Автор: Шматко Денис Вадимович
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 47 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Дыхательная гимнастика в условиях ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Дыхательная гимнастика в условиях ДОУ
Шматко Денис Вадимович
Инструктор
по
физической
культуре
государственного
бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад № 47 Приморского
района Санкт-Петербурга
Важность правильного дыхания для здоровья понимали в древности и
осознают современные врачи. Методики обучения и лечения людей с помощью
насыщения органов и крови кислородом разрабатывались в Древнем Китае и
Индии. В России самой известной системой дыхательного оздоровления стала
дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Гимнастику Стрельниковой
нередко называют парадоксальной.
Сама
Александра Николаевна неоднократно повторяла: «Да, наша
гимнастика
парадоксальна, потому что вдох мы делаем в момент движений, сжимающих
грудную клетку!».
Вдох – это жизнь, вдох – это самый главный элемент парадоксальной
дыхательной гимнастики Стрельниковой, своеобразный краеугольный камень,
на котором стоит весь комплекс упражнений.
Дыхательная гимнастика А. Н.
Стрельниковой
не требует больших
помещений и энергетических сил от человека, легка в освоении и используется
в профилактике заикания. Поэтому проблема адаптации данной дыхательной
гимнастики для детей дошкольного
возраста приобретает актуальность в
современной действительности.
Автором уникальной методики дыхательной гимнастики, оказывающей
положительное влияние на весь организм, является Александра Северовна
Стрельникова. Она была оперной певицей. Нагрузки на связки, срыв голоса
были знакомы ей по роду деятельности. Чтобы быстрее восстановиться после
концертов, она придумала специальную систему дыхательных упражнений.
Занималась по ней сама, учила коллег, тренировала дыхание дочери, которая
страдала сердечным заболеванием. Результаты тренировок поразили автора и
учеников. Дочь Стрельниковой излечилась от болезни, один из коллег певицы,
Михаил Щетинин, избавился от бронхиальной астмы. Вокалисты приходили к
Александре Северовне за помощью, чтобы восстановить голос, научиться
правильно дышать для поддержания здоровья.
В 1973 году певица запатентовала свою дыхательную методику, выпустила
несколько научных работ, обосновывающих ее положительное влияние на
организм человека. Первоначальная задача гимнастики
– восстановление
голоса – отошла на второй план.
Александра
Северовна
делала
упор
на
оздоровительную
сторону
упражнений для детей и взрослых. О разработке узнали во всем мире, до сих
пор гимнастику Стрельниковой называют не по имени создателя, а просто
«русской национальной системой дыхания».
Суть гимнастики заключается в тренировке правильных вдоха и выдоха.
Они отличаются глубиной, интенсивностью, частотой. В процессе выполнения
дыхательной гимнастики и насыщения организма кислородом с телом,
внутренними органами и системами происходят чудеса. Можно сказать, что
они перерождаются, начинают жить заново, наконец-то обретая необходимое
количество энергии.
В чем польза?! Дыхание по Стрельниковой для детей и взрослых не
входит
официально
в
общий
перечень
ЛФК,
но
методика
изучалась
всесторонне в медицинских центрах.
По
данным
исследований
и
из
опыта
практического
применения
гимнастики можно сделать следующие выводы о пользе упражнений:
- повышается тонус организма;
- активизируется иммунитет;
- ускоряются обменные процессы;
- исправляется осанка;
- восстанавливается носовое дыхание;
- укрепляются мышцы грудной клетки;
- налаживается кислородный обмен;
- легче корректируются речевые нарушения;
- укрепляются голосовые связки;
- улучшается работа ЖКТ, ЦНС;
- ликвидируются изменения в легких и бронхах;
- снижается количество простудных заболеваний, ОРВИ.
Цель занятия: укрепить иммунитет, выправить осанку, наладить носовое
дыхание, создать комфортное психологическое состояние. Дополнительная
задача к уроку: развитие речи, моторики, физической силы и выносливости.
Детский вариант дыхательного комплекса на одном занятии состоит из
трех этапов:
- разминка;
- выполнение базовых упражнений (3-4);
- игры.
Примерные упражнения:
«Насос»
Дети представляют перед собой насос для накачивания шин. Встают
прямо, руки внизу. На счет раз округляем спину, расслабляем шею, голову
опускаем, наклоняемся вниз. Одновременно с наклоном делаем короткий вдох,
как будто качаем насос. В момент вдоха нужно сжать грудную клетку, согнуть
спину так, чтобы она мешала расширению мышц груди от воздуха. Вдыхаем 4
раза без перерыва на выдох.
На счет два выдыхаем, поднимаемся, выпрямляем спину, расслабляем
мышцы груди. Отдыхаем 3-5 секунд.
Цикл повторяется 24 или 12 раз (по 8 и 4 вдоха на каждый).
«Ладошки»
Дошкольники стоят, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх.
Держать руки нужно перед собой.
Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются. Втягиваем воздух 4
раза шумно, активно, резко. Кулачки сжимаются также 4 раза. Отдыхаем 3-5
секунд, в этот момент происходит произвольный выдох.
Повторяем серию вдохов и сжатий ладошек 24 раза (по 4 на один цикл).
«Погончики»
Дети стоят, руки внизу вдоль тела. Нужно сжать кулаки. На вдохах (по 4)
ладони резко разжимаются, как будто отталкивают от себя что-то неприятное.
Руки при этом сохраняют положение вдоль тела.
После каждого цикла отдыхаем и выдыхаем. Повторяем 24 раза.
Рекомендации: С детьми дыхательную гимнастику необходимо проводить
каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня,
исключая 20-30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Это и время,
предназначенное для утренней гимнастики (хорошо включить 2-3 дыхательных
упражнения), и прогулки при температуре воздуха выше 12 градусов без резких
порывов ветра, и время после дневного сна, и физкультминутки, которым
отводится 3-5 минут во время совместной образовательной деятельности.
Гимнастикой можно заниматься с раннего возраста как индивидуально, так
и
с
группой
детей.
Перед
гимнастикой
необходимо
очистить
нос.
Продолжительность занятия от 10 до 20 минут.
Это зависит от возраста детей, их индивидуальных возможностей и
самочувствия.
Проводя дыхательную гимнастику с группой детей, необходимо учитывать
состояние каждого ребенка: при необходимости делать паузы, менять темп
выполнения на более медленный, уменьшать дозировку в упражнении. При
легком головокружении можно предложить выполнить упражнение сидя на
стуле либо вовсе его пропустить, придерживаясь главного принципа «Не
навреди».
Чтобы
научить
ребенка
делать
упражнение,
взрослому
предварительно необходимо самому освоить технику его выполнения.
При обучении детей сначала рекомендуется показать упражнение, а потом
предложить
детям
его
выполнить.
Иногда,
чтобы
добиться
от
детей
качественного выполнения упражнения, требуется индивидуальная работа. Во
время занятий полезно не только «руководить», но и время от времени делать
упражнения вместе с ребятами. Это и не помешает личному здоровью, и будет
служить лучшим ориентиром, особенно для младших дошкольников.
Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме.
Хорошо обыграть с малышом упражнение, «превратившись» в дровосека, жука,
пчелу, ежа, изобразить самолет, паровоз, часы, не просто выполнить
упражнение на задержку дыхания, а «нырнуть в воду», затаить дыхание,
спрятавшись от медведя, гусей-лебедей... Взрослому необходимо самому быть
эмоциональным, включаться в игру заряжать детей своей энергией. Для
поддержания интереса можно объединять упражнения в комплекс единым
сюжетом, меняя игровые приемы и мотивацию (например, отправиться в
путешествие, кого-то спасать, идти в лес или зоопарк, поехать в деревню к
бабушке). Но технику выполнения дыхательных упражнений необходимо
выучить с детьми заранее, чтобы в процессе проведения игрового комплекса не
терялась единая сюжетная линия.
Для сохранения интереса и внимания маленьких дошкольников при
организации игровых сюжетов можно использовать наглядность – декорации,
костюмы.
Таким образом, изучив все аспекты и опыт полученный при использовании
данной методики, можно утверждать, что для детей дошкольного возраста в
условиях
ДОУ
систематическое
выполнение
упражнений
по
методике
А.Н.Стрельниковой принесет пользу для развития детского организма.
Список литературы:
1.Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.:
Метафора. – 2003.
2. Лавров Н. Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. – Феникс. –
2003.