Автор: Тарасова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 13 городского округа Кашира"
Населённый пункт: г.Кашира
Наименование материала: Методы работы с детьми РАС в ДОУ
Тема: Особенности работы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада.
Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями:
оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими
людьми и его отношение к ним. Дети-аутисты испытывают затруднения в построении
отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку
обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого
человека. Аутисты чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:
социального взаимодействия;
социальной коммуникации;
социального воображения.
Квалифицированные
школьные педагоги и
воспитатели
детских
садов
знакомы
с
алгоритмами
включения
особенных
учеников
в класс или
детсадовскую
группу
нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе
и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность).
Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная
поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными
проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей.
Существуют проверенные приемы и рекомендации, как заниматься с детьми аутистами в
группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ.
Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные
нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей
с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими
учениками необходимы и такие шаги, как:
o
поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;
o
посильное
смягчение
различных
патологических
симптомов
в
поведении
и
мировосприятии ученика.
Итак,
обучение
аутичного
ребенка
среди
обычных
детей
должно
помочь
ему
адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС,
посещавшим детсад с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить
себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы.
Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если
параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) –
не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также
эффективными
оказываются
и
прикладные
обучающие
материалы
—
визуальное
расписание занятий для аутиста, игры, карточки.
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного
ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда
принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно
использовать следующие методы:
сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у
его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его
сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его
успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;
поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста,
связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей
группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за
минуту до начала этого занятия);
разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в
коридор, обойти группу, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом.
Такие
передышки
не
дают
накапливаться
усталости
и
способствуют
лучшему
самочувствия.
Если ребенку нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая
воспитателя, или рисовать что-то – не стоит запрещать ему это: так ему проще
сосредоточиться на объяснении. Также стоит подобрать
игры для детей аутистов
, которые
помогут лучше усвоить материалы.
Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо
рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному
ученику складывать в шкаф игрушки, книжки по определенной системе.
Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника с РАС могут
возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть
готовым.
В ДЕТСКОМ САДУ
Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет), оказываясь в детском саду, часто
демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной
группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно
поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.
Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных»
детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок,
который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от
еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь
день, не посещая туалет).
Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников,
особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не
выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне,
ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть
разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.
Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад
«внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика,
посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать
малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут
приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в
группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там. Также помогут
и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими
людьми.
КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ АУТИСТУ В ДЕТСКОМ САДУ,
Рассуждая, как
работать
с
ребенком
аутистом «простому»
педагогу,
необходимо
изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно
кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или
школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном
внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом
учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и
способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному
мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие
«порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное
(иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет
дальше. Этот способ можно использовать в детском саду.
ПОДДЕРЖКА
Работа с детьми аутистами в детском саду обязательно должна включать в себя помощь
аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского
дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые
происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки
начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а
когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста
очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он
чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально
«выбивает почву из-под ног».
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ
Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно
упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду.
Например, если воспитатель замечает, что ребенок любит проводить время в одиночестве,
пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы
установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой,
«прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные
цвета.
Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не
только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его
основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.
СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ
Ребенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами,
обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим,
придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает
рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых
предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно
добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру,
поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.
В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее
смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно
складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать
поезд и т. д.
КОНТАКТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
Корректная работа с детьми аутистами в детсаду невозможна без помощи со стороны
педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень
деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм,
предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.
При
этом
просто
пересекать
нежелательное
поведение
недостаточно:
нужно
доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более
«правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш,
книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п. При этом
важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможностей ребенка.