Автор: Залесина Валентина Казимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 11 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста об изобразительном искусстве
Раздел: дошкольное образование
Формирование элементарных представлений у детей раннего возраста
об изобразительном искусстве
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 11
Приморского района Санкт-Петербурга
Залесина Валентина Казимировна
Дошкольное детство – важнейший этап становления ребёнка. Именно в
этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны
взрослому человеку в любом виде деятельности. В первые годы жизни
ребёнок усваивает и запоминает огромное количество информации. Этот
период в жизни маленького человека короткий, но необычно насыщенный
приобретением знаний. Каждый день и каждый час даёт ребёнку что-то
новое и неизведанное. Знакомство детей с произведениями изобразительного
искусства и приобщение их к художественному творчеству начиная с
дошкольного возраста – один из признанных современной психологией
путей формирования личности, развития её творческого потенциала.
Образовательный
процесс
дошкольника
направлен
на
развитие
восприятия, формирование умения наблюдать, вглядываться, вслушиваться,
чувствовать гармонию, характер. Дети познакомятся с содержанием, формой
и выразительными средствами произведений искусства; научатся давать
образную эмоциональную оценку предметам, явлениям; овладеют умениями
и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детского
творчества.
Задачи, которые ставит педагог в продуктивных видах деятельности
(рисовании, лепке, конструировании) – помочь ребёнку формулировать и
реализовывать собственную цель, соответствующую его личным интересам и
отражающую его эмоциональные впечатления; формировать продуктивное
целеполагание или образ цели, добиваясь того, чтобы ребёнок определял
(продумывал и проговаривал), кем и как будет использован результат его
продуктивной деятельности.
В
примерной
основной
образовательной
программе
дошкольного
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой конструктивно прописаны все задачи обучения
и воспитания дошкольников в процессе ознакомления с искусством, а также
в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации и ручном
труде). Кроме того, программа ориентирует педагогов ДОУ на формирование
изобразительных и технических умений детей дошкольного возраста в
разных видах продуктивной деятельности, а также акцентирует внимание на
задачах, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.
К концу второго года ребенок поднялся на ступеньку выше в
изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно
получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего
рисунка:
«Нарисую
машину»,
то
есть
ребенок
сам
ставит
цель,
изобразительную задачу, впервые зарождается замысел.
Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно
к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это
зависит от многих условий.
И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к рисованию
его побуждает и подражание старшим, и потребность пообщаться с ними, и
получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив — это
сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все
что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования
становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы,
явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз
пережить то, что взволновало, заинтересовало.
Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в
действиях
малыша.
Каким
образом?
Продолжайте
выказывать
заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их,
поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего
мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для
появления у него новых замыслов.
Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы
внимательно понаблюдаете за ребенком, за его стараниями, то увидите, что
он, как правило, не может повторить его.
В чем дело, почему он не может повторить только что выполненный
рисунок? Причина заключается в том, что сходство «каракули» с предметом,
явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства:
почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? Если он даже и
понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его
сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что
изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по
бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. При этом один
и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в
его толковании.
Что в этом случае следует делать взрослым?
Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям»,
обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию
новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же «каракулей», это
полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все,
что ему угодно. Он испытывает радость от понимания, что на листочке
может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется
благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот
мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение,
закрепляет у ребенка интерес к деятельности.
От чего зависит богатство содержания рисунков? От опыта малыша. Чем
больше он видит, знает, тем больше возможность увидеть образы этих
предметов, явлений в рисунках, тем больше замыслов возникает у него.
Позднее наступит время, когда ваш малыш заметит, что яблоко на рисунке
мамы, а тем более на картинке в книжке – более красивое, более похожее на
настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не
умею» – и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать
окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в
своем развитии.
Поэтому, когда ребенку исполнилось 2,5 года, программа приобщения
его к изобразительному искусству может быть более сложной.
Перед нами стоят следующие задачи:
1.
Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями при
ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их
действиями.
Только в том случае, если восприятие предметов, людей, животных
было эмоциональным, они становятся интересны детям, запоминаются, а
значит,
ребенок захочет
заново
пережить эти яркие впечатления
в
изобразительной деятельности, играх. Маленький художник всегда рисует
только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след.
Чем больше малыш видел, чем более эмоционально он это воспринимал, тем
более разнообразной будет тематика его рисунков.
2.
Воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного
искусства (первые из них – иллюстрации в книжках, скульптура малых форм
– статуэтки, художественно выполненная игрушка).
Развивать
у
него
способность
замечать,
понимать
изображение
знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только
на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и
на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность
глины, камня и т. п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал
отношение в улыбке, слове).
Приобщая кроху к восприятию доступного изобразительно искусства,
мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем
самым
лучше
понять
и
смысл
его
собственной
изобразительной
деятельности. Он осознает, что окружающий его мир существует еще и в
образах.
3.
Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной
деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует;
стремление поделиться своими впечатления ми, чувствами с близкими
людьми.
Помните, что детский рисунок – это не только отражение того, что
удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним.
4.
Помогать малышу осваивать доступные для него способы
изображения в рисовании и лепке; знакомить со свойствами материалов
(краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.
Итак, чтобы малыш впоследствии не потерял интерес к рисунку, уже
сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с
простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как
пользоваться изобразительным материалом.
Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова),
что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных
предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен
(«листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых
и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.
п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета
окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм
штрихов и цветовых пятен – те изобразительно-выразительные средства,
которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если мы ему
поможем.
Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с
карандашом, с кистью и красками (гуашь).
Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки
из теста, из снега – снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома,
дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и
потому малыш его любит (за редким исключением, когда боится измазать
руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка,
конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот
материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин.
Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке?
Прежде
всего
отщипывать
комочки
глины
разной
величины,
затем
раскатывать их между ладошками и расплющивать.
Овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается
взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком
много краски, рисуя, выходит за пределы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не
огорчайтесь и не огорчайте «художника» недовольными замечаниями,
оценками. Возьмите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не
выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу,
направление, ритм.
В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобности.
Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как
большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный
«забрался» наверх и помогает большому пальчику. Ребенок легче, быстрее
овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть
мягкая и ребенок слабее чувствует и осваивает рисовальные движения.
Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные
технические навыки. Поэтому необходимы наше внимание к его действиям,
терпеливый
и
настойчивый
показ,
повторение
способов
действия,
упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот
период развития малыша.
Чем
чаще
мы
будем
давать
ему
изобразительный
материал,
присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его,
тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее будут его действия.
Одни и те же изобразительные действия усваиваются на разном
материале. Поэтому тематика детских рисунков, подсказанная вами, но
охотно принимаемая детьми, выбирается с учетом двух моментов:
впечатлений ребенка (что он знает, что его интересует, что вы с ним
недавно видели, делали и т. п.);
способов изображения, с которыми можно познакомить малыша.
Подумайте, можно ли эти впечатления (темы) передать ритмичными
штрихами, мазками, линиями разной направленности.
При соблюдении этих условий выбор тем неограничен.
Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно
рисовать с детьми, как идет дождь (повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»);
снег, как рассыпался горох, как сыплется песочек и т. п. Есть такие явления,
которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки,
звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве,
одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как
падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в
саду розы и т. п.
Тематика для изображения явлений (предметов) линией может быть
самой разнообразной: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши,
ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п.
Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном
с ребенком рисовании, «сотворчестве» (Т. Г. Казакова).
Тематика лепки так же проста, понятна, доступна и основана на опыте
ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики (мама
скрепила два шарика и сделала ушки).
У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что
проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной
деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами,
фломастерами, красками.
Каких же успехов можно ждать от малыша к трем годам?
1.
Ребенок
проявляет
интерес
к
изобразительной
деятельности,
стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о
своих интересах в рисунке.
2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и
лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с
вами своей радостью.
3. Знает, где лежит материал.
4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш,
кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).
5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия:
рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит:
отрывает кусочки, скатывает.
6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другими людьми.
Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали
все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности
ребенка.
Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь
очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш
малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте
заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его
рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно, –
малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует,
огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало
более
длительного,
регулярного,
содержательного
общения
и
взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою
душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он
ждет поддержки и поощрения.
Насмешки,
даже
самые
безобидные,
недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной
близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности
направлять его развитие.
В. А. Сухомлинский говорил, что дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества, что от того, как будет
чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы
познания, зависит весь его дальнейший путь знаниям.
Список литературы
1.
Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая
группа / О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель
2.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. –
М.: Мозаика-Синтез
3.
Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для
педагогов дошкольных учреждений/ Печора К. Л., Пантюхина Г. В.,
Голубева Л. Г. – М: Гуманитар. Изд. центр Владос
4.
Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста/
Хомякова Е. Е. – СПб.: ООО Издательство «Детство Пресс»
5.
Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех
лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др,—.— М.:
Просвещение