Автор: Кузнецова Ольга Евсеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, заслуженный работник культуры РФ
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2 им. П.И. Чайковского
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы взаимодействия преподавателя и обучающегося в ДШИ"
Раздел: среднее образование
Кузнецова Ольга Евсеевна, преподаватель,
Засл. раб. культуры РФ
МБУ ДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского»
Основы взаимодействия преподавателя и обучающегося в ДШИ.
Во II половине ХVIII века в Вене сложилось творческое направление в му-
зыке, которое получило название «венской классической школы». Основопо-
ложниками его были композиторы И.Гайдн и В.Моцарт. Творчество Л.Бетхове-
на явилось последним и высшим этапом этого направления. Каждый из этих
композиторов обладал яркой творческой индивидуальностью, которая опреде-
ляла общее содержание музыка и особенности музыкального языка. Музыкаль-
ные истоки Венской классической школы берут свое начало в творчестве
композиторов мангеймской школы, для которых были характерны яркие
контрасты, динамические нарастания и спады, глубокая эмоциональность и
тонкий лиризм. Таков был новый стиль оркестровой игры. Кроме инструмен-
тальной музыки, большое влияние на композиторов Венской классической шко-
лы оказала итальянская опера и народная музыка, а также творчество Генделя,
И.С.Баха и его сыновей. В искусстве Венской классической школы окончатель-
но формируются жанры классической симфонии, сонаты и концерта, происхо-
дит реформа оперного жанра и определяется новый тип симфонического орке-
стра. При всех различиях между венскими классиками им присущи общие чер-
ты творчества: оптимистическое утверждение жизни, правдивое отражение дей-
ствительности, гуманистическая направленность и подлинная народность.
Мастерство преподавателя заключается в его умении научить ученика пра-
вильно понимать стилистические особенности каждого композитора.
Изучению сонатной формы уделяется большое внимание на протяжении всего
периода обучения пианистов. И в центре изучения находятся произведения вен-
ских классиков. Работа над сонатной формой должна проходить в определен-
ной последовательности. Прежде всего, педагог должен познакомить обучаю-
щихся со стилем эпохи, в которой жил композитор. Очень важно рассказать об
инструментах, которые были в то время и об отличии современного фортепиано
от них, чтобы юный пианист смог овладеть стилистически верной звучностью.
Кроме того, обучающийся должен ясно представлять себе строение сонатной
формы, уметь самостоятельно находить основные темы и разделы, хорошо
знать особенности стиля данного композитора. Изучение текста нужно вести в
нескольких направлениях. Сюда входит работа над звучностью, метроритмом,
артикуляцией, мелизмами, динамикой и тембром. Работа над всеми этими
компонентами должна вестись параллельно, комплексно.
О звучности в фортепианных сонатах И.Гайдна и В.Моцарта можно судить,
лишь изучив фортепиано того времени. По сравнению с современным роялем
звучность его была более прозрачной, светлой, отчетливой, с богатой тембро-
вой окраской, хотя по силе более слабой.
1
При выборе темпа в сонатах венских классиков надо руководствоваться со-
держанием и характером данного произведения, а также учитывать, что обозна-
чения темпа в те времена не соответствовали нынешним представлениям о тем-
пах. В частности, Allegro первоначально означало “бодро, весело", но не слиш-
ком быстро. Поэтому более подвижный темп, например, В.Моцарт обозначал
словами Allegro assai или Presto. Никогда не нужно стремиться к слишком завы-
шенным темпам, т.к. они искажают смысл произведения и лишают его опреде-
ленной выразительности, кроме того, в быстром темпе невозможно выполнить
все артикуляционные и интонационные тонкости. Очень важно добиться от
обучающегося равномерного ритмического движения, внутреннего ощущения
метра, и в то же время естественности дыхания и музыкального развития.
Большое значение для художественно-выразительного исполнения сочине-
ний венских классиков имеет артикуляция, верно расшифрованная и точно
воспроизведенная. Артикуляция в музыке означает характер, способ произнесе-
ния отдельных элементов музыкального текста. Происходит это понятие от ре-
чевого произнесения звука. Как речевая выразительность зависит от интонации,
так и в музыке одной и той же музыкальной фразе можно придать различные
оттенки. Выразительная, естественная артикуляция достигается путем примене-
ния различных приемов звукоизвлечения и штрихов, которые способствуют бо-
лее глубокому проникновению в авторский текст, стремлению раскрыть харак-
тер и смысл произведения. В работе над артикуляцией необходимо различать 2
вида лиг: фразировочные и артикуляционные.
Важное место в сонатах И.Гайдна и В.Моцарта занимает орнаментика,
Л.Бетховен ее использовал значительно реже. Наиболее распространенными
мелизмами являются форшлаги, группетто и трели. Форшлаги, в основном, упо-
требляются как акцентируемые (за счет главной ноты) и неакцентируемые (за
счет предыдущей ноты). Акцентируемый форшлаг имеет характер задержания.
Обычно длительность такого форшлага равна половине длительности главной
ноты, но бывает, что и короче. Исполнять их нужно плавно, не нарушая общего
течения мелодической линии.
Один из наиболее важных вопросов - вопрос о педализации в классических
сонатах. Во времена И.Гайдна и В.Моцарта инструменты с двумя педалями еще
не получили распространения. Поэтому они, хотя и знали о существовании пе-
далей, писали так, что их фактура рассчитана на исполнение без педали, и не
обозначали педаль, т.к. длинные ноты удерживались руками. В наше время их
произведения исполняются с педалью. Чтобы сохранить чистоту, прозрачность
и ровность, характерную для венских классиков, педаль должна быть точной и
часто меняться, широко применяется левая педаль и полу-педаль. Значение пе-
дали у Л.Бетховена заметно возрастает. Начав с гайдновской манеры письма, он
прошел длительный путь, явился предвестником романтической эпохи. Л.Бет-
ховен явился первым композитором, обозначавшим педаль. Педаль у Л.Бетхо-
2
вена подчеркивает контрастность его образов, помогает придать нужный коло-
рит, расчленить отдельные музыкальные построения. Не следует затушевывать
педалью паузы, брать ее в тех случаях, когда мелодия строится по звукам тре-
звучия, чтобы они не сливались в одну гармонию. В каждом отдельном случае
надо педализировать в зависимости от замысла композитора.
Таким образом, основная задача каждого педагога-пианиста научить обуча-
ющегося не только исполнять, но и самостоятельно и образно мыслить, уметь
накапливать и обобщать полученные знания.
Воспитание внутренних слуховых представлений и художественного вкуса
у обучающихся было всегда в центре внимания музыкальной педагогики. Для
достижения этой цели преподавателями используются самые различные методы
воздействия - показ за инструментом, интересные аналогии, приводимые на
уроке с обучающимся, дирижерский жест. Все это помогает пианисту глубже
раскрыть эмоциональное содержание музыки.
Сочинения венских классиков отличаются необыкновенным совершенством
музыкальной формы, внутренней логичностью и цельностью. Передать же в
своем исполнении глубокое единство содержания и формы - непростая задача
для обучающегося. Уже с младших классов ДШИ обучающиеся должны обла-
дать элементарными навыками анализа музыкального произведения. В средних
и старших классах эти знания углубляются и уточняются. Наряду с понятием о
форме, обучающийся должен хорошо разбираться в закономерностях лада, ин-
тонации и ритме. И чем богаче слуховой опыт музыканта, чем выше уровень
его профессиональной подготовки, тем глубже он проникнет в смысл нотной
записи, сможет услышать, понять и пережить ее. Многообразие музыкальных
образов диктует необходимые формы работы над музыкальным содержанием,
основными из которых являются умение критически слушать себя, творчески
подходить к каждому исполняемому сочинению.
Всякое обозначение в нотах, указание динамических оттенков – только схе-
ма. Живое воплощение любого оттенка всецело зависит от индивидуальных ка-
честв исполнителя.
Творческая свобода исполнения никогда не должна вырождаться в произ-
вол.
При работе над классической сонатной формой совершенно необходимо
тщательное и точное изучение и воспроизведение нотного текста.
Таким образом, мастерство и грамотность преподавателя являются залогом
мастерства и грамотности его учеников.
3