Напоминание

Пособие "Нумикон" в развитии детей с ОВЗ


Автор: Юлия Николаевна Хамлова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с №89
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: презентация
Тема: Пособие "Нумикон" в развитии детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пособие «Нумикон» в развитии детей с

ОВЗ

Воспитатель МКДОУ д/с № 89

Хамлова Ю. Н.

Нумикон – это и методика, и набор

наглядного материала, которые были

придуманы в Великобритании в 1996-1998

годах, чтобы облегчить для детей изучение

арифметики. Для детей с синдромом Дауна

Нумикон является незаменимым

инструментом, который поможет научиться

считать.

Нумикон - это программа и набор

наглядного материала, разработанные

в Англии для детей, которым сложно

изучать математику. Нумикон

позволяет задействовать сильные

стороны маленьких детей -

способности обучаться в

практической деятельности, усваивать

опыт в ходе простого наблюдения и

запоминать, а затем узнавать при

следующих предъявлениях

стандартные образцы или шаблоны.

Эту программу и материал можно

очень успешно использовать не только

на занятиях со специалистами, но и в

домашних условиях.

В Нумиконе числа от 1 до 10

представлены пластмассовыми

формами-шаблонами разного цвета,

благодаря чему числа становятся

доступными для зрительного и

тактильного восприятия.

Формы Нумикона устроены так, чтобы

дети могли манипулировать ими,

учиться распознавать паттерны (схемы

– образы) и соотносить их с

соответствующими числами.

Авторы этой программы убеждены, что

важно использовать в учебном процес

се как можно больше каналов

сенсорного восприятия ребенка - и

слух, и зре ние, и осязание, а также

подключать движение и речь.

Почему формы Нумикона выглядят именно

так?

Дело в том, что структурированные объекты

воспринимаются гораздо лучше, чем

расположенные хаотично. Например, если вы

увидели хаотичную группу кругов, можете ли

вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если

круги рас положены систематично, вы сразу

видите, что их восемь.

Объекты, расположенные на одной линии, тоже

неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как

сложно посчитать этажи в высотном доме.

Поэтому создатели многих настольных игр,

таких как карты, кости и до мино, опирались на

принцип стандартизованного расположения

объектов.

С помощью форм Нумикона можно

наглядно продемонстрировать основ

ные свойства натуральных чисел:

каждое следующее число на один

больше, чем предыдущее, видна

разница между четными и нечетными

числами.

Нумикон можно использовать, чтобы

формировать у ребенка понятие

состава числа, про стейшие счетные

операции - сложение, вычитание. Он

также помогает освоить такие темы,

как сложение с переходом через

десяток, умножение, деление и т. д., и

может успешно использоваться при

обучении школьников.

Кроме форм-шаблонов в набор

входят также разноцветные

штырьки, которые можно

использовать как счет ный

материал и вставлять в отверстия

форм-шаблонов, белые доски с

круглы ми выступами и схемы для

наложения, с помощью которых

можно выклады вать из деталей

Нумикона картинки, например

кораблик, машинку. К набору

прилагается «волшебный

мешочек», в котором дети на

ощупь находят заданный предмет

или форму, а также числовая

прямая и некоторые другие

материалы.

Поэтапная работа с Нумиконом

Начальный этап знакомства с Нумиконом

предполагает, что дети много мани пулируют и

играют с деталями: смотрят на них, крутят в

руках, надевают на пальчики, вылавливают

сачком из воды; используют в сюжетных играх,

на пример, «жарят их на сковородке» или делают

из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая

формы Нумикона или штырьки на шнурок;

красят их крас ками и делают оттиски на бумаге

или отпечатывают на пластилине, тесте. Всё это

нужно для того, чтобы дети как можно больше

их рассматривали и трогали руками и таким

образом запоминали, как они выглядят и какие

они на ощупь.

Дети узнают, что детали имеют различный

цвет и размер, что в каждой фигуре есть

разное количество отверстий. Детали можно

описывать такими словами, как «красная»,

«синяя», «большая», «маленькая», «самая

маленькая». Можно называть их «три»,

«пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе

детям не предлагается пересчитывать

количество отверстий в каждой форме. Все

детали воспринимаются целостно,

глобально. А слова «три», «пять» и «семь»

пока яв ляются только именами желтой,

красной и розовой форм соответственно.

На следующем этапе им предлагается пересчитывать

отверстия в формах, вставлять в них штырьки,

камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их

помещается в каждой форме.

Далее дети используют Нумикон как дополнительный

наглядный материал при знакомстве с

арифметическими действиями, например сложением.

Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить

пример 2 + 1, дети брали синюю форму

(«двойку»), прикладывали к ней сверху оранжевую

форму («единицу») и полу чали некоторую фигуру, по

форме на поминающую «тройку». Чтобы прове рить

результат, брали желтую «форму» («тройку») и

накладывали сверху. И точ но были уверены, что

получилось три.

Также Нумикон позволяет осу ществлять

арифметические действия с переходом через десяток.

Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с

формами Нумикона (закапывают формы в пе сок, ищут на

ощупь в «Волшебном ме шочке» или в миске с крупой, играют

с ними, закрывая глаза, сравнивают, под бирают к формам

Нумикона соответ ствующие цифры), и у них формируют ся не

только зрительные и тактильные представления об этих

формах, но и об разы этих деталей и соответствующих им

чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона

и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей

перед глазами.

При устном счете Нумикон дает возможность опираться уже

не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он

помогает при близиться к осуществлению элементарных

счетных операций в уме, ориентиру ясь на образы форм,

обозначающих количества, а это значит, что устный счет

становится более доступным.

Особенности

использования

пособия Нумикон в

работе с детьми с

синдромом Дауна

Первое из особенностей - ярко выраженные

сенсорные интересы детей по отноше нию к

материалу Нумикона.

Важно также отметить наличие у детей с

синдромом Дауна специфических сенсорных

интересов, связанных с низкой тактильной и

проприоцептивной чувствительностью. Это может

привести к тому, что период сенсор ного насыщения

растянется у детей на довольно длительное время и

переход к непосредственно математическим

заданиям будет затруднителен.

Второе: очень важным принципом

разработчики Нумикона считают создание

вокруг ребенка развивающей среды,

насыщенной математикой (желательно

создавать ее совместно с детьми):

плакаты с цифрами и геометрическими

формами;

счетные материалы, расположенные в зоне

доступности для детей,;

коробка с песком, где можно искать формы

Нумикона;

цифры, сделанные из различных

материалов (дерева, мягкого пластика,

вырезанные из наждачной бумаги);

цифры с магнитами.

Выводы

Когда ребенок проходит все этапы и виды действий с

Нумиконом, у него формируется как зрительное, так и

тактильное представление о формах, а также образы

этих деталей и соответствующих им чисел.

Данная методика, в частности, позволяет формировать у

детей с ОВЗ предпосылки для учебной деятельности на

этапе завершения ими дошкольного образования,

которые будут способствовать успешному овладению

учебной деятельностью в начальной школе,

обеспечивая равные стартовые возможности для

обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Нумикон эффективен в работе со всеми детьми.

Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом

для работы, не заменяя, а успешно и эффективно

дополняя достаточно известные и традиционно

существующие методы и материалы.



В раздел образования