Автор: Лазицкая Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ п.Джонка
Населённый пункт: п.Джонка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Семинар с элементами тренинга "Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности ученика"»
Раздел: среднее образование
Тренинг на тему:
«Функциональная
грамотность учителя – основа
развития функциональной
грамотности ученика»
Подготовила: Лазицкая Ольга Владимировна,
педагог-психолог МБОУ СОШ п. Джонка
Три вида компетенций
1.
Базовые компетенции
2. Ключевые компетенции
3. Предметные компетенции
В процессе мониторинга идет оценивание развития у
учащихся:
1. Математической грамотности
2. Естественно – научной грамотности
3. Грамотности чтения
Индикаторы функциональной грамотности
•
Общая
грамотность:
написать
сочинение,
реферат;
считать
без
калькулятора;
отвечать
на
вопросы,
не
испытывая
затруднений
в
построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие –
либо анкеты, бланки.
•
Компьютерная:
искать
информацию
в
сети
Интернет;
пользоваться
электронной
почтой;
создавать
и
распечатывать
тексты;
работать
с
электронными таблицами; использовать графические редакторы.
•
Грамотность
действий
в
чрезвычайных
ситуациях:
оказывать
первую
медицинскую
помощь
пострадавшему;
обратиться
за
экстренной
помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье;
вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Индикаторы функциональной грамотности
•
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг,
справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы,
графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и
систематическим
каталогом
библиотеки;
анализировать
числовую
информацию.
•
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других
людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к
новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
•
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст;
рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций
на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с
зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Индикаторы функциональной
грамотности
•
Грамотность
при
решении
бытовых
проблем:
выбирать
продукты,
товары
и
услуги
(в
магазинах,
в
разных
сервисных
службах);
планировать
денежные
расходы,
исходя
из
бюджета
семьи;
использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь
инструкциями;
ориентироваться
в
незнакомом
городе,
пользуясь
справочником, картой.
•
Правовая и общественно – политическая грамотность: отстаивать свои
права
и
интересы;
объяснять
различия
в
функциях
и
полномочиях
Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным,
административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и
сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Модель формирования и развития
функциональной грамотности
Задания по русскому языку
Слово по закомерности
Гриб (бирка) актив
Мрак (. . . . .) атом
Подбери слово
Обы (чай) ка
Ме (. . . . .) олад
Задания по математике
Впишите в свободный сектор последнего кружка число, которое соответствовало бы
закономерности, объединяющей все остальные числа.
Что такое рефлексия?
•
Reflexio – обращение назад.
•
Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших
событий.
•
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о
своём внутреннем состоянии, самопознание.
•
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
•
В
современной
педагогике
под
рефлексией
понимают
самоанализ
деятельности и её результатов.
Виды учебной рефлексии
1. Физическая (успел – не успел)
2. Сенсорная (самочувствие: комфортно - дискомфортно)
3. Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не
понял, какие затруднения испытывал)
4. Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал
себя, других)
Исходя из функций рефлексии предлагается
следующая классификация: