Напоминание

"Основы взаимодействия преподавателя и обучающегося в ДШИ"


Автор: Кузнецова Ольга Евсеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, заслуженный работник культуры РФ
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2 им. П.И. Чайковского
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы взаимодействия преподавателя и обучающегося в ДШИ"
Раздел: среднее образование





Назад




Кузнецова Ольга Евсеевна, преподаватель,

Засл. раб. культуры РФ

МБУ ДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского»

Основы взаимодействия преподавателя и обучающегося в ДШИ.

Во II половине ХVIII века в Вене сложилось творческое направление в му-

зыке, которое получило название «венской классической школы». Основопо-

ложниками его были композиторы И.Гайдн и В.Моцарт. Творчество Л.Бетхове-

на явилось последним и высшим этапом этого направления. Каждый из этих

композиторов обладал яркой творческой индивидуальностью, которая опреде-

ляла общее содержание музыка и особенности музыкального языка. Музыкаль-

ные истоки Венской классической школы берут свое начало в творчестве

композиторов мангеймской школы, для которых были характерны яркие

контрасты, динамические нарастания и спады, глубокая эмоциональность и

тонкий лиризм. Таков был новый стиль оркестровой игры. Кроме инструмен-

тальной музыки, большое влияние на композиторов Венской классической шко-

лы оказала итальянская опера и народная музыка, а также творчество Генделя,

И.С.Баха и его сыновей. В искусстве Венской классической школы окончатель-

но формируются жанры классической симфонии, сонаты и концерта, происхо-

дит реформа оперного жанра и определяется новый тип симфонического орке-

стра. При всех различиях между венскими классиками им присущи общие чер-

ты творчества: оптимистическое утверждение жизни, правдивое отражение дей-

ствительности, гуманистическая направленность и подлинная народность.

Мастерство преподавателя заключается в его умении научить ученика пра-

вильно понимать стилистические особенности каждого композитора.

Изучению сонатной формы уделяется большое внимание на протяжении всего

периода обучения пианистов. И в центре изучения находятся произведения вен-

ских классиков. Работа над сонатной формой должна проходить в определен-

ной последовательности. Прежде всего, педагог должен познакомить обучаю-

щихся со стилем эпохи, в которой жил композитор. Очень важно рассказать об

инструментах, которые были в то время и об отличии современного фортепиано

от них, чтобы юный пианист смог овладеть стилистически верной звучностью.

Кроме того, обучающийся должен ясно представлять себе строение сонатной

формы, уметь самостоятельно находить основные темы и разделы, хорошо

знать особенности стиля данного композитора. Изучение текста нужно вести в

нескольких направлениях. Сюда входит работа над звучностью, метроритмом,

артикуляцией, мелизмами, динамикой и тембром. Работа над всеми этими

компонентами должна вестись параллельно, комплексно.

О звучности в фортепианных сонатах И.Гайдна и В.Моцарта можно судить,

лишь изучив фортепиано того времени. По сравнению с современным роялем

звучность его была более прозрачной, светлой, отчетливой, с богатой тембро-

вой окраской, хотя по силе более слабой.

1

При выборе темпа в сонатах венских классиков надо руководствоваться со-

держанием и характером данного произведения, а также учитывать, что обозна-

чения темпа в те времена не соответствовали нынешним представлениям о тем-

пах. В частности, Allegro первоначально означало “бодро, весело", но не слиш-

ком быстро. Поэтому более подвижный темп, например, В.Моцарт обозначал

словами Allegro assai или Presto. Никогда не нужно стремиться к слишком завы-

шенным темпам, т.к. они искажают смысл произведения и лишают его опреде-

ленной выразительности, кроме того, в быстром темпе невозможно выполнить

все артикуляционные и интонационные тонкости. Очень важно добиться от

обучающегося равномерного ритмического движения, внутреннего ощущения

метра, и в то же время естественности дыхания и музыкального развития.

Большое значение для художественно-выразительного исполнения сочине-

ний венских классиков имеет артикуляция, верно расшифрованная и точно

воспроизведенная. Артикуляция в музыке означает характер, способ произнесе-

ния отдельных элементов музыкального текста. Происходит это понятие от ре-

чевого произнесения звука. Как речевая выразительность зависит от интонации,

так и в музыке одной и той же музыкальной фразе можно придать различные

оттенки. Выразительная, естественная артикуляция достигается путем примене-

ния различных приемов звукоизвлечения и штрихов, которые способствуют бо-

лее глубокому проникновению в авторский текст, стремлению раскрыть харак-

тер и смысл произведения. В работе над артикуляцией необходимо различать 2

вида лиг: фразировочные и артикуляционные.

Важное место в сонатах И.Гайдна и В.Моцарта занимает орнаментика,

Л.Бетховен ее использовал значительно реже. Наиболее распространенными

мелизмами являются форшлаги, группетто и трели. Форшлаги, в основном, упо-

требляются как акцентируемые (за счет главной ноты) и неакцентируемые (за

счет предыдущей ноты). Акцентируемый форшлаг имеет характер задержания.

Обычно длительность такого форшлага равна половине длительности главной

ноты, но бывает, что и короче. Исполнять их нужно плавно, не нарушая общего

течения мелодической линии.

Один из наиболее важных вопросов - вопрос о педализации в классических

сонатах. Во времена И.Гайдна и В.Моцарта инструменты с двумя педалями еще

не получили распространения. Поэтому они, хотя и знали о существовании пе-

далей, писали так, что их фактура рассчитана на исполнение без педали, и не

обозначали педаль, т.к. длинные ноты удерживались руками. В наше время их

произведения исполняются с педалью. Чтобы сохранить чистоту, прозрачность

и ровность, характерную для венских классиков, педаль должна быть точной и

часто меняться, широко применяется левая педаль и полу-педаль. Значение пе-

дали у Л.Бетховена заметно возрастает. Начав с гайдновской манеры письма, он

прошел длительный путь, явился предвестником романтической эпохи. Л.Бет-

ховен явился первым композитором, обозначавшим педаль. Педаль у Л.Бетхо-

2

вена подчеркивает контрастность его образов, помогает придать нужный коло-

рит, расчленить отдельные музыкальные построения. Не следует затушевывать

педалью паузы, брать ее в тех случаях, когда мелодия строится по звукам тре-

звучия, чтобы они не сливались в одну гармонию. В каждом отдельном случае

надо педализировать в зависимости от замысла композитора.

Таким образом, основная задача каждого педагога-пианиста научить обуча-

ющегося не только исполнять, но и самостоятельно и образно мыслить, уметь

накапливать и обобщать полученные знания.

Воспитание внутренних слуховых представлений и художественного вкуса

у обучающихся было всегда в центре внимания музыкальной педагогики. Для

достижения этой цели преподавателями используются самые различные методы

воздействия - показ за инструментом, интересные аналогии, приводимые на

уроке с обучающимся, дирижерский жест. Все это помогает пианисту глубже

раскрыть эмоциональное содержание музыки.

Сочинения венских классиков отличаются необыкновенным совершенством

музыкальной формы, внутренней логичностью и цельностью. Передать же в

своем исполнении глубокое единство содержания и формы - непростая задача

для обучающегося. Уже с младших классов ДШИ обучающиеся должны обла-

дать элементарными навыками анализа музыкального произведения. В средних

и старших классах эти знания углубляются и уточняются. Наряду с понятием о

форме, обучающийся должен хорошо разбираться в закономерностях лада, ин-

тонации и ритме. И чем богаче слуховой опыт музыканта, чем выше уровень

его профессиональной подготовки, тем глубже он проникнет в смысл нотной

записи, сможет услышать, понять и пережить ее. Многообразие музыкальных

образов диктует необходимые формы работы над музыкальным содержанием,

основными из которых являются умение критически слушать себя, творчески

подходить к каждому исполняемому сочинению.

Всякое обозначение в нотах, указание динамических оттенков – только схе-

ма. Живое воплощение любого оттенка всецело зависит от индивидуальных ка-

честв исполнителя.

Творческая свобода исполнения никогда не должна вырождаться в произ-

вол.

При работе над классической сонатной формой совершенно необходимо

тщательное и точное изучение и воспроизведение нотного текста.

Таким образом, мастерство и грамотность преподавателя являются залогом

мастерства и грамотности его учеников.

3



В раздел образования