Автор: Матасова Ольга Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГКОУ "Школа №13 Костромской области"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Обучение и воспитание в рамках пенитециарной системы
Тема: Вопросы обучения и воспитания в пенитециарной системе
Раздел: полное образование
ГКОУ «Школа № 13 Костромской области»
Проект «Обучение и воспитание в рамках
пенитециарной системы».
Разработала Матасова О.Н.,
учитель математики ИК-7 (п. Бычиха)
Кострома, 2020
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Обучение в исправительных учреждениях……………………...………………4
Глава 2. Воспитательная работа в исправительных учреждениях………………………6
Глава 3. Внеклассная работа в школе при исправительном учреждении………………8
Заключение ……………………………………………………………………………….....13
Список использованной литературы ……………………………………………………...14
Приложение …………………………………………………………………………………15
Введение
Главной
задачей
уголовно-исполнительной
системы
Российской
Федерации
является исправление осужденных, возвращение в социум полезных, созидательных
людей, способных без постороннего контроля и чрезмерной опеки вести жизнь,
достойную человека.
Основными средствами исправления в УИК РФ определены: «…установленный
порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно
полезный
труд,
получение
общего
образования,
профессиональное
обучение
и
общественное воздействие».
Среди названных средств исправления особое место занимает образовательная
деятельность, которая представлена всеми видами образования: формальным (получение
осужденными общего образования, профессиональное обучение), неформальным и
информальным (осуществляемых в процессе воспитательной работы, общественного
воздействия, внеклассных мероприятий, работы библиотеки, самообразования и т. д.).
В пенитенциарной науке предложен вывод о том, что участие осужденных в
образовательной деятельности способствует повышению их активности в процессе
исправления, становлению их субъектной позиции как в познании самих себя, так и в
позитивном преобразовании и себя, и окружающего мира. Отсюда вытекает актуальность
проекта - развитие социально активной жизненной позиции осужденного - обучающегося
через включение в организацию дел различной направленности.
Цель проекта:
содействие процессу исправления и социальной реабилитации
осужденных-
учащихся
привлечением
как
к
обучению,
так
и
к
внеклассным
мероприятиям.
Задачи:
•
формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;
•
развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных
мероприятиях;
•
раскрытие
индивидуальных
качеств
личности
посредством
участия
учащихся
в
творческой жизни коллектива школы;
•
сотрудничество школы с воспитательным отделом и психологической лабораторией
исправительной колонии;
•
формирование навыков культуры поведения и общения, развитие потребности в
поддержании чистоты, порядка, красоты и уюта в школе.
Глава 1. Обучение в исправительных учреждениях
УФСИН РФ устанавливает обязательное получение основного общего образования
осужденными, не достигших возраста 30 лет. Поэтому в школе в соответствии с
законодательством, обучаются лица в возрасте от 18 до 30 лет.
Получение образования осужденными в нашем обществе оценивается неоднозначно.
Одни считают, что не надо «повышать квалификацию» преступника.
Другие
считают, что
осужденные должны получать образование. Школа, по их
мнению,
это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров,
ресоциализация оступившейся молодежи и осуществляется подготовка их к жизни на
свободе. Отсутствие образования очень часто является одной из причин совершения
человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы
(УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с
осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими
основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной
адаптации в обществе после освобождения».
Как бы работа не велась в школе, но педагогическая работа с осужденными
вызывает много трудностей для учителей.
К числу таких трудностей относится отрицательная среда, возникающая из-за
сосредоточенности криминогенной части населения в одном месте, где формируется
специфическая
система
межличностных
отношений,
основанных
на
традициях
уголовного
мира,
разрушающих
личность.
Сложившийся
криминальный
порядок
разделяется всеми осужденными, который является в колонии единственной гарантией
физического существования. Посещение школы не всегда положительно расценивается в
криминальном мире, из-за чего некоторые обучающиеся отказываются учиться или, начав
учиться, прекращают посещать занятия в школе.
Примитивный уровень знаний, элементарных правил и норм поведения, -
усложняют образовательный и воспитательный процесс в школе. Дефицит знаний таков,
что многие обучающиеся не могут понять смысл написанного.
Учителя, работающие в исправительной колонии,
ограничены в возможностях
стимулирования учащихся.
Работа с таким сложным контингентом требует от педагогов максимальной
концентрации моральных, эмоциональных, психических и волевых усилий. Вся работа
учителя нацелена на поиск новых форм работы с целью пробуждения у обучающихся
желания получать знания, выработки у них положительной мотивации к обучению.
В условиях исправительной колонии, при работе с обучающимися-осужденными учитель
должен
добиться
того,
чтобы
обучающийся
его
позитивно
воспринял.
Любое
несоответствие, непрофессионализм оттолкнут ученика от учителя. Слово учителя –
самый
доступный
и
эффективный
инструмент,
активизирующий
стремление
обучающихся
к
познанию.
Доброжелательное
отношение,
словесное
поощрение,
положительные оценки,- вызывают потребность в познании. Положительная мотивация к
процессу обучения появится только путем выявления и развития положительного в
каждом человеке. Принцип опоры на положительные качества характера обучающегося –
является для меня главным. Только благодаря такому подходу удается привлечь учащихся
к работе на уроках и внеклассных мероприятиях.
Математика – сам по себе предмет сложный, подвластный не каждому. И если у
осужденного не математический склад ума, если база знаний уже утеряна – вот тут важно
для начала каким-то образом пробудить интерес к предмету, дать понять учащемуся, что
он и математика нужны друг другу. И лучше всего с вновь прибывшими обучающимися
вести диалог на уроках, стимулировать их к выяснению непонятного для них материала
путём задания вопросов, стараться их заинтересовать.
При работе с осужденными использую различные педагогические технологии.
Использую те технологии, которые не подавляют личность учащегося-осужденного, а
утверждают ценность и достоинство человека.
Технология дифференцированного обучения в условиях исправительной колонии
успешно применяется в работе с осужденными.
Дифференцированный подход –
необходимо условия в работе с осужденными. Индивидуальная работа как система имеет
своей целью разрушение ошибочных взглядов обучающихся-осужденных, укрепление
веры в себя. Стараюсь убедить учеников, что человек – сам кузнец своего счастья и
возможности его в этом безграничны. Дифференцированный подход затрагивает и
различные звенья учебного процесса: это и планирование урока, и сам урок, и групповая
и индивидуальная работа, и проверка знаний.
Нашла своё применение и технология проблемного обучения. Ученики участвуют в
решении различных проблемных задач. Для привлечения решения выдвигаемых на уроке
проблем используется подготовленные заранее система вопросов. Ученики нередко
проявляют самостоятельность и оригинальность.
Некоторые методологические приёмы технологии критического мышления также
успешно применяю в работе с осужденными. Данная технология, её использование,
позволяет отказаться от собственных предубеждений с учетом как своей точки зрения, так
и других мнений.
Некоторые инновационные процессы в школе приживаются, вызывают интерес
обучающихся-осужденных, но, учитывая указанные выше специфический контингент
обучающихся, положительные результаты в обучении, возможно проявятся в будущем.
Средний бал по предмету едва превышает «тройку». Отношение обучающихся к
обучению изменяется в лучшую сторону медленно.
Первоочередной и наиболее важной целью исполнения уголовного наказания в
виде лишения свободы является исправление осужденных, которое подразумевает
формирование у них уважительного отношения к людям, готовность и способность вести
правопослушный образ жизни ( ст. 9
УИК РФ). По данным МВД, из выпускников
школ
при ИК вновь попадают в места лишения свободы лишь одна треть отбывших срок
наказания в исправительной колонии.
Глава 2. Воспитательная работа в исправительных учреждениях
Особенности воспитательной работы в исправительных учреждениях обусловлены
тем, что она проводится в местах лишения свободы и с лицами, совершившими
преступление. Воспитательная работа в основном носит педагогический характер,
законодатель не преследует цели урегулировать все формы и методы ее организации.
Наоборот,
администрации
исправительных
учреждений,
особенно
сотрудникам
воспитательной
и психологической службы, начальникам отрядов предоставляется
возможность творческого применения наиболее эффективных средств, методов и приемов
педагогического и воспитательного воздействия, если они не противоречат закону и
требованиям режима наказания.
Воспитательная
работа с осужденными к лишению свободы должна быть
направлена на достижение целей исправления осужденных и предупреждения совершения
новых преступлений с их стороны.
Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается
при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения.
Персонал исправительных учреждений в процессе исполнения наказания в виде
лишения свободы осуществляет нравственное, правовое, трудовое, трудовое, физическое
и иное воспитание осужденных, способствующее их исправлению.
Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике
рассматривает сквозь призму формирования всей личности осужденных, их жизненной
позиции. Воспитание такой позиции является делом исключительно важным и сложным,
ведь именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к
преступлению.
Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания,
включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости
следовать им. Кроме того, оно предполагает организацию правомерного, ответственного,
социально активного поведения. В этой работе внимание обращают, прежде всего, не на
знание осужденными правовых норм (при всей важности таких знаний), а на
формирование
у
них
уважения
к
закону,
понимания
необходимости
следовать
предписаниям правовых норм, несмотря на распространенные ныне в обществе
нигилистическое отношение к законности и веру во всемогущество денежного мешка.
Трудовое
воспитание осужденных
представляет
собой
процесс
закрепления
или
формирования трудовых навыков и умений, психологической готовности к труду,
нравственное к нему отношение, осознание потребности трудиться.
Также
необходимо
достаточно
много
внимания
в
работе
с
осужденными
уделять эстетическому воспитанию
,
так как в основной массе это малокультурные люди,
имеющие зачастую неправильное представление о прекрасном, извращенные вкусы,
чувства, взгляды и идеалы. Все эти качества наиболее наглядно проявляются в их
субкультуре с присущими ей жаргоном и фольклором, «воровской романтикой и
блатными традициями», и т.п. атрибутами.
В
исправительных
учреждениях
достаточно
много
внимания
уделяется физическому воспитанию осужденных, для чего в каждом из них создается
необходимая спортивная база. В ИК-7 имеется достаточно хорошо оборудованная
спортивная площадка и практически в каждом отряде есть тренажёрный зал с силовыми
тренажёрами. Среди осужденных в основном культивируются игровые и силовые виды
спортивных занятий.
Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом
вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания. Формы
проведения этой работы могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными, они
реализуются на основе педагогических и психологических знаний и методов воздействия.
В воспитательной работе с осужденными заметное место отводится участию в
самодеятельных
организациях,
которые
организуются
в
исправительных
и
воспитательных колониях. Эти организации создаются для решения внутриколлективных
проблем самых осужденных, возникающих в процессе совместной жизнедеятельности в
исправительном учреждении.
В ИК-7 создана музыкальная группа, осуждённые, имеющие музыкальные
способности, с удовольствием репетируют и дают концерты, причём, много песен
написано ими самими. Для группы художников действует художественная мастерская, где
они пишут картины и мастерят различные поделки.
Глава 3. Внеклассная работа в школе при исправительном учреждении.
Как уже говорилось ранее, школа имеет свой контингент обучающихся - это
юноши в возрасте от 18 до 30 лет, совершившие преступление и отбывающие наказание в
закрытом учреждении. Преподавание в школе при исправительной колонии – это, прежде
всего, воспитательное воздействие через урок и внеклассную работу на человека с уже
сформировавшимися убеждениями, чаще всего далекими от моральных норм общества.
Как правило, многие из них имеют травматический опыт получения образования, были
выброшены из образовательной среды, что связано не только с социальной ситуацией их
семейного развития, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Низкая
степень обученности и воспитанности осужденных, размытость социокультурных
ориентиров являются причинами низкой социальной адаптации в дальнейшей жизни. Для
них характерны социально-психологическая незрелость, утрата мотивации обучения,
непринятие его формальных требований.
Воспитательная работа направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь учащимся
адаптироваться в новых условиях, вернуть их к спокойному, бесконфликтному
восприятию действительности, научить приемам самопознания, самосовершенствования и
сформировать потребность в построении новой жизненной траектории.
Воздействием извне человека нельзя «сделать», но можно только обусловить его
включение в деятельность, вызвать его собственную активность. И исключительно через
механизм этой его собственной деятельности он формируется в то, чем делает его эта
деятельность.
Цель:
содействие на процесс исправления и социальной реабилитации
осужденных- учащихся привлечением к внеклассным мероприятиям.
Задачи:
•
формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности;
•
развитие социальной активности и ответственности через участие во внеклассных
мероприятиях;
•
раскрытие
индивидуальных
качеств
личности
посредством
участия
учащихся
в
творческой жизни коллектива школы;
•
сотрудничество школы с воспитательным отделом исправительной колонии .
Принципы реализации:
рассмотрение осужденного как субъекта самоисправления;
признание доброй внутренней природы человека и вследствие этого возможность поиска
союзника в самом осужденном;
признание
его
субъектности
и
полной
ответственности
в
деле
собственного
самоисправления;
создание благоприятного психологического климата в школе
Содержание:
Ключевыми делами проекта являются следующие традиционные мероприятия,
проводимые в различных формах и вариантах:
1.
Презентация школы
2.
Недели по учебным предметам
3.
Праздник осени
4.
День Матери
5.
Праздник Нового года
6.
Спортивные соревнования
7.
Праздник «День победы»
8.
Торжественное вручение аттестата выпускникам школы
9.
Информационный сменный стенд «Это интересно»
Механизм реализации проекта
В школе работают учителя с высшим образованием:
7 учителей- предметников, 2 из них по совместительству.
Для решения всех задач проекта в каждом классе есть классный руководитель,
который проводят индивидуальную работу в своем классе и тематические классные часы.
Так же все учителя участвуют в организации общешкольных мероприятий.
Ожидаемые результаты проекта, их социальная и воспитательная значимость
повышение мотивации к обучению, интереса учащихся к познанию учебного предмета
повышение авторитета школы
развитие личности, способной к самосовершенствованию
уважительное и доброжелательное отношение у осужденных - обучающихся к учителю
сплочение коллектива школы (учащиеся – учитель-сотрудник).
Проект состоит из нескольких
мероприятий (мини-проектов), потребность в
которых возникает по ходу работы.
1.
Презентация школы: «Школа – основной этап жизни»
цель: повышение положительной мотивации к обучению осужденных - обучающихся
задачи:
•
познакомить с работой школы,
•
рекламные выступления учителей-предметников о своих предметах,
•
анонс проводимых школьных мероприятий.
2. В течение учебного года проводятся Недели по учебным предметам: математике и
физике, русскому языку и литературе, истории и обществознанию, географии, биологии и
химии.
цель: повышение познавательного интереса к учебным предметам; развитие логического
мышления, расширение кругозора; создание творческой атмосферы в школе.
задачи:
•
проведение конкурсов, викторин,
•
выпуск информационных листов, рисунков,
•
решение занимательных задач, заданий на смекалку,
•
просмотр видеофильмов, тематических презентаций,
•
защита проектов.
3. Праздник Нового года
цель: сплочение коллектива школы (учитель – ученик, ученик - ученик)
задачи:
•
распределение ответственных учителей за сценарий, продукты, награждение,
•
награждение учащихся по итогам I
полугодия за хорошую учебу, добросовестное
отношение к учебе,
•
организация чаепития,
•
проведение игр и конкурсов.
4. Спортивные соревнования «Движение - жизнь»
цель: пропаганда спорта, здорового образа жизни
задачи:
•
выбор жюри по видам спорта: настольный теннис, шахматы,
шашки,
настольные
национальные игры.
•
сбор заявок на участие,
•
оформление школы рисунками, информационными стенгазетами о видах спорта,
•
подготовка грамот, призов на награждение;
5. Праздник День Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»
цель: формирование чувства патриотизма, гордости за Отечество.
задачи:
•
стендовое оформление о Великой Отечественной войне, о ее героях,
•
викторина о знании истории Великой Отечественной войны,
•
минута молчания,
•
показ фильма о войне.
6. Торжественное вручение аттестата выпускникам школы
цель: создание праздничной атмосферы и положительных эмоций у выпускников
задачи:
•
подготовка сценария мероприятия,
•
организация поздравительных концертных номеров,
•
подготовка грамот учащимся за хорошую учебу и добросовестное отношение к учебе;
•
сладкий сюрприз.
Взаимодействие школы с ФКУ ИК-7
1.
Поддержка начальства ФКУ ИК-7 при проведении внеклассных мероприятий.
2.
Участие учителей в воспитательном совете отряда.
3.
Постоянная работа по посещаемости учащихся
классными руководителями
с
начальниками отрядов.
4.
Консультация психолога ИК-7 по проблемным вопросам.
5.
Совместный семинар учителей и сотрудников воспитательного отдела ФКУ ИК-7
проводится 1 раз в год. В семинаре принимают участие учителя, заместитель начальника
ФКУ ИК-7, начальник воспитательного отдела, начальник психологической лаборатории,
начальники отрядов.
Темы проведенных семинаров за последние три года:
1.
«Педагогическая толерантность в школе при ИК». Выступления:
•
«Педагогическая толерантность в школе при ИК» - учитель математики Матасова О.Н.
•
«Как не создать конфликтной ситуации» - заместитель начальника ФКУ ИК-7
подполковник внутренней службы Захаров П.В..
2.
«Воспитательная работа в школе при ИК». Выступления:
•
«Построение образовательного процесса» – учитель математики Матасова О.Н.
•
«Педагогическая этика учителя» - учитель биологии и химии Виноградова Е.А..
•
«Воспитательное значение уроков литературы» - учитель русского языка и литературы
Соловьёва А.П..
•
«Внеурочная воспитательная работа в школе» - учитель истории Савченкова В.М.
•
Тест-игра « Стрессовое состояние» - учитель ОБЖ и НВП Смирнова Г.В.
3.
«Повышение мотивации к исправлению осужденных в учебно – воспитательном
процессе». Выступления:
•
«Влияние учебной деятельности на исправление осужденных» - и.о.директора школы
Седова О.Б.
•
«Повышение
мотивации
к
исправлению
осужденных
в
учебно-воспитательном
процессе»- начальник психологической лаборатории ФКУ ИК-3, майор внутренней
службы Рассказов И.В.
•
« Педагогические основы самоисправления осужденных»- учитель биологии и химии
Виноградова Е.А.;
•
«Методические приемы повышения мотивации осужденных - обучающихся в изучении
математики» - учитель математики Матасова О.Н.;
•
«Основные направления усиления мотивации в профессиональной деятельности учителя и
их реализация» - учитель русского языка и литературы Соловьёва А.П.
•
Практическая часть для учителей и начальникам отрядов - заместитель начальника ФКУ
ИК-7 Захаров П.В.
Некоторые вышеперечисленные планы мероприятий, сценарии мероприятий и
выступление (доклады) учителей на совместных семинарах учителей и сотрудников ИК-7
даны в приложении.
Совместно с психологической лабораторией ФКУ ИК-7 разработана и приведена в
действие
психокоррекционная
программа
«Коррекция
восприятия
и
построения
временной перспективы у осуждённых, склонных к суициду». Не секрет, что, попав
исправительное учреждение, многие молодые люди, в том числе и учащиеся нашей
школы, потеряв смысл жизни, имеют склонность к суициду. Эта программа направлена на
предотвращение суицидальных поступков. Она включает в себя описание личности
осуждённых.
склонных
к
суициду
и
сценарий
занятий
группового
тренинга.
рассчитанного на 13 дней.
Содержание занятий тренинга:
День первый. «Знакомство»
День второй. «Я познаю себя»
День третий. «Мой жизненный путь».
День четвёртый. «Это сладкое слово-перспектива…»
День пятый. «Я и моя цель»
День шестой. «Мои возможности и моя цель»
День седьмой. «Моё окружение и моя цель»
День восьмой «Цель в контексте»
День девятый. «Что мне может помешать достичь цели»
День десятый. «Мои ресурсы и моя цель»
День одиннадцатый. Хочу и стану, хочу и буду…»
День двенадцатый. «Колесо жизни»
День тринадцатый «Заключительное».
За период, истекший после апробации программы, попыток суицида среди участников
тренинга не было.
Заключение
Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как
известно, ее результат. Результатом воспитания является личностный рост обучающегося.
Это те позитивные изменения, произошедшие с обучающимся за тот или иной
промежуток времени.
Внеклассной работе принадлежит значительное место в исправлении осужденных.
Она
оказывает
положительное влияние на
осужденных-обучающихся:
способствует
развитию у них моральных качеств, расширяет поле их коллективной деятельности и
общения. Участия в школьных мероприятиях осужденных- обучающихся укрепляют их
положение в коллективе, способствуют самоутверждению. В ходе
подготовки и
проведения
мероприятия
осужденные
вступают
во
взаимодействие
с
организатором этого процесса - учителем, а также с другими осужденными. В процессе
этого взаимодействия устанавливаются смысловые, эмоциональные и психологические
контакты, служащие источников формирование коллективных взаимоотношений и
общения между ними. В результате осужденные - обучающиеся не просто приобретают
полезную информацию, но и развивают в себе такие качества. как уверенность в себе,
коммуникабельность, обогащают опыт коллективной деятельности, вступают во все
новые взаимодействия с окружающей действительностью.
Список использованной литературы
1.
Антонян Ю. М., Канунник А. И., Кулинич В. В. Исправление и перевоспитание
осужденных, неадаптированных к условиям ИТК: Учеб. пособие. М., 2017.
2.
В.Т.
Батычко.
Конспект
лекций
по
курсу
«Уголовно-исполнительное
право»
Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2018.
3.
Г.В. Строева. Педагогические основы самоисправления осужденных в образовательной
практике исправительных учреждений.
4.
Исправительная (пенитенциарная педагогика) Учебник / Под ред. А.И. Зубкова, М.П.
Стуровой. - Рязань: РВШ, МВД РФ, 2016.
5.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2019.
Приложение
День Матери
Цели и задачи: формирование ценностных ориентиров обучающихся, гармонизация
детско-родительских отношений;
Не существует матерей, которые не любят своих детей, и детей, которые не любят
свою мать. Просто они любят как умеют, исходя из того жизненного опыта, который
получили, в том числе и умения говорить о своих чувствах близкому человеку.
Обучающиеся
осужденные,
находясь
вдали
от
своих
семей,
испытывают
потребность в любви самого близкого человека — матери. Всероссийский праздник День
матери является замечательной возможностью для них сказать добрые слова самому
близкому человеку. А это укрепляет отношения и придает осмысленность слову семья
для молодого человека.
Мероприятия
1.
Информационный стенд «День Матери» (содержание стенда дает информацию о
празднике, имеет минимум письменного текста, позитивное содержание выражается
через фоторепродукции, вырезки из журналов и др.).
2.
Просмотр фильма о маме.
3.
Беседа в классах «Мама — самое главное слово» (Классные руководители проводят
мини-беседы о значении праздника, говорят о том, что материнская любовь безгранична
и безусловна, что именно эта любовь нас поддерживает в жизни. Но нередко мы
забываем самому близкому человеку — маме — сказать спасибо, сказать, что любим,
поблагодарить за завтрак, чистую рубашку, потому что думаем, что мама об этом
знает. А ведь очень часто маме так не хватает именно этих слов).
4.
Открытое письмо маме (после беседы обучающимся предлагается написать «Открытое
письмо маме», упражнение проводится по принципу незаконченных предложений).
Открытое письмо маме
Здравствуй,________________________________!
В
этот
особенный
день
я
хочу
признаться
тебе
в
том,
что_________________________________________.
Сегодня праздник, и я хочу______________________
Я не всегда бываю _____________________________, но я всегда_______________.
Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты _________________.
Я знаю, что ты меня любишь за__________________, и что бы ни случилось в
жизни, что бы ни происходило, я люблю тебя, потому что_________________________
Всегда любящий тебя______.
Неделя русского языка и литературы
Цели и задачи:
•
вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их
интереса к изучаемым предметам,
•
выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями,
•
повышение грамотности и эрудированности в области русского языка и литературы
Мероприятия:
•
Викторины на лучшую грамотность
•
Конкурс «Рассказ, придуманный мною…». Для участия в этом конкурсе необходимо
придумать и написать рассказ на свободную тему.
•
Конкурс самого красивого почерка!!! Победителя определят учителя, путем рассмотрения
и проверки рабочих тетрадей по русскому языку
•
Тематические уроки
•
Презентации «Интересные факты о русском языке», «Пять фактов о чтении книг, которые
вы не знали», «Магия русского языка»
•
Награждение победителей и активных участников недели
Неделя математики и физики
Цели и задачи:
развитие познавательного интереса при изучении математики и физики,
развитие математической грамотности,
формирование творческих способностей: математического мышления, рациональных
способов решения задач на смекалку, остроты мышления и наблюдательности
воспитание культуры коллективного общения
Мероприятия:
ПН: Организационный день. Викторины, конкурсы, задачи на смекалку
ВТ: Занимательные уроки
СР: Показ видео на тему математики, физики
ЧТ: День презентаций
ПТ: Подведение итогов
ПН: Награждение
Неделя истории и обществознания
Цели и задачи:
углубление знаний по отдельным курсам предмета «История»;
развитие у учащихся самоорганизации, творческого подхода, коммуникабельности;
формирование гражданской позиции, социализация учащихся;
стимулирование интереса у учащихся к поисковой индивидуальной и коллективной
деятельности;
развитие творческих начал учащихся.
Мероприятия
Конкурс кроссвордов
Интеллектуальная игра «Исторический марафон»
Игровая программа «Знатоки истории»
Интеллектуальная игра по обществознанию « Знание –Сила»
Показ исторического фильма
Закрытие « Недели истории и обществознании»
Подведение итогов.
Неделя биологии и химии
Цели и задачи:
•
повышение интереса учащихся к изучению биологии и химии,
•
интеграция знаний и умений, полученных при изучении биологии и химии,
•
расширение кругозора учащихся.
Мероприятия:
кроссворд на тему «Птицы»;
выбор мини- проекта по классам;
просмотр фильма «Дары Байаная»;
интересные факты «Химия вокруг нас»;
интеллектуальная игра среди обучающихся 11 классов;
открытый урок по химии;
подведение итогов недели биологии и химии.
Мини - проект « Да здравствует наука»
Цель: развитие познавательной активности учащихся по естественным наукам
Задачи:
- обучение самостоятельному поиску информации, ее творческой переработке;
- развитие умений грамотно обобщать материал в виде сообщений, проектов;
Предполагаемый результат
:
расширение кругозора учащихся, развитие у них
любознательности, формирование потребности в самообразовании и интеллектуальном
развитии.
Основные мероприятия в рамках реализации мини-проекта:
Проведение бесед, классных часов:
«Открытия века», «Ученые и их судьбы»
«Лауреаты премии Нобеля. Кто они такие?»
«Мир моих увлечений»
Мероприятия:
Кроссворд на тему: «Птицы»
Интересные факты «Химия вокруг нас»
Открытые уроки по биологии, химии
Интеллектуальная игра среди учащихся
Школьный технобум (показ опытов по химии, физике учащимися совместно с учителями.
Необходимые оборудования для проведения недели биологии и химии
проектор, компьютер,
оборудование для опытов
призы.
«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».
(выступление на совместном семинаре учителей и сотрудников ИК)
цель:
расширить представления о педагогической этике.
Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о
«правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со
своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного
процесса,
как
вести
себя
в
непростых
условиях
динамично
меняющейся
действительности.
Вспоминая свои школьные годы, можно сказать, что тот или иной учебный
предмет в нашем сознании прочно ассоциируется с конкретным учителем. Наша любовь
или,
наоборот,
неприязнь
к
учебному
предмету
объяснялась
соответствующим
отношением к учителю. Это очевидно – отношение учащегося к предметным знаниям
опосредуется отношением к учителю. Именно поэтому мы и говорим о личности учителя,
так как понимаем, что он учит не только математике или истории, но и демонстрирует
учащимся образцы того или иного поведения.
Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог
должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким
уровнем профессионально-этической культуры.
Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.
Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
1. Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном
объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с
утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной
этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
Педагогическая культура. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, учителю
необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного
общения, культурой педагогического труда.
В
основе
педагогической
культуры
лежат
мировоззренческие,
нравственные,
эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя.
Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой
педагогической культуры невозможно.
Согласно результатам устного опроса, проведенного среди педагогов нашей школы.
основные
качества
личности
учителя:
компетентность,
ответственность,
интеллигентность,
сдержанность,
коммуникабельность,
целеустремленность.
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) учение о нравственности и морали.
Этот термин введен Аристотелем. “Этика – философское учение о морали, её развитии,
принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно
применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь
овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика
в школе — это «практическая философия воспитания».
В современном понимании слова
этикет
- это установленный порядок поведения,
включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние
проявления человеческих взаимоотношений.
Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства
взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.
Манеры
- один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием,
образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека
Культура общения педагога строится на речевом этикете.
Речевой этикет является
необходимым условием делового и личностного общения педагога.
Речевой этикет
является формой этикета и словесным выражением уважительного
отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает
отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на
самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.
Соблюдение
речевого
этикета
для
педагога
-
важнейшее
профессиональное
требование.
В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего
искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко
чувствуют лицемерное неправдивое слово.
Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной
сленговых слов и выражений.
Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы,
дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение
правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.
Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему
беседы, обойти спорную тему.
Основными
требованиями к разговорной речи
являются: чистота произношения,
правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие
чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной
речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты
должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение
смягчает остроту требования.
Этикет предписывает
давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с
человеком, когда он характеризует себя негативно.
В
развитии
доброжелательных
отношений
значительную
роль
играют
комплименты
- добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что
неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться,
демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.
Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора,
критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность,
такт. Поэтому бытует мнение, что
лучший способ победить в споре - не вступать в него
вовсе.
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения.
Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:
обсуждайте
не
личность
оппонента,
а
раскрывайте
свой
взгляд
на
проблему,
аргументацию начните с похвалы,
если вы поняли, что неправы, признайте это,
используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на
которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте
главный вопрос.
меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.
Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки,
несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую
похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.
Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит
следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем
говоришь,
и
какие
из
этого
будут
последствия.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».
Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого —
сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Только небольшая часть
учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди
этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие
(их единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами.
Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе
нравственных отношений между учителем и учащимися. Учитель, допускающий
грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может
пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются
воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может
сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению,
эти требования должны помочь детям получить глубокие и прочные знания, стать
достойными
людьми.
Иными словами,
свои
педагогические
требования учитель
рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования,
посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе
отпечаток
нравственных
качеств
его
личности
и
проникнуты
нравственно-
психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное
требование.
К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность
предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз
и навсегда установленных правил.
Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя:
o
Обращение к ученику по фамилии.
o
Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
o
Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций,
без слова «пожалуйста».
o
Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время
ответа).
o
Постановка ученика в неудобное, унизительное положение на уроке.
o
Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
o
Неумение выразить веру в ученика.
o
Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок
ученика в благоприятном для него смысле..
o
Неудачи ребенка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к
человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.
Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на
нравственное возмужание ребенка.
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные
конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем
нахождения разумных решений.
Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:
o
Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!»
o
Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
o
Не надо стесняться признаваться в собственных ошибках, нужно быть честным с детьми,
добрым, но не добреньким.
o
Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
o
Быть оптимистом.
o
Быть активным и инициативным.
o
Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить
ее снова будет гораздо труднее.
o
Исключить крики и оскорбления.
o
Учитывать мнение учащихся.
Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический
коллектив».
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и
весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива
является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как
непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе
идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост
каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в
коллективе
отношения
между
людьми
создают
обстановку
сплоченности
и
доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.
Простые секреты бесконфликтности:
Включите «душевное зрение».
Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и
постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость,
прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.
Создайте тёплую атмосферу.
Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой».
Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился.
Дарите ему знаки симпатии и уважения
Ищите то, что вас сближает.
Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем
лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий,
тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в
собеседнике то, что может вас сблизить.
Настройтесь на волну собеседника.
Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то,
что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас
неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он
грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому
настроению.
Никогда не обвиняйте собеседника.
В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре
крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.
Без нужды не задевайте.
Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку
дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.
Разрешите Вас поправить?
Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при
себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы
чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.
Не спорьте.
Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и
спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем,
кому важнее поспорить, а не разобраться.
О категоричности.
Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте
отрицательных оценок его мнению.
Философия мира и истины.
Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать
собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не
возразить. Признавайте возможность своей неправоты.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно
во
многом
судить
о
нравственных
отношениях
в
коллективе:
грубость
или
доброжелательность,
ворчание
и
угрозы
или
искренность,
раздраженность
или
внимательность и т. п.— уже какой-то показатель этих отношений. А практика
показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность,
возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на
уроке. Плохое настроение испытывают на себе и обучающиеся.
Педагогический
коллектив
—
сложное
целое,
объединенное
общими
педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по
возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам,
нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые
и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с
разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь
разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех
его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и
воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными:
распределением
поручений,
расписаниями,
текущими
распоряжениями,
решением
педсоветов
и
т.п.
Заключение
Специфика
профессиональной
этики
педагога
заключается
в
следующем:
1) объект труда – человек;
2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;
3) труд педагога психологически и организационно сложен;
4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных
идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно
педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные
воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий
уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной
этики педагога.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь
овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия
воспитания».
Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель
должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей
педагогической морали.