскодонные ящики о 2-х мачтах, вооруженные каждый 44 орудиями. Эти
неповоротливые массы назначались не для плавания в открытом море, а для
действия по береговым укреплениям, и так как провод их по мелководному и
извилистому верховью Дона был сопряжен с большими затруднениями, то их
разобрали и сухим путем везли до Черкасска, где вторично собрали и
спустили на воду. Флотилия эта, находясь при вторичной осаде Азова,
немало содействовала покорению крепости. Убежденный опытом в пользе
флота, Пётр назначил в течение 1697, 1698 и 1699 годов построить ещё 55
кораблей и фрегатов и 11 бомбардирных судов и брандеров. Однако средств
государственной казны на это не хватало. Издержки по сооружению большей
части этих судов он разложил на духовенство (начиная с патриарха), бояр и
городских обывателей. Вместе с тем приступило к устройству Таганрогской
гавани.
На берегах Дона в 1708 году учреждены были ещё новые верфи в
Таврове, Ново-Павловске и при реке Икорц. В этих местах с 1695 по 1710 год
построено 67 кораблей, фрегатов и прамов, почти столько же галер,
бомбардных судов и брандеров и до тысячи бригантин, шняв и других
мелких судов. Но поспешность постройки, сырой лес, употреблявшийся для
неё, и повреждения, которым суда подвергались при проводе через
мелководное устье Дона, — все это приводило их в преждевременную
негодность, поэтому весною 1710 года при объявлении войны Турции в
Таганроге годных к службе оказалось только 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и
1 тялка.
12 июля 1711 года на реке Прут, близ города Яссы русскими
посланниками и турецким представителем был подписан Прутский мир. То
есть мирный договор между Россией и Турцией, как результат Прутского
похода 1711 года. Прутский мир нанёс ущерб Флотилии Петра: Азов
возвращен туркам, Таганрог срыт, и находившиеся там суда частью проданы,
частью уничтожены, а мастера и рабочие переведены в Петербург и Олонец.
Предметом договора было предоставление возможности 39-тысячной
полевой русской армии во главе с Петром I выйти из окружения, в котором
её блокировали полевые 120-тысячная турецкая и 70-тысячная крымская
армии. Инструкции Петра I сводились (в виду критической ситуации для
русской армии) к крайне тяжёлым для России условиям: отказу от всех
приобретений
в
ходе Северной
войны (кроме Ингрии)
и
признанию
ставленника шведов на польском престоле С. Лещинского.
В 1722 году Пётр приказал возобновить судостроение в Воронеже и
Таврове.
Основание и развитие Балтийского флота.
После изучения за границей морского дела, Пётр по возвращении в
Россию из Великого посольства основал Балтийский флот, частично купив
корабли за границей, частично построив их в России, в Петербурге и
Архангельске, в основанных здесь адмиралтействах.
22 января 1702 года последовал указ государя о постройке 6-ти 18-
пушечных кораблей на реке Сяси «в оборону и на отпор против
неприятельских свейских войск». 24 марта 1703 года, были заложены в
Лодейном поле на реке Свири в Олонце: первый парусный фрегат
балтийского флота «Штандарт», 2 галиота, 5 буеров и 2 шмака. Постройка
велась
преимущественно
русскими
мастеровыми,
под
руководством
корабельных
мастеров-иностранцев.
В
1703
году
в
мае
месяце капитан бомбардирской роты Пётр в устьях Невы с 30 лодками взял
на абордаж 2 шведских судна с 17 пушками. Это было первое дело
зарождавшегося Петровского флота. Пётр и поручик Меньшиков были
награждены за него орденом св. Андрея, все остальные получили медали с
надписью «Небываемое бывает». Вскоре после этой победы был заложен
Петербург. Сюда и были приведены из Олонца фрегат «Штандарт» и
несколько мелких судов. Зимой того же года на острове Котлине была
заложена крепость Кроншлот. Для командования вновь построенными
судами Петр пригласил голландца Корнелиуса Крюйса, который вступил в
службу
в
звании вице-адмирала.
Командиры
судов,
а
также
большинство офицеров были иностранцы, главным образом голландцы.
В
Петербурге
в
1704
году
начато
сооружение
обширного
адмиралтейства. С 1704 года Флот принимает энергичное участие в обороне
Петербурга, где шла деятельная работа по постройке судов на только что
заложенной верфи, на месте нынешнего главного адмиралтейства. На первых
порах роль флота была исключительно оборонительная. В 1705 году
русская эскадра под начальством вице-адмирала Крюйса, стоя на якоре за
бонами у Кроншлота, в составе 8 фрегатов 24-пушечных, 6 шняв 12-
пушечных, 7 галер и 2 брандеров (всего 226 орудий), отразила нападение
шведского флота из 7 кораблей, 6 фрегатов и 9 прочих судов (под
начальством адмирала Анкерстерна), имевшего около 660 орудий; при этом
шведы высадились на Котлинскую косу, но были отбиты с большим
уроном полковником Толбухиным. В 1705 году эскадры русских кораблей
доходили до острова Готланда и города Борго.
В 1708 году деятельность Флота впервые приобретает наступательный
характер: 10 и 11 мая отряд русской гребной флотилии из 9 скампавей и 7
бригантин под начальством шаубенахта графа Боциса дошел до города
Борго, высадил десант и под выстрелами батарей выжег город и окрестности
и истребил 16 мелких судов.
Гораздо важнее была поддержка, оказанная флотом сухопутной армии в
1710 году при взятии крепости Выборг. К 8-му маю Петр доставил на нём
осадную артиллерию и припасы для армии; 13 июня крепость, осажденная
русскими войсками и галерным флотом из 65 судов под начальством графа
Боциса, сдалась на капитуляцию. Осенью этого года в состав Флота вошли
первые 50-пушечные корабли: «Выборг», «Пернов» и «Рига», построенные в
Олонце и Новой Ладоге.
В 1712 году, 15 июля, в Петербурге был спущен первый выстроенный
здесь русским мастером Скляевым 50-пушечн. корабль «Полтава». Около
этого же времени заложены были суда в Архангельске. Постройка судов, их
вооружение и снаряжение в плаванье велись быстро под непосредственным
надзором царя, несмотря на разные неблагоприятные условия.
К 1713 году Флот состоял из 13 кораблей и в этом году совершил первое
плавание до Ревеля под командой Крюйса. В эту же кампанию галерный
флот (93 галеры и проч. суда) под начальством Боциса содействовал взятию
городов Борго, Гельсингфорса и Або.
В 1713 году Пётр поручает князю Куракину и Салтыкову купить
несколько кораблей в Великобритании и Голландии, что и было исполнено.
Особенное же внимание Пётр обратил на создание шхерной флотилии и на
так называемый галерный флот. Царь верно понял тактическое значение
финляндских шхер. Шхерная флотилия во всех последующих войнах со
Швецией
обеспечивала
нашу
армию
относительно
продовольствия,
защищая фланги и тыл от нападения со стороны моря. Затем шхерная
флотилия
давала
возможность
в
течение
Северной
войны
производить десанты на берега Швеции, что существенно повлияло на исход
борьбы со шведами.
В 1721 году в ожидании британского флота Пётр организовал цепь
наблюдательных пунктов от острова Даго до Петербурга и ограничился
оборонительным положением корабельного флота. Галерный флот все же
был послан с десантом в Швецию.
В 1721 году с заключением Ништадского мира закончилась боевая
служба
Флота,
который
с
колыбели
вступил
в
борьбу
с
флотом
первоклассной морской державы, каковой считалась Швеция в начале
Северной войны, и с честью её выдержал в течение более 19-ти лет. Пётр и
адмирал Крюйс были произведены в адмиралы, а граф Апраксин был
удостоен кейзер-флаг.
В 1723 году Пётр устроил торжественное празднество в честь Флота,
оказавшего громадные услуги государству во время Северной войны.
Подготовка кадров и состав флота Петра.
Для
управления
судами
Петром
выписывались
иностранцы,
преимущественно голландцы, затем англичане, датчане, венецианцы, греки;
они
и
были
капитанами
первых
военных
судов;
даже
часть боцманов и матросов были голландцы. Для образования капитанов
и офицеров из русских, Пётр посылал за границу молодых дворян на
несколько лет на практику на суда в Англию, Голландию, а также Венецию
для изучения галерного дела.
Для образования морских офицеров в 1701 году в Москве была основана
«Школа математических и навигационных наук», впоследствии переведенная
в Петербург и образовавшая нынешний Морской кадетский корпус.
В 1715 году в Петербурге была учреждена Морская академия на 300 человек,
которая размещалась в палатах Кикина, на месте Зимнего дворца.
На день смерти Петра императорский флот состоял:
- Органов военного управления;
- Балтийский флот: 36 кораблей (48—98 пушек), 16 фрегатов (24—44
пушек), 70 галер и 280 разных судов (большая часть из них была
выстроена в России, часть взята у шведов и часть куплена в разное время
за границей, главным образом, в Англии, Голландии и Дании);
- Каспийская флотилия: около 100 судов;
- Воронежская флотилия: несколько судов.
Важнейшим типом судов были в то время корабли 2- или 3-дечные (40—
100 пушек). Кроме этого, строились фрегаты (до 30 пушек), пинки, гекботы,
гукары (в роде корвета) и шнявы (бриги с 18 пушками). Галерный
(вёсельный) флот состоял из галер (до 130 дюймов длины) и скампавей
(меньшего размера галера, с 1 пушкой большого калибра на носу и
несколькими мелкими) и других мелких судов.
Просмотр видеороликов:
- «Краткая история Российского флота», «Начало Балтийского флота»,
«Азовские походы Петра I».
Заключительная часть.
Классный руководитель:
Какая информация оказалась для вас полезной?
Закончить наше занятие я хочу такими словами:
Рефлексия: Наш занятие на серьёзную историческую тему подходит к
концу. Дополните фразы:
-Я понял…
-Я узнал…
-Мне понравилось…
-Я мечтаю…
-Я желаю себе…