Напоминание

Особенности работы в ДОУ


Автор: Тарасова Елена Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад 13 городского округа Кашира"
Населённый пункт: г.Кашира
Наименование материала: Методы работы с детьми РАС в ДОУ
Тема: Особенности работы в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы работы с аутичными детьми в группе детского сада.

Аутизм – состояние, связанное в первую очередь с коммуникативными трудностями:

оно оказывает специфическое влияние на общение аутичного человека с окружающими

людьми и его отношение к ним. Дети-аутисты испытывают затруднения в построении

отношений с близкими и посторонними людьми, включая сверстников, поскольку

обладают ограниченной способностью к дружбе, равно как и пониманию эмоций другого

человека. Аутисты чаще всего сталкивается с проблемами в сферах:

социального взаимодействия;

социальной коммуникации;

социального воображения.

Квалифицированные

школьные педагоги и

воспитатели

детских

садов

знакомы

с

алгоритмами

включения

особенных

учеников

в класс или

детсадовскую

группу

нейротипичных детей. Речь в этом случае идет в основном о детях с трудностями в учебе

и/или детях-инвалидах (интеллектуальная, эмоциональная, физическая инвалидность).

Однако «безболезненное» включение в группу ученика-аутиста, а также правильная

поддержка и продуктивное обучение такого ученика нередко становятся серьезными

проблемами, подчас ставящими в тупик даже самых опытных учителей и воспитателей.

Существуют проверенные приемы и рекомендации, как заниматься с детьми аутистами в

группе нейротипичных детей, создавая безопасные и комфортные условия.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ.

Хотя каждый маленький аутист по-своему уникален, стереотипное поведение и основные

нюансы, затрудняющие социальную коммуникацию, являются типичными для всех детей

с РАС. Соответственно, параллельно обычным общеобразовательным занятиям с такими

учениками необходимы и такие шаги, как:

o

поощрение к социально приемлемому взаимодействию и контакту с другими учениками;

o

посильное

смягчение

различных

патологических

симптомов

в

поведении

и

мировосприятии ученика.

Итак,

обучение

аутичного

ребенка

среди

обычных

детей

должно

помочь

ему

адаптироваться в коллективе и наработать навыки социализации. Людям с РАС,

посещавшим детсад с нейротипичными детьми, в дальнейшем гораздо легче ощутить

себя полноценными членами общества, чем бывшим ученикам коррекционной школы.

Отметим, что процесс социализации протекает значительно проще и быстрее, если

параллельно ребенок занимается по методике АВА (прикладной поведенческий анализ) –

не только с профильным специалистом, но и в домашних условиях с родителями. Также

эффективными

оказываются

и

прикладные

обучающие

материалы

визуальное

расписание занятий для аутиста, игры, карточки.

МЕТОДЫ РАБОТЫ С АУТИЧНЫМИ ДЕТЬМИ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Чтобы добиться наиболее эффективного обучения и комфортного самочувствия аутичного

ребенка в группе, нужно выяснить его различные индивидуальные особенности и всегда

принимать их во внимание, разрабатывая учебный план. Для продуктивной работы можно

использовать следующие методы:

сбор максимального объема информации о ребенке. Получать информацию можно как у

его родителей, так и у него самого в форме «интервью». Также необходимо выявить его

сильные стороны – что получается у ученика особенно хорошо, что способствует его

успехам и т. д., а затем использовать эти наблюдения в педагогической работе;

поддержка во время любых изменений. Свести к минимуму дискомфорт аутиста,

связанный с какими-либо внешними изменениями, можно при помощи напоминаний всей

группе о том, что скоро предстоит новое занятие (напомнить за 5 минут, а затем еще раз за

минуту до начала этого занятия);

разрешение ребенку периодически делать перерывы, во время которых он может выйти в

коридор, обойти группу, или «отдохнуть» каким-либо другим подходящим ему способом.

Такие

передышки

не

дают

накапливаться

усталости

и

способствуют

лучшему

самочувствия.

Если ребенку нравится постоянно крутить в руках какой-то мелкий предмет, слушая

воспитателя, или рисовать что-то – не стоит запрещать ему это: так ему проще

сосредоточиться на объяснении. Также стоит подобрать

игры для детей аутистов

, которые

помогут лучше усвоить материалы.

Многие дети с РАС, даже гиперактивные, успокаиваются, выполняя какую-либо

рутинную работу. Это можно использовать во благо: например, поручать аутичному

ученику складывать в шкаф игрушки, книжки по определенной системе.

Конечно, в процессе адаптации в коллективе сверстников дошкольника с РАС могут

возникать некоторые специфические трудности, к которым педагогу следует быть

готовым.

В ДЕТСКОМ САДУ

Аутичный ребенок дошкольного возраста (4–5 лет), оказываясь в детском саду, часто

демонстрирует проблемы с адаптацией, характерные для нейротипичных детей ясельной

группы. Он может очень сильно привязаться к воспитателю или няне, стараясь постоянно

поддерживать тактильный контакт с ней – держать ее за руку или сидеть у нее на коленях.

Одной из типичных проблем маленьких аутистов является освоение «режимных»

детсадовских занятий, таких как дневной сон, еда, посещение туалета. Иногда ребенок,

который дома нормально ел и справлялся с горшком, в детсаду начинает отказываться от

еды и/или у него начинается энурез (а в некоторых случаях он может просто терпеть весь

день, не посещая туалет).

Разумеется, малыш испытывает и трудности со вхождением в группу сверстников,

особенно на первых порах. Он не присоединяется к общим играм самостоятельно, не

выказывает интереса на занятиях. Однако часто оказывается, что «отсутствуя» внешне,

ребенок может хорошо воспринимать происходящее: например, дома он может пропеть

разученную в детсаду песню, хотя на музыкальном часе даже не пытался петь.

Чтобы адаптация протекала более успешно, нельзя отдавать маленького аутиста в сад

«внезапно». Сначала походите с ним на прогулки по территории его будущего садика,

посмотрите вместе, как там играют детки. При этом нужно детально рассказывать

малышу о предстоящих занятиях в саду, режиме дня, времени, когда за ним будут

приходить родители. В первые недели или даже месяцы следует приводить ребенка в

группу ненадолго, понемногу увеличивая время его пребывания там. Также помогут

и развивающие игрушки для детей аутистов, которые приучают контактировать с другими

людьми.

КАК ПОМОЧЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ АУТИСТУ В ДЕТСКОМ САДУ,

Рассуждая, как

работать

с

ребенком

аутистом «простому»

педагогу,

необходимо

изначально понимать, что привыкание такого ребенка к коллективу – достаточно

кропотливый процесс, требующий совместных усилий не только работников детсада или

школы, но и родителей ученика, поскольку он постоянно нуждается в дополнительном

внимании. Соответственно, правильный подход к тому, как работать с аутистом

учителю или воспитателю, должен базироваться на различных специальных приемах и

способах, направленных на ускорение адаптации аутичного ученика в коллективе.

ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Поскольку дети с аутизмом в большинстве своем имеют склонность к визуальному

мышлению, им гораздо легче воспринимать информацию а) раздробленную на небольшие

«порции», б) в наглядной форме. Так, очень действенным методом станет визуальное

(иллюстрированное) расписание, позволяющее ученику всегда понимать, что произойдет

дальше. Этот способ можно использовать в детском саду.

ПОДДЕРЖКА

Работа с детьми аутистами в детском саду обязательно должна включать в себя помощь

аутичному ученику в понимании им смысла всего происходящего в течение детсадовского

дня. Для этого нужно отдельно проговаривать ему все действия и события, которые

происходят в данный момент или планируются. Например, в детсаду: «Сейчас все детки

начнут обедать, и ты тоже будешь обедать. Потом будет тихий час, мы будем отдыхать, а

когда отдохнем – будем играть, рисовать, пойдем на прогулку и т. д.». Для любого аутиста

очень важно знать, что его ожидает, поскольку такая информация успокаивает его и он

чувствует себя в безопасности, тогда как неизвестность – сильно пугает и буквально

«выбивает почву из-под ног».

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Выявление некоторых индивидуальных особенностей малыша может значительно

упростить понимание, как работать с детьми аутистами воспитателю в детском саду.

Например, если воспитатель замечает, что ребенок любит проводить время в одиночестве,

пересыпая песок, переливая воду и т. д. – можно использовать эти особенности, чтобы

установить взаимодействие с малышом. Например, вместе играть с песком или крупой,

«прятать» в них мелкие игрушки, чтобы ребенок их находил, окрашивать воду в разные

цвета.

Подобное взаимодействие является «разделенным переживанием», которое помогает не

только установить контакт, но и создать базу для «разделенного внимания» – а на его

основе затем будет построена совместная деятельность с остальными ребятами.

СТЕРЕОТИПНЫЕ ИГРЫ

Ребенка не интересуют сенсорные игры, но при этом он любит возиться с предметами,

обладающими сходными признаками. Такое занятие тоже можно сделать развивающим,

придав ему некий смысл и расширив его границы. Например, если малыш складывает

рядком колечки от пирамидки – сядьте рядом и начните составлять ряды из одинаковых

предметов, не похожих на колечки (кубиков, картинок, кукол и т. д.). Постепенно нужно

добавлять к своим рядам какие-то несложные, но осмысленные сюжеты: к примеру,

поставив машинки друг за другом, изобразить едущий поезд.

В итоге, чем больше смысла удастся «нарастить» на стереотипной игре, тем быстрее

смягчатся симптомы стереотипии, поскольку ребенок будет уже не просто бездумно

складывать предметы в ряд, а постарается достичь определенного результата – сделать

поезд и т. д.

КОНТАКТ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ

Корректная работа с детьми аутистами в детсаду невозможна без помощи со стороны

педагога в налаживании контакта с остальными учениками. Необходимо стараться очень

деликатно и дружелюбно привлекать ребенка с РАС к общим занятиям или играм,

предупреждая возможные эпизоды агрессии или неадекватности.

При

этом

просто

пересекать

нежелательное

поведение

недостаточно:

нужно

доброжелательно и ненавязчиво обучать аутиста взаимодействовать с детьми более

«правильно» и социально приемлемо. Например: «Нельзя отнимать мячик (карандаш,

книгу) без спроса. Нужно попросить: “дай мне поиграть мячиком”» и т. п. При этом

важно, чтобы словесные формулировки соответствовали уровню возможностей ребенка.



В раздел образования