Автор: Кузнецова Ольга Евсеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано, заслуженный работник культуры РФ
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №2 им. П.И. Чайковского
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ДЖАЗ И ДЕТИ"
Раздел: среднее образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЖАЗ И ДЕТИ
Знакомство с джазовой музыкой расширяет кругозор юных музыкантов,
помогает обогатить их эмоционально-образный мир и дает возможность
овладеть основными принципами джазовой композиции.
Джаз помогает развивать творческие способности детей, слух, чувство
ритма, стиля и, безусловно, исполняется ими с большим интересом, это
позволяет преподавателю развивать у учеников хороший вкус и музыкальную
разносторонность.
Знания и умения, полученные ребенком в первый год обучения, владение
теорией и пианистическими навыками игры на фортепиано позволяют
преподавателю включать в репертуар учащихся джазовые пьесы уже в
начальных классах ДШИ.
На примерах легких пьес учащиеся знакомятся с джазовой спецификой
ритма, гармонии и осваивают особые приемы игры джазовой музыки.
На этом этапе обучения можно рекомендовать «Сборник джазовых пьес и
фортепианных ансамблей для детей» Светланы Подгорной.
Восьмитактовые пьесы
«Танцующий свинг», «Разминка», «Шапито», «В разлуке» знакомят маленьких
пианистов со стилевыми особенностями джазовой музыки. Далее более
сложные пьесы С. Подгорной «Закат на Диком западе», «Танец ковбоя»
(регтайм),
«Юл-Ла-Босса»,
«По
кругу»
(буги-вуги)
доступно
знакомят
исполнителя с джазовой спецификой ритма, гармонии, а также помогают
освоить особые приемы игры джазовой музыки.
Преподаватель должен объяснить и подкрепить свое объяснение показом
на инструменте, а учащиеся твердо запомнить:
1.
В джазе сильные доли переносятся с первой и третьей на вторую и
четвертую доли, поэтому ноты, которые приходятся на вторые и четвертые
доли, надо играть более глубоким звуком и хорошим ощущением опоры на
кончиках пальцев. Этим же приемом следует играть все «упрежденения» и
«синкопы».
2.
Ноты, которые написаны в ритме или надо играть в «свинге» (регтайм
и босса-нова играют ровными восьмыми), т.е.
Главное, чтобы всё, что ученик играет, укладывалось в пульс четвертной
длительности, который он сам стучит ногой (все пьесы обязательно исполнять с
ощущением пульса в ноге). В дальнейшем это поможет верно уложить любой
ритмический рисунок.
Для учащихся средних и старших классов можно рекомендовать пьесы из
сборника И. Бойко «Джазовые акварели», исполнение которых поможет
совершенствовать знания, полученные в начальных классах.
Безусловно, прежде чем начать работу над джазовым репертуаром,
ученика следует заинтересовать и познакомить с историей возникновения
джаза. Исполнитель должен знать, что джаз, как форма музыкального
искусства, возник в начале ХХ века в США (синтез европейской и африканской
культуры). Три составные части джаза:
1.
Спиричуэл – духовные песнопения негров.
2.
Блюз – изначально музыка, исполняемая бродячими исполнителями.
3.
Регтайм – фортепианная танцевальная музыка.
Характерными
чертами
музыкального
языка
джаза
стали
синконированные ритмы, комплекс приемов для исполнения ритмической
фактуры – свинг, импровизация.
Импровизация
играет
основную
роль
в
исполнении
джазовых
произведений.
Также
основой
формообразования
джаза
является
квадрат
–
гармоническая структура, заложенная в основу темы и на которую исполняется
импровизация.
Юные пианисты должны знать, что одной из важнейших форм джаза
является блюз (англ. Blues – грусть). Он берет свое начало от старинных
негритянских трудовых песен.
Преподавателю в работе над блюзом следует обратить внимание
учеников, что своеобразие мелодии блюза заключается прежде всего в
блюзовых нотах, которые образуют минорную пентатонику. Один из способов
употребления блюзовых нот – скольжение к основным ступеням гаммы в
двойных нотах или в выдерживании одного из звуков в интервале. Эффекта
скольжения
на
фортепиано
можно
добиться
при
помощи
исполнения
перечеркнутого форшлага. Следует объяснить и показать учащемуся, что если
форшлаг начинается с черной клавиши, то скольжение будет наиболее
удобным.
Учащиеся с большим интересом исполняют пьесы в стиле «буги-вуги»,
который появился в начале двадцатых годов XX столетия. Характерной
особенностью
этого
стиля
является
употребление
басовых
остинатных
фигураций, которые всегда ритмичны и являются основой ритмических и
гармонических пассажей.
В
основе
пьес
буги-вуги
лежит
гармоническая
структура
двенадцатитактового блюза, чередование I, IV, V ступеней. Фраза часто состоит
из повторяющихся нот, коротких восходящих фигур, ритмически острых
линий.
Учащийся, работающий с пьесой буги-вуги, должен знать основные
приемы игры:
1.
Большинство пьес написаны в мажорных тональностях, так как в
этих тональностях используется наиболее удобное скольжение с черных
клавиш на белые.
2.
В партии левой руки часто используются интервалы-созвучия:
секунда, терция, кварта, октава, блюзовые ноты.
3.
Тремоло, которое часто исполняется обеими руками. Иногда
тремоло исполняется правой рукой в сочетании с басовой фигурой в левой
руке. Часто в партии левой руки исполняются «выдержанные аккорды»,
которые создают контраст с фактурой в правой руке: остинатное
движение, временно переданное правой руке, вновь возвращается в
партию левой.
«Буги-вуги» является двуручным стилем, поэтому учащийся должен
внимательно выигрывать каждую руку. Если ученику сложно играть пьесу
двумя руками, надо сначала поработать над партией левой руки, потом
добавить правую руку.
На заключительном этапе работы не следует брать слишком быстрый
темп, т.к. может исчезнуть свинг. Преподаватель должен следить за тем, чтобы
звучание правой и левой рук было сбалансированным. Подчеркивание
полиритмических рисунков придает пьесе ритмическую упругость. Игра в
стиле «буги-вуги» развивает независимость обеих рук.
Регтайм почти не содержит блюзовых элементов, он похож на польку, что
подчеркивается аккомпанементом в левой руке, мелодия в правой руке очень
сильно синкопирована (возникает своеобразный ритмический диалог).
На развитие регтайма оказал большое внимание марш, он сыграл
основную роль в становлении регтайма.
Преподаватель ДШИ, который работает с учащимися над джазовыми
пьесами, обязательно должен познакомить их с формой, которая является
основой импровизации – «а- а-в-а», тридцатидвухтактовая песня, где в первых
восьми тактах показана основная мысль. В последнем «а» – реприза первых
восьми тактов.
Импровизационная мелодия помещается в так называемые «квадраты»
(chorus), которые соответствуют форме всей темы.
Учащимся старших классов необходимо в джазовых произведениях
обратить
внимание
на
гармоническое
обогащение
сетки:
проходящие
септаккорды,
вспомогательный
септаккорд,
аранжированные
аккорды
(соединение аранжированных аккордов: форма А, форма В, форма С).
В заключении хочется отметить, что в джазе мелодия является важным
элементом, как и в любом другом жанре музыкального искусства. Джазовую
мелодию характеризует манера звукоизвлечения (атаки звука), артикуляция и
акцентирование, а также свинг – та пульсирующая и увлекающая вперед сила,
которая присутствует в момент исполнения. В джазе композитор и исполнитель
– одно лицо. Несомненно, полученные в ДШИ знания помогут юным
музыкантам понять удивительный мир джаза и обогатят их духовный и
эмоционально-образный мир.
Список литературы
1.
Бриль И. Практический курс джазовой импровизации.//Советский
композитор. – М. - 1987 г.
2.
Козырев Ю. Введение джаз.// М. - 1994 г.
3.
Коллнер Дж. Становление джаза// М. - 1984 г.
4.
Родионова Т. Учись импровизировать// М. - изд. П. Юргенсона. - 2004 г.
5.
Подгорная С. Сборник джазовых пьес и фортепианных ансамблей для детей//
Ростов-на- Дону - Феникс - 2010 г.
6.
Провозина Н. М. История джазовой и эстрадной музыки// Ханты-Мансийск -
2004 г.