Автор: Дону Алина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №27 комбинированного вида Пушкинского районаг. Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа в детском саду».
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям
русского народа в детском саду».
«Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе
как живой организм.»
Блок.А.А.
О важности приобщения ребёнка к культуре родного края, местным традициям и обычаям
написано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за
землю, на которой живёшь.
В нашем современном мире, во время развития информационных технологий, обилия
гаджетов – люди всё реже вспоминают культуру своих предков. Родители с детьми не
часто посещают музеи, выставки, предметы старины сохранились в единичных
экземплярах, народные промыслы и традиции утрачивают своё историческое значение.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Важность этого
направления- воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными
ценностями,
гражданско-патриотическими
чувствами,
уважающими
культурное,
историческое прошлое своей страны, своего родного края.
Хотим представить свой опыт работы по приобщению детей к культуре и традициям
русского народа.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, промыслами и
традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление.
Поэтому необходимо изучать
художественную литературу, применять иллюстрации,
наглядные пособия, организовывать экскурсии в библиотеку, по историческим местам
родного города.
В этом году мы провели большой проект: «Социальное наследие - культура и традиции
русского народа».
Проект начался с «Посиделок с мамами», где дети пели русские народные песни, играли в
игры, водили хороводы, были одеты в традиционные народные костюмы,
то есть
окунулись в атмосферу обычаев своего народа.
Далее мы продолжили работу в направлении народно-прикладного искусства: провели
мини-проект « Матрешка», в ходе которого изучали историю деревянной игрушки, ее
разновидностей, разгадывали загадки, играли в игры: «Подбери матрешке заплатку на
платок»,
«Найди
недостающую
матрешку»,
любимой
стала
хороводная
игра
«Матрешечка-матрешка», расписывали доски-матрешки в подарок маме.
На протяжении всего года мы делали различные традиционные поделки, такие как
«Городецкие» доски, расписные яйца к Пасхе, платочки с бахромой для бабушек.
Нами
был
создан
Мини-музей
«Народно-прикладного
искусства»,
в
котором
представлены различные экспонаты: матрешки, ложки, подносы, свистульки, подносы,
платки, принесенные детьми из дома, со своей «историей». Воспитанник нашей группы
принес в дар музею куклу Масленицу, изготовленную его сестрой в мастерской. Родители
наших детей принесли свои поделки: тарелки из папье-маше расписанные в технике
«Хохлома», куклы-пеленашки, изготовленные ими в школьные годы. Дети получили
эстетическое удовольствие и испытали гордость за свою семью.
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками,
народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Ребята рассматривали экспонаты, книги по народно-прикладному искусству, картотеки
экспонатов- делились впечатлениями и эмоциями.
Наша цель – создать условия, чтобы детей окружали предметы, характерные для русского
народного быта. Это позволит с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Не менее важным условием духовно-нравственного воспитания детей является тесная
взаимосвязь с родителями.
Мы подобрали интересный материал для консультаций и родительских собраний на
темы: «Русское наследие», «Традиции вашей семьи».
Нами велась большая работа по изучению малых жанров русского фольклора. Дети
проявляют
интерес к пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам, колыбельным
песням,
которые
значительно
шире,
нежели
любой
другой
жанр,
охватывают
разнообразные
стороны действительности.
Данные формы фольклора вносят определённую «живинку» в занятия, они заставляют
по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно
примелькавшихся вещах.
Народные песенки, потешки, пестушки позволяют ребёнку почувствовать и осознать
красоту
родного
языка,
способствуют
формированию
образности
речи.
Ведется работа по систематизации знаний детей о сказках. Сказка – один из самых
развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид
народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте.
С ребятами нашей группы была поставлена сказка « Как принцессе жизнь спасали», где
каждый ребенок нашел себе роль по душе, узнали много полезного о здоровье и как его
поддерживать.
Совместно
с
детьми
были
созданы
декорации
и
атрибуты
для
театрализации.
Отметили Масленичную неделю, с сжиганием чучела, блинами, играми: «Подари
платочек
симпатии»,
«Перетягивание
каната»
«Горелки».
Народные обрядовые праздники всегда связаны с играми. А ведь они, к сожалению,
почти исчезли сегодня из детства. Надо помнить, что народные игры как жанр устного
народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать
их достоянием наших детей.
Мы сотрудничаем с библиотекой, наши детки с большим удовольствием посещают «дом
знаний».
Нами была организована экскурсия на выставку «Русская изба», где ребята смогли
соприкоснуться с историей и традициями своего народа и родного города: рассмотрели
прялку, узнали, что такое ухват и чугун, изучили разновидности крестьянской посуды.
Таким образом, приобщение детей к истории и культуре русского народа начинается с
детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное
наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка.
Авторы:
Дону А.М.