Автор: Муравьёва Ольга Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОБОУ "ЦАО"
Населённый пункт: г. Великий Новгород, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: Конспект урока по предмету "Живой мир" в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида : "Воздух".
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ
урока окружающего мира в 3 классе специальной (коррекционной) школы
VIII вида с использованием технологии личностно-ориентированного
обучения, информационно-коммуникативной и здоровьесберегающих
технологий
Тема урока: «Воздух».
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок-исследование.
Цель урока: формировать у учащихся представление о воздухе.
Задачи урока:
Обучающие:
1.
Дать представление о воздухе, его свойствах.
2.
Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека.
Коррекционно-развивающие:
1.
Корригировать
и
развивать
мыслительную
деятельность
через
выполнение практических работ.
2.
Корригировать
и
развивать
связную
устную
речь
учащихся
путем
составления предложений, ответов на вопросы, обогащать словарный
запас.
3.
Корригировать
и
развивать
личностные
качества
учащихся,
эмоционально-волевую сферу.
Воспитывающие:
1.
Воспитывать любовь к природе.
2.
Воспитывать интерес к экспериментальной работе.
Оборудование: пустая
пластиковая
бутылка,
банка
с
водой,
пластиковые
стаканчики с водой, пластиковые ложки, трубочки для коктейля, кусочки
мела, полиэтиленовые пакеты, карточки.
Ход урока:
1.
Организационный момент
Настрой учащихся на работу, проверка готовности учащихся к уроку.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок окружающий мир.
Будем слушать и читать,
На вопросы отвечать
И друг другу помогать.
2.
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (природа)
-
Сегодня
мы
будем
говорить
о
природе.
Богата
наша
Земля
разными
сокровищами, и я принесла вам одно из них. Хотите взглянуть? (Да.)
Учитель демонстрирует пустую пластиковую бутылку.
- А что за сокровище внутри вы узнаете, отгадав загадку.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (Воздух.)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о воздухе, его свойствах и значении
для человека, растений и животных.
3.
Изучение нового материала
- Давайте проверим, действительно ли в бутылке находится воздух.
Опыт 1. (Демонстрирует учитель.)
Горлышко пластиковой бутылки опустить в банку с водой. Сжать бутылку. В
воде появились пузырьки.
- Что вы увидели? (Из горлышка побежали пузырьки.)
- Что за «невидимка» сидел в бутылке? (В бутылке находился воздух.)
Опыт 2. (Проделывают учащиеся.)
- Размешайте ложкой воду в стакане. Что вы заметили? (Пузырьки.) Откуда
они появились? (В воде есть воздух.)
Опыт 3. (Демонстрирует учитель.)
Бросить в банку с водой комочек земли.
- Что вы наблюдаете? Что доказывают эти пузырьки? (В почве есть воздух.)
Опыт 4. (Проделывают учащиеся.)
- Бросьте в стакан с водой кусочек мела. Что вы увидели? (Видно, что из мела
выходят пузырьки воздуха.)
- Интересно внутри людей есть воздух? Давайте проверим.
Опыт 5. (Проделывают учащиеся.)
-
Возьмите трубочку, опустите её в стакан с
в о д о й
и подуйте.
Ч т о
происходит? (Выходят пузырьки воздуха.)
- Мы проделали опыты и выяснили, что воздух есть в пустой бутылке, в воде,
в почве, в меле, в человеке. А вокруг нас есть воздух? (Да.)
Опыт 6. (Проделывают учащиеся.)
- Встаньте и походите по классу. Мешает вам воздух передвигаться? (Нет.)
- Правильно. Воздух не мешает нам передвигаться: он расступается перед
нами и сразу занимает то место, которое мы освободили.
Вывод: Воздух окружает нас со всех сторон. Он заполняет все пустоты.
Воздух густым толстым слоем покрывает нашу планету.
Физкультминутка
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли
И кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали
И локтями повращали.
Сделали по пять прыжков.
И к работе класс готов!
Опыт 7. (Проделывают учащиеся.)
- Наберите в пакет воздух и закрутите его. Сравните цвет листа бумаги и
воздуха внутри пакета. Какого цвета воздух? (Он бесцветный.)
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 8. (Проделывают учащиеся.)
- Посмотрите сквозь пакет на доску, на дверь, на часы, на цветок. Воздух
мешает нам видеть предметы? (Нет, воздух прозрачный.)
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 9. (Проделывают учащиеся.)
- Давайте понюхаем воздух. Чем он пахнет? (Ничем.) А как же получается,
что когда готовят завтрак в школьной столовой, то мы чувствуем запах?
Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам
воздух запаха не имеет.
(На доску прикрепляется карточка. )
Опыт 10. (Проделывают учащиеся.)
- Задержите дыхание.
Учащиеся зажимают нос и стараются не дышать. Учитель засекает время.
- Без воздуха вы не смогли прожить даже одной минуты. Зачем нам нужен
воздух? (Воздух необходим для жизни.) Кому еще он нужен? (Животным и
растениям.)
- Откуда берется чистый воздух? (Чистый воздух нам дают растения.)
Вывод: воздух прозрачный, бесцветный, не имеет запаха, но может запахи
переносить. Воздух необходим для жизни человека, растений и животных.
4. Итог урока. Выставление отметок
Вот закончился урок,
Подведем сейчас итог,
Мы много сделали друзья,
Без этого никак нельзя.
- Вы хорошо потрудились – работали активно и дружно.
5. Рефлексия
– Что вам понравилось на уроке?
- Оцените свое настроение.