Автор: Иващенко Майя Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ «ДБС №29 ДЗМ»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интеллектуальная игра
Раздел: дополнительное образование
ГБУ здравоохранения города Москвы
"Детский бронхолегочный санаторий № 29
Департамента здравоохранения города Москвы"
Методическая разработка интеллектуальной игры
«Счастливый случай»
(Окружающий мир)
Подготовила:
воспитатель ГБУЗ «ДБС №29 ДЗМ»
Иващенко Майя Викторовна
Ведущий:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ,
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
Добрый день, уважаемые гости, родители и дети! Мы с вами сегодня на игре
«Счастливый случай!». Именно счастливый случай свёл нас сегодня всех
вместе, чтобы ещё раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как
охрана природы. Чтобы охранять природу, нужно хорошо её знать. Этой теме
мы и посвящаем эту игру.
Дети делятся на две команды.
Звучит музыка.
Гейм 1
Даётся 1 минута. За это время нужно ответить как можно быстрее на
максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 очко.
За временем следит секундант, он же вывешивает на доску количество очков,
набранные каждой командой.
Вопросы к команде 1:
1.
Какая ягода бывает и черной, и белой, и красной? (Смородина.)
2.
Пингвин – птица или нет? (Птица.)
3.
Самая высокая трава? (Бамбук.)
4.
Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод.)
5.
Чем дышит тюлень, нырнув под воду, лёд? (Он устраивает дырки-
продухи во льду.)
6.
Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)
7.
Какая птица выше всех летает? (Орел.)
8.
Что случается с пчелой, когда она ужалит? (Она умирает.)
9.
Чем питаются лягушки, жабы зимой? (Они спят.)
10.Какой снег быстрее тает – чистый или грязный (Грязный, темные цвета
поглощают больше света.)
11.Какая форма у Земли? (Форма шара.)
12.Трава 99 болезней? (Зверобой.)
13.У кого зубы растут каждый день? (У зайца, бобра.)
14.Кто может пить ногой? (Лягушка.)
15.Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником? (Перед
дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы.)
16.Что значит «волка ноги кормят»? (Волк не стережёт добычу в засаде,
как кошки, а догоняет её бегом.)
17.Как стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло.)
18.Почему ласточки перед дождём низко летают? (Они летают за
насекомыми, которых холодный воздух прибивает к земле.)
19.Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Потому что птица бросает
гнездо, если тронуть яйцо руками.)
20.Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)
Вопросы к команде 2:
1.
Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем.)
2.
Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки. Она
подбрасывает яйца и отдаёт своих птенцов на выкормку другим
птицам.)
3.
Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них не век, и
змеи –веки срослись.)
4.
Куда «лицом» обращена головка подсолнечника в полдень? (К солнцу,
т.е. прямо на юг.)
5.
Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
6.
Название какого растения говорит о том, где оно живёт?
(Подорожник.)
7.
Вредная домашняя бабочка? (Моль.)
8.
Какое животное меняет окраску? (Хамелеон.)
9.
Самое крупное животное на суше? (Слон.)
10.Какие насекомые живут семьями? (Муравьи. Пчелы.)
11.Что теряет лось каждую зиму? (Рога.)
12.Когда ёж не колется? (Когда только родился.)
13.Сколько ног у паука? (Восемь.)
14.У кого уши на ногах? (Кузнечик.)
15.Вокруг чего вращается Земля? (Вокруг солнца.)
16.Любимая трава у кошек? (Валериана.)
17.Какой напиток можно получить из дерева в лесу? (Берёзовый сок.)
18.Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет, там холодно.)
19.Чем дышат растения? (Кислородом.)
20.Почему нельзя трогать яйца в гнёздах птиц? (Потому что птица бросает
гнездо, если тронуть яйцо руками.)
Итоги первого гейма подводятся по количеству набранных очков.
Гейм 2 «Заморочки из бочки»
Бочка сделана из картона, «заморочки» - бочонки с числами (можно взять из
игры «Лото»). Каждой команде предназначено по три вопроса. Достают
«заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды читает
вопрос, затем первый игрок второй команды отвечает.
1.
Почему животных, выращенных в домашних условиях или в
зоопарках, нельзя выпускать в дикую природу? (Они не умеют
добывать себе пропитание, защищаться).
2.
Почему волка называют «Санитаром леса»? (Прежде всего волк
добывает больных, ослабленных животных.)
3.
Почему в Антарктиде и в Арктике всегда холодно? (Находится далеко
от экватора, лучи попадают не ровно, а косо, не грея землю.)
4.
Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу? (Весной птицы
выводят птенцов, а животные – детенышей.)
5.
Почему при безоблачном небе морозы сильнее? (Облака для Земли –
как одеяло, они не дают остывать земле.)
6.
Как служат почве дождевые черви? (Перерабатывают листья.)
7.
(Если игроки достают бочонок, на котором написано «Счастливый
случай», тот получают шоколадку или конфету.)
Гейм 3 «Ты – мне, я – тебе».
Команды задают друг другу по вопросу.
Почему комнатные растения не следует поливать в то время, когда на
них падают солнечные лучи? (Когда светит солнце, капельки воды,
оставшиеся после поливки на стеблях и листьях растений, собирают
его лучи, как маленькие увеличительные стёкла, и растение может при
этом получить ожог.)
У каких птиц есть «детские ясли»? («Ясли» есть у пингвинов. Когда
малышам исполняется месяц, они собираются в тесный круг и сидят
так, согревая друг друга, пока родители добывают корм. В таких
«яслях» бывает до тысячи пингвинов, и «воспитателям» очень трудно
уследить, чтобы ни один не убежал. Спустя месяц птенцы меняют свой
«ясельный» пуховый наряд на перья и вместе со взрослыми птицами
уходят в море.)
Музыкальный номер.
Дети показывают свои музыкальные номера.
Гейм 4 «Тёмная лошадка».
«Темная лошадка предлагает ответить на три вопроса на тему «Природа».
1.
Назовите 10 съедобных грибов. (Белый гриб, подосиновик,
подберёзовик, маслёнок, опята, сыроежка, груздь, волнушка, рыжик,
лисичка.)
2.
В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные
насаждения. К чему это может привести?
3.
Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море,
растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические
последствия может повлечь за собой эта авария?
Гейм 5 «Гонка за лидером». (1 минута).
Вопросы 1 команде:
1.
Сколько крыльев у жука? (Четыре.)
2.
Какой цветок весной появляется первый? (Подснежник.)
3.
Кто на себе свой дом носит? (Улитка).
4.
Лиственное дерево с белой корой, символ России (Береза.)
5.
У какого растения семена напоминают парашюты? (Одуванчик.)
6.
Какая птица поет ночью. (Соловей.)
7.
Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)
8.
Какое из морских обитателей самое умное? (Дельфин.)
9.
Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (Одинаковые.)
10.Какая рыба без чешуи? (Сом.)
11.Чему равна половина суток? (12 часов)
12.У какого млекопитающего самая толстая кожа? (Носорог.)
13.Какая трава самая горькая? (Полынь.)
14.У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин.)
15.Какая птица не имеет голоса? (Аист.)
16.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
17.Какую корову доят муравьи? (Тлю-коровку.)
18.Какая птица умеет подражать голосам многих птиц? (Скворец.)
19.Животное, которое называют кораблём пустыни? (Верблюд.)
20.Месяц весенних первоцветов? (Апрель.)
Вопросы 2 команде:
1.
Естественный спутник Земли. (Луна.)
2.
Деревенский будильник. (Петух.)
3.
Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге. (Нет.)
4.
След какого зверя похож на человеческий? (Медведя.)
5.
Какие два дня в году солнце бывает на небе ровно полсуток? (21 марта
и 21 сентября.)
6.
Растёт ли дерево зимой? (Не растёт: замирает.)
7.
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
8.
Самая большая обезьяна. (Горилла.)
9.
Какую птицу называют «крылатой кошкой»? (Сова.)
10.Кто кукует у кукушки – самка или самец? (Самец.)
11. Самый быстрый зверь на земле? (Гепард.)
12.Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комары, мухи.)
13.Какой гриб носит название лесного хищника? (Лисичка.)
14.Плавают ли муравьи? (Да.)
15.Какие птицы прилетают последними? (Иволга.)
16.Дерево – медонос. (Липа.)
17.Какая птица самая болтливая? (Сорока.)
18.Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук.)
19.В какие времена года можно наблюдать туман? (Во все.)
20.Чемпион по скорости роста среди деревьев. (Эвкалипт.)
Подведение итогов, награждение победителей.
Пока подводятся итоги можно прочитать стихотворение А. Усачёва
«Мусорная фантазия»
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Стихотворение обсуждается с детьми.
Как нужно относиться к окружающей природе?
Почему нельзя бросать мусор?
К чему может привести, если все будут мусорить?
Кто от этого будет страдать?