Автор: Неволина Ирина Васильевна
Должность: учитель физической культуры и обж
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Сукпай
Населённый пункт: посёлок Сукпай район имени Лазо Хабаровский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Круглый стол " Депрессия: давай поговорим"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
Круглый стол
Тема «Депрессия: давай поговорим»
Форма проведения мероприятия: Круглый стол «Депрессия: давай
поговорим»
Направленность: социально-педагогическая
Время проведения: 90 минут
Место проведения: МБОУ СОШ п. Сукпай
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, оформленный
тематический стенд, маркеры, бумага, карточки с заданиями, запись с видео
материалом.
Команды: формирование 4 – х команд методом жеребьёвки.
Возраст участников: 7-10 класс (13-17 лет)
Сценарий проведения круглого стола: «Депрессия: давай поговорим»
Цели
1. Осветить основные признаки уныния и депрессии.
2. Выявить причины развития уныния и депрессии.
3. Показать пути преодоления и предотвращения уныния и депрессии.
4.
Выработать
чувство
уверенности,
что
уныние
и
депрессию
можно
победить.
5. Научить школьников реально оценивать проблемы, возникающие в жизни,
и принимать сложные ситуации, не зацикливаясь на них, продолжать строить
жизнь.
Введение.
Ведущий. Мы проводим круглый стол в рамках «Недели здоровья».
В 2017
году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) решила сделать темой
Всемирного дня здоровья помощь людям, страдающим депрессией. Он
пройдет под лозунгом «Давай поговорим».
Прежде, чем начать обсуждение темы нашего круглого стола, я предлагаю
вам посмотреть мультфильм «Ух и Ах».
Какие чувства проявлялись у героев (Радость, оптимизм – у АХа;
подавленность и уныние – у ОХа).
Какова же тема нашего обсуждения? (ОТВЕТЫ)
СЛАЙД 2. Тема сегодняшнего круглого стола — депрессия. Мы поговорим
более подробно об этом состоянии, его причинах и путях недопущения, а
главное выхода из этого негативного психоэмоционального состояния.
СЛАЙД
3. Прежде чем нам говорить об этой проблеме со здоровьем, нам
необходимо
дать
характеристику,
т.е.
определение
депрессии.
ОТВЕТЫ
пишем на доске в столбик.
Основная часть
Учитель: как мы уже с вами увидели, существует два типа людей. Одни,
увидев, что у них ничего не получилось, разочаруются и впадут в депрессию.
Такие люди часто страдают из-за заниженной самооценки, считая, что они
никогда не смогут стать лучше. Другие начнут искать способ достижения
поставленной цели. Самое опасное то, что депрессия – это не состояние, а
заболевание. И здесь нужна порой помощь именно специалистов.
СЛАЙД 4 Причины возникновения депрессии. Каким образом возникает
депрессия? ОТВЕТЫ. В большинстве случаев она развивается как следствие
каких-либо
потерь,
перенесенных
людьми
(потеря
любимого,
потеря
трудоспособности,
потеря
самоуважения).
Психическое
состояние,
характеризуемое
как
депрессия,
можно
назвать
следствием
обостренной
реакции
человека
на
потерю,
чувство
разочарования.
Многие
люди,
не
нашедшие выхода из сложных ситуаций, впадают в депрессию. А почему я
произнесла слово - впадают?
Вы скажете, что мы ведь дети, это участь взрослых. УВЫ! По данным ВОЗ
депрессия как заболевание известна с античных времён и за последние годы
быстрыми темпами молодеет.
СЛАЙД 5. Зачитать.
Следует отметить, что существуют разные мнения о причинах возникновения
депрессии. Одни связывают эту болезнь с нарушениями биологических или
химических процессов в организме человека, физиологическим дисбалансом.
В
таких
случаях
считается,
что
даже
очень
серьезные
формы
продолжительной депрессии поддаются лечению.
По
мнению
других,
депрессия
связана
в
основном
с
эмоциональными
травмами.
Глубокие
душевные
раны
могут
привести
к
очень
серьезным
приступам депрессии.
В связи с неоднозначностью существующих мнений можно сформулировать
следующее
определение
депрессии:
это
состояние,
характеризующееся
тоскливым
настроением,
замедлением
мыслительных
процессов,
психомоторных
реакций,
зацикливанием
на
травмирующей
ситуации.
Человек, находящийся в депрессии, с пессимизмом смотрит в будущее. У
него
может
пропасть
аппетит,
нарушиться
сон,
он
часто
плачет,
бывает
раздражительным.
Конечно, наверняка каждый из присутствующих может сказать, что хотя бы
раз, но испытывал что-то подобное. Неужели он уже болен? На самом деле
депрессия —
это действительно болезнь, но в том случае, если она длится в течение
длительного времени. Так, например, если кто- то подвержен длительным и
мучительным депрессиям, приводящим к душевному бессилию, длящемуся
более 3- 4 месяцев, ему следует как можно скорее обратиться к врачу. Такому
человеку обязательно требуется помощь специалиста. Если же подавленное
настроение продолжается неделю-другую, то не стоит впадать в панику и тем
самым усугублять свое состояние.
Мы
не
будем
рассматривать
депрессию
как
заболевание.
Рассмотрим
депрессию как реакцию на неудачу, проблему или потерю.
Одним из наиболее распространенных видов депрессии, который переживал,
наверное, каждый из нас, является уныние. В состоянии уныния человек
продолжает нормально жить, действовать, однако мир вокруг него кажется
очень мрачным, а каждая возникающая перед ним задача - непосильной. Он
все время находится в этом состоянии и никак не может избавиться от этого
чувства. После непродолжительной фазы бодрствования у человека снова
наступает полная апатия.
У детей в первую очередь, прежде чем определить имеет ли место быть
депрессия, определяют такое психоэмоциональное состояние – как уныние.
Предлагаю
обсудить
группами
примеры
причин
развития
уныния
у
детей и затем ознакомить участников обсуждения со своими решениями
и аргументировать ответ. 3 примера.
СЛАЙД 6 игра «Воздушный шар»
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей.
Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара.
Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их
с собой в путешествие.
А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит
скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх.
Что вы оставили в списке?
Какие жизненные ценности наиболее важные для Вас?
А теперь очень-очень хорошо подумайте и ответьте «Какие чувства вы
испытали, исключив из списка ценности, так необходимые для вас?»
Болезненно ли в эмоциональном плане вы перенесли эти ограничения.
Чему учит эта игра? ОТВЕТЫ
Эта ситуационная игра даёт возможность вам научиться анализировать и
принимать то решение, при котором вы сможете помочь себе в жизни, а не
опустить руки на происходящее с вами, может быть даже спасти жизнь.
СЛАЙД 7. « Следствие ведут….»
Первый
вопрос
для
обсуждения.
Назовите
обстоятельства,
которые
в
настоящее время могут вызвать у вас состояние уныния. В первый столбик 3
примера.
Второй вопрос для обсуждения. Перечислите чувства, которые могут
возникнуть у вас в связи с состоянием уныния. Напротив - во второй столбик.
Третий вопрос для обсуждения. Что, на ваш взгляд, может послужить
источником сил в преодолении этого состояния?
Ответы записываются в третий столбец на доске.
Приготовьтесь задать участникам вопросы по результатам их исследования.
Мы узнали, что такое депрессия, её проявление, причины. А теперь какой
самый главный вопрос нам осталось обсудить? ПРОФИЛАКТИКА.
СЛАЙД 8 Игра «Ассоциация»
Прежде
чем
мы
выносим
решение,
мы
должны
определить
что?
(ПРОБЛЕМУ)
Группа сначала сама обсуждает решение. А потом передаёт вопрос другой
группе. Готовиться задать вопросы.
Ситуация 1.
Проблема. Юлии 15 лет. Она старается забыть о ссоре с подругой. Она с ней
дружила ещё с детского сада. Юлия пытается вести себя так, словно ничего
не произошло: замыкается в себе, пытается внушить себе, что событие,
причинившее ей боль, было просто эмоциональным всплеском со стороны
подруги. Она старается ни с кем не обсуждать эту тему («Зачем это нужно?»),
пытается внушить себе, что этого не было, что черное на самом деле белое.
Такая реакция на события не поможет преодолеть депрессию. Но подруги
уже целый год не общаются, хотя живут в одном подъезде.
Решение.
Если
человека
действительно
кто-то
сильно
обидел,
ранил,
необходимо с ним поговорить, иначе облегчение никогда не придет. Будет
притупление
боли,
которая
в
будущем
обязательно
проявит
себя,
только
неожиданным образом в совсем не связанной с ней ситуацией. Таковы часто
результаты детских психологических травм — они сказываются на душевном
состоянии и тяготеют над человеком всю жизнь, даже если он совершенно
забыл о случившемся (что чаще всего и происходит). Сложную ситуацию
необходимо разобрать, пусть даже эти действия не приведут к примирению
или возврату утерянного.
Ситуация 2.
Проблема. Пётр прилагает большие усилия, чтобы скрыть то, что он уже год,
как намеренно не отдаёт книгу своему другу, особенно если чувствует себя
виноватым. (Пётр попросил у друга почитать книгу и захотел, чтобы она
осталась в его библиотеке, а друг забыл, что отдал книгу). Он страшно
боится, что то, что он пытался ото всех скрыть, вдруг предстанет на всеобщее
обозрение. Такая реакция называется «вытеснением» и является просто
самообманом. Искусственно вытесненная вина впоследствии сказывается на
всей жизни человека, даже если он забудет о ней, и никто другой так и не
узнает о случившемся.
Каково ваше решение по отношению к поступку Петра?
Решение. Если в произошедшем неприятном случае действительно была вина
человека, ему следует честно в этом признаться, как себе, так и другим.
Кроме
того,
необходимо
попросить
прощения
и
разрешить
вопрос
с
человеком, который причастен к этому делу.
Ситуация 3.
Проблема.
Иван
безответственно
относится
к
обучению
в
школе
и
в ы п о л н е н и ю
д о м а ш н е го
з а д а н и я .
В
р е зул ьт ат е
п о л у ч е н и я
неудовлетворительной оценки, он плачет и всем говорит, что его дома будут
очень ругать, что он не понял и ему некому помочь, просит списать домашнее
задание. Он использует свою проблему для того, чтобы привлечь к себе
внимание, вызвать жалость окружающих. Это помогает ему чувствовать себя
особенным
в
глазах
других
людей,
таким
образом,
повышая
уровень
собственной значимости. Но это всего лишь самообман. Жажда получения от
других людей внимания и сочувствия не должна превращаться в самоцель.
Каково ваше решение по отношению к поступку Петра?
Решение. Такой человек должен постараться преодолеть жалость к себе и
перестать
выискивать
среди
окружающих
тех,
кто
будет
жалеть
его,
восхищаясь
его
страданиями
и
проблемами.
Навязчивое
требование
сочувствия от других людей не уменьшит жалости к самому себе, а только
увеличит ее. Необходимо попытаться внести какие-нибудь перемены в свой
распорядок жизни, найти новые интересы и заботы.
Ситуация 4.
Проблема. Леониду разрешили пойти гулять только тогда, когда он прополет
грядку с овощами. А за двором друзья так азартно играют в футбол! Для него
бремя проблемы казалось настолько тяжелым, что он страстно хотел бы
избавиться от этого тяжкого груза, но куда его деть? Он начинает выискивать
среди друзей того, кто готов взять его бремя на себя. Почему бы и нет? Ведь
это же его старые приятели. Пусть они помогут ему.
Каково ваше решение по отношению к поступку Петра?
Решение.
Такому
человеку
следует
научиться
самостоятельно
принимать
решения, быть более уверенным в себе и с верой смотреть в будущее, не
ожидая, что кто-то другой станет тянуть его «воз» на себе.
Несколько советов тем, кто переживает депрессию:
1) постарайтесь осознать, что горе — это один из неотъемлемых периодов
жизни каждого человека;
2) постарайтесь полностью осознать себя как личность, взгляните на себя как
бы со стороны, как на полноценного человека, способного позаботиться о
себе, справиться со своими желаниями и эмоциями;
3)
не
старайтесь
переделать
людей,
заставить
их
подстроиться
под
вас,
воспринимайте их такими, какие они есть;
4) не надейтесь снова стать таким, каким вы были раньше, помните, что
можете стать лучше!
Помощь
другу.
Теперь,
узнав
о
сущности
депрессии,
причинах
ее
возникновения и способах борьбы, вы можете позаботиться о своих друзьях.
Если кто-то из них находится в унынии, вы можете помочь ему справиться с
таким состоянием. Вот некоторые приемы, которые помогут твоему другу:
1) внимательно выслушай друга. После этого ему наверняка станет легче;
2) не критикуй его, наоборот, постарайся дать понять, что поддержишь его,
что бы ни случилось;
3) постарайся оказать ему какую-нибудь реальную помощь;
4) постарайся увлечь друга новым занятием: пригласи его в секцию или
кружок, куда ходишь сам;
5) если ты видишь, что депрессия продолжается длительное время и твои
усилия не помогают, постарайся убедить его в необходимости обратиться к
родителям, специалисту, например психологу.
Заключение
Пройдет немного времени, и вы научитесь принимать поражения с высоко
поднятой головой, смело смотреть невзгодам в лицо, с силой и мужеством
взрослого человека, а не с детским отчаянием.
Вы научитесь прокладывать свой путь, исходя из сегодняшней ситуации,
потому что завтрашний день — это слишком зыбкое основание для замыслов,
а надежды, связанные с будущим, могут рухнуть на полпути.
И однажды вы поймете, как много вы способны вынести, поймете, что вы
действительно
сильны,
что
вы
действительно
чего-то
стоите.
Вы
будете
учиться
на
своих
ошибках
и
проблемах
и
с
каждым
разом
становиться
увереннее и сильнее
Спасибо за активное участие в круглом столе!