Автор: Сабанова Ирина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Клушинская основная школа"
Населённый пункт: д. Клушино Гагаринский район Смоленская область
Наименование материала: ПРОГРАММА
Тема: "Культура устной и письменной речи"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клушинская основная школа»,
Гагаринский район, Смоленская область
Программа внеурочной деятельности
«Культура устной и письменной речи»
для 67-8 классов
Учитель русского языка и литературы
Сабанова Ирина Васильевна
2019-2022 гг
Пояснительная записка
Назначение программы: в процессе обучения на основе данной программы
учащиеся должны глубже осмыслить функции языка как средства выражения понятий,
мыслей и средства общения между людьми, углубить знания о стилистическом
расслоении современного русского языка, о качествах литературной речи, о нормах и
наиболее выразительных средствах русского литературного языка. Анализируя речевые
погрешности, причины их появления, данная программа знакомит учащихся с
элементами и качествами правильной речи, предлагает более осмысленно относиться к
правильному выбору слов, их форм и построению синтаксических конструкций.
Программа внеурочной деятельности помогает отработать у учащихся навыки по
орфографии,
лексике,
морфемике,
словообразованию,
морфологии
и
орфоэпии.
Повторить и обобщить знания по синтаксису и пунктуации.
На занятиях «Культура устной и письменной
речи» учащимся предоставляется
возможность выступать с устными сообщениями по различным темам, пользоваться
словарями-справочниками, вести работу по устранению речевых ошибок.
Актуальность
данной программы обусловлена тем, что содержание курса
нацелено на более глубокое, чем позволяет школьная программа, изучение ряда
сложных разделов стилистики. Это должно способствовать совершенствованию устной
и письменной речи обучающихся, самостоятельности в работе над сочинениями и
углубленной подготовке к Государственной
итоговой аттестации выпускников
общеобразовательных учреждений в форме ОГЭ. А в дальнейшем будет залогом
успешности на рынке труда.
Количество часов в неделю: 1 час в неделю.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Основная цель курса – повысить уровень культуры речи учащихся, сформировать у
них
необходимые
практические
навыки
по
овладению нормами
русского
литературного
языка.
Развивать
умение
видеть
в
собственной
речи,
речи
собеседников, выступающих по радио и телевидению отступления от нормы русского
литературного языка, формировать умения и навыки связного изложения мыслей в
устной и письменной речи.
Программа направлена на достижение следующих задач:
- вырабатывать навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого
общения;
- помочь учащимся сформировать сознательное отношение к их использованию в
речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами;
- формирование знаний и применение правил языкового поведения в конкретных
ситуациях;
- пользование нормативными словарями и справочной литературой
Методы:
теоретический материал,
упражнения практического характера,
контрольные вопросы,
тесты,
творческие задания.
2
Теоретический материал нацелен на представление современных взглядов,
касающихся русского языка и культуры речи в начале XXI века, что позволяет углубить
знания учащихся в этой области, а также дает возможность учителю использовать такие
приемы, как лекция, беседа, выступления учащихся по материалам рекомендованной
учебной литературы.
Использование системы упражнений и заданий позволяет отбирать языковой
материал для собственной речи, владеть навыками редактирования текста с целью
расширения поставленных различного рода задач.
Практические упражнения ориентированы на задания по культуре речи материалов
ЕГЭ по русскому языку.
Контрольные вопросы служат систематизации и обобщению полученной
информации, являются стимулом для самостоятельной работы учащихся, позволяют
сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала
Формы: лекции-беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Планируемые результаты в освоении курса:
Личностными результатами освоения обучающимися программы по русскому языку
являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку
являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с
учетом замысла, адресата и ситуации общения;
3
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение); •
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения
Предметными результатами освоения программы по русскому языку являются:
1) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы
языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Содержание программы курса внеурочной деятельности 10 класс
Название раздела
Количество
часов
1
Язык и речь. Культура речи
6
2
Русская акцентология
13
3
Стилистические нормы.
2
4
Целесообразность речи
1
5
Точность речи.
1
6
Уместность речи
2
7
Действенность речи.
5
8
Невербальное общение.
3
9
Итоговое занятие
1
Содержание программы курса внеурочной деятельности 11 класс
Название раздела
Количество часов
1
Русский язык и культура речи
18
2
Всегда ли понятна и выразительна ваша речь
4
3
Точность словоупотребления
4
4
Язык и культура общения сегодня
7
5
Итоговое занятие
1
4
Учебно-тематическое планирование 10 класс
№ п/
п
Темы занятий
Форма
занятий
Виды
деятельности
Формы
контроля
Планируемые результаты
Дата
проведения
Раздел 1 Язык и речь.
Культура речи.-6 часов
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
Личностными результатами освоения обучающимися
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы
по русскому языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения (коммуникативной установки,
1.
Основные понятия курса.
2.
Основные понятия
культуры
Норма и ошибка в речи.
практикум
составление речевого
портрета человека
3.
Фонетика русского
языка. Нормы орфоэпии.
Звукопись.
групповое
консультиро
вание
проектная
4.
Орфоэпические нормы
русского языка.
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
5.
Техника речи. Качества
голоса.
практикум
репродуктивная
6.
Техника речи.
Логическое ударение.
групповое
консультиро
вание
проектная
5
темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала
на определенную тему; умение вести самостоятельный
поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания
с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и
ситуации общения;
• владение различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение); • соблюдение в практике
речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных
правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения
Предметными результатами освоения программы по
русскому языку являются:
1) понимание места русского языка в системе
Раздел 2. Русская
акцентология-13 часов
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
7.
Нормы постановки
ударения.
8.
Омографы.
Грамматические нормы.
Семинар
чтение рефератов
9.
Словари. Традиционное
и рецессивное (на
служебном слове)
ударение.
Лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции, составление ОК
10.
Особенности русского
ударения.
групповое
консультиро
вание
проектная
11.
Лексика русского языка.
Нормы
словоупотребления.
семинар
работа с книгой
12.
Неологизмы.
Окказионализмы.
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции,
составление ОК
13.
Многозначные слова.
Лексические омонимы.
Омографы.
групповое
консультиро
вание
проектная
14.
Синонимы
идеографические.
Антонимы. Синонимы.
защита
проектов
предварительная защита
проектов
Проект
6
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и
ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы
текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
Личностными результатами освоения обучающимися
программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому
15
Лексика ограниченного
употребления.
Паронимы.
Профессионализмы.
презентация
проектов
защита проектов
16.
Каламбур. Жаргонизмы.
практикум
работа со словарями,
конструирование
17.
Обоснование темы
проекта.
практикум
18.
19.
Грамматическая
правильность русской
речи.
Практикум
семинар
моделирование,
конструирование
защита рефератов
Семинар
Раздел 3.Стилистические
нормы 2 часа
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
20.
Стили в русском языке.
21.
Стилистические нормы.
Функциональные стили
речи.
учебная
ролевая игра
составление текста
Раздел 4. Целесообразность
речи. 1 час
практикум
составление текста с
соблюдением его
логики
7
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы
по русскому языку являются:
1) владение видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения (коммуникативной установки,
темы текста, основной мысли; основной и дополнительной
информации);
• владение разными видами чтения (поисковым,
просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и
жанров; владение разными видами аудирования
(выборочным, ознакомительным, детальным);
• овладение приемами отбора и систематизации материала
на определенную тему; умение вести самостоятельный
поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания
с точки зрения их содержания, стилистических
особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• умение создавать устные и письменные тексты разных
типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и
ситуации общения;
22.
Логичность и логика
высказывания.
23.
Раздел 5.Точность
речи.1 час
практикум
редактирование
Раздел 6.Уместность речи.2
часа
практикум
редактирование,
моделирование
24.
Стилевая уместность
речи.
25.
Уместность речи.
Речевой этикет.
Нормы речевого этикета.
защита
рефератов
составление
собственного
высказывания
Раздел 7. Действенность речи
5 часов
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
26.
Заповеди культуры
общения.
27.
Действенность речи.
Заповеди речевого
общения.
семинар
составление
собственного
высказывания
28.
Речь перед аудиторией.
семинар
составление
собственного
высказывания
Выступлен
ие
8
• владение различными видами монолога (повествование,
описание, рассуждение); • соблюдение в практике
речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного
русского литературного языка; соблюдение основных
правил орфографии и пунктуации в процессе письменного
общения
Предметными результатами освоения программы по
русскому языку являются:
1) понимание места русского языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
2) усвоение основ научных знаний о русском языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и
ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы
текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
11.09
18.09
04.09
11.09
18.09
04.09
29.
Правила речевого
этикета в споре,
дискуссии.
семинар
составление
собственного
высказывания
30.
Речевой этикет страны
или народа в
соотношении с русским.
семинар
составление
собственного
высказывания
Раздел 8 Невербальное общение.
3часа
лекция с
элементами
диалога
Участие в проблемной
лекции, составление ОК
31.
Невербальное общение в
речевой культуре
личности.
32.
Жестикуляция. Жесты.
Поза.Взгляд. Дистанция.
семинар
составление
собственного
высказывания
33.
Мимика. Пантомима.
Урок-дискотека.
семинар
составление
собственного
высказывания
Раздел 9.Итоговое занятие.2
часа
зачёт
составление
собственного
Зачет
9
высказывания в устной
и письменной форме
34.
Итоговое занятие
Учебно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п
Темы занятий
Форма
занятий
Виды
деятельности
Формы
контроля
Планируемые результаты
Дата
проведения
РАЗДЕЛ I. Русский язык и культура речи
1.
Классификация речевых
ошибок и работа над
ними.
Вводная лекция с
элементами
диалога
Знакомство с примерами
текстов, содержащих
речевые ошибки.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из
основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности,
его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского
языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления
2.
Виды речевых ошибок.
практикум
Составление словаря
видов речевых ошибок
3.
Лексические ошибки и
их исправление.
групповое
консультирование
проектная
4.
Редактирование текстов,
содержащих речевые
ошибки.
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
Редактирова-
ние
5.
Грамматические
ошибки и их
исправление.
Практикум,
анализ
лексических
ошибок
Редактирование текстов,
содержащих
грамматические ошибки.
10
национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели
своего обучения, ставить и формулировать
новые задачи, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности.
• Умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе
достижения результата.
• Владение основами самоконтроля,
самооценки.
• Умение устанавливать причинно-
следственные связи, логическое рассуждение,
делать выводы.
• Смысловое чтение
. • Умение организовывать учебное
сотрудничество с учителями и сверстниками.
• Умение осознанно использовать речевые
средства в соответствии с задачей
коммуникации.
6.
Лексические ошибки и
их исправление.
групповое
консультирование
проектная
7.
Ошибки, вызванные
выбором слова.
лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции
8.
Ошибки лексические,
нарушающие
стилистическое
единство текста.
практикум
Редактирование текстов
9.
Лексическая неполнота
высказывания
Лекция с
элементами
диалога
участие в проблемной
лекции, составление ОК
10.
Грамматика.
Морфологические
ошибки.
групповое
консультирование
участие в проблемной
лекции
11.
Разнотипность частей
сложного предложения.
Синтаксические
ошибки.
семинар
работа с книгой
12.
Нарушение порядка.
Смешение конструкций.
практикум
Редактирование текстов
13.
Канцелярит, речевые
ошибки.
групповое
консультирование
участие в проблемной
лекции
14.
Итоговое тестирование.
Урок контроля
Редактирование текстов,
работа с тестами.
Тест
15.
Р/Р. Сочинение-
Урок развития
Выделение проблемы,
Сочинение
18.12
11
рассуждение в
формате ЕГЭ.
речи
комментарий.
• Планирование и регуляция своей
деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка,
о роли русского языка как национального языка
русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном
языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь,
научный, публицистический, официально-
16.
17.
Грамматические нормы
и наблюдающиеся
отклонения от них.
Урок-практикум
Задания из
КИМОВ.
Работа с
синтаксическими
конструкциями,
вызывающими
затруднения.
25.12
15.01
18.
Ударение в словах.
Практикум
Работа с худ. текстами,
тренировочные задания
из ЕГЭ,
тренажер на компьютере.
22.01
Раздел II. Всегда ли понятна и выразительна ваша речь
19.
Слова ограниченного и
неограниченного
употребления.
Лекция
Практикум
работа со словарями,
выполнение
практических
упражнений
29.01
20.
Многозначные термины
и иностранные слова.
Лекция
Практикум
анализ художественных
текстов, упражнения в
выразительном чтении,
критические
выступления-анализы
05.02
21.
Неиссякаемый источник
—фразеология.
Практикум
исследование текстов
разных стилей, работа в
группах «Аукцион
фразеологизмов»,
сочинение-миниатюра с
12.02
12
использованием
фразеологизмов
деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-
смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи
5) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование их в
своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц
языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа
22.
Что делает речь яркой и
образной.
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
Рассказ об использовании
в речи пословиц,
поговорок, крылатых
слов, фразеологических
выражен
19.02
РАЗДЕЛ III. Точность словоупотребления
23.
Нарушение
лексической
сочетаемости слов.
.
Лекция с
элементами
беседы,
практикум
(задания из ЕГЭ).
Работа с
морфологическими
формами, вызывающими
затруднения.
26.02
24.
Плеоназм и тавтология
(речевая избыточность).
Лекция с
элементами
беседы
(сообщения
учащихся)
Редактирование текстов,
работа с тестами.
05.03
25.
Правильный выбор
синонимов
Беседа, практикум
Тексты с использованием
синонимов.
12.03
26.
Речевые штампы, слова
—сорняки, холостые
вводные обороты —
“словесное топтание” на
месте.
Лекция с
элементами
беседы
участие в проблемной
лекции
19.03
13
РАЗДЕЛ IV. Язык и культура общения сегодня- 9 часов
словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры,
принадлежности к
определенным функциональным
разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных
средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной
речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного
языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы
27.
28.
29.
Речевой этикет.
Лекция.
Практикум,
деловая игра.
распределение ролей,
разыгрывание сценок,
выполнение упражнений,
анализ текстов различных
стилей, устный журнал
30.
31.
Этикет деловой речи.
Лекция,
практикум
Редактирование текстов,
работа с тестами.
32.
Зачетная работа.
Практикум
Урок контроля
составление
собственного
высказывания
33.
Речь старшеклассников:
толкование
высказываний, круг
ассоциаций.
Практикум
составление собственного
высказывания
Выступление
34.
Итоговое занятие
Практикум
составление собственного
высказывания
14
15