Напоминание

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду».


Автор: Дону Алина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №27 комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям

русского народа в детском саду».

«Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе

как живой организм.»

Блок.А.А.

О важности приобщения ребёнка к культуре родного края, местным традициям и обычаям

написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за

землю, на которой живёшь.

В нашем современном мире, во время развития информационных технологий, обилия

гаджетов – люди всё реже вспоминают культуру своих предков. Родители с детьми не

часто посещают музеи, выставки, предметы старины сохранились в единичных

экземплярах, народные промыслы и традиции утрачивают своё историческое значение.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важность этого

направления- воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными

ценностями,

гражданско-патриотическими

чувствами,

уважающими

культурное,

историческое прошлое своей страны, своего родного края.

Хотим представить свой опыт работы по приобщению детей к культуре и традициям

русского народа.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, промыслами и

традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.

Поэтому необходимо изучать

художественную литературу, применять иллюстрации,

наглядные пособия, организовывать экскурсии в библиотеку, по историческим местам

родного города.

В этом году мы провели большой проект: «Социальное наследие - культура и традиции

русского народа».

Проект начался с «Посиделок с мамами», где дети пели русские народные песни, играли в

игры, водили хороводы, были одеты в традиционные народные костюмы,

то есть

окунулись в атмосферу обычаев своего народа.

Далее мы продолжили работу в направлении народно-прикладного искусства: провели

мини-проект « Матрешка», в ходе которого изучали историю деревянной игрушки, ее

разновидностей, разгадывали загадки, играли в игры: «Подбери матрешке заплатку на

платок»,

«Найди

недостающую

матрешку»,

любимой

стала

хороводная

игра

«Матрешечка-матрешка», расписывали доски-матрешки в подарок маме.

На протяжении всего года мы делали различные традиционные поделки, такие как

«Городецкие» доски, расписные яйца к Пасхе, платочки с бахромой для бабушек.

Нами

был

создан

Мини-музей

«Народно-прикладного

искусства»,

в

котором

представлены различные экспонаты: матрешки, ложки, подносы, свистульки, подносы,

платки, принесенные детьми из дома, со своей «историей». Воспитанник нашей группы

принес в дар музею куклу Масленицу, изготовленную его сестрой в мастерской. Родители

наших детей принесли свои поделки: тарелки из папье-маше расписанные в технике

«Хохлома», куклы-пеленашки, изготовленные ими в школьные годы. Дети получили

эстетическое удовольствие и испытали гордость за свою семью.

«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками,

народными промыслами, бытовыми предметами старины.

Ребята рассматривали экспонаты, книги по народно-прикладному искусству, картотеки

экспонатов- делились впечатлениями и эмоциями.

Наша цель – создать условия, чтобы детей окружали предметы, характерные для русского

народного быта. Это позволит с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная

взаимосвязь с родителями.

Мы подобрали интересный материал для консультаций и родительских собраний на

темы: «Русское наследие», «Традиции вашей семьи».

Нами велась большая работа по изучению малых жанров русского фольклора. Дети

проявляют

интерес к пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, колыбельным

песням,

которые

значительно

шире,

нежели

любой

другой

жанр,

охватывают

разнообразные

стороны действительности.

Данные формы фольклора вносят определённую «живинку» в занятия, они заставляют

по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно

примелькавшихся вещах.

Народные песенки, потешки, пестушки позволяют ребёнку почувствовать и осознать

красоту

родного

языка,

способствуют

формированию

образности

речи.

Ведется работа по систематизации знаний детей о сказках. Сказка – один из самых

развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид

народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.

С ребятами нашей группы была поставлена сказка « Как принцессе жизнь спасали», где

каждый ребенок нашел себе роль по душе, узнали много полезного о здоровье и как его

поддерживать.

Совместно

с

детьми

были

созданы

декорации

и

атрибуты

для

театрализации.

Отметили Масленичную неделю, с сжиганием чучела, блинами, играми: «Подари

платочек

симпатии»,

«Перетягивание

каната»

«Горелки».

Народные обрядовые праздники всегда связаны с играми. А ведь они, к сожалению,

почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного

народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать

их достоянием наших детей.

Мы сотрудничаем с библиотекой, наши детки с большим удовольствием посещают «дом

знаний».

Нами была организована экскурсия на выставку «Русская изба», где ребята смогли

соприкоснуться с историей и традициями своего народа и родного города: рассмотрели

прялку, узнали, что такое ухват и чугун, изучили разновидности крестьянской посуды.

Таким образом, приобщение детей к истории и культуре русского народа начинается с

детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное

наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.

Авторы:

Дону А.М.



В раздел образования