Автор: Новиков Иван Михайлович
Должность: педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ЦДТ Октябрьский
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся 9 - 11 классов в процессе технического творчества»
Тема: «Формирование проектно-исследовательской компетенции учащихся 9 - 11 классов в процессе технического творчества».
Раздел: дополнительное образование
«Формирование
проектно-исследовательской
компетенции
учащихся 9 - 11 классов в процессе технического творчества».
Нестабильность
на
мировом
рынке
труда,
увеличение
уровня
беззаботности, стремительность изменений ключевых, ведущих видов и сфер
профессиональной деятельности находящихся в прямой зависимости от
стабильности социально-экономической ситуации в стране и мире – диктует
новые условия в подготовке и обучении мобильного, компетентного,
профессионального
и
конкурентоспособного
специалиста,
имеющего
необходимые компетенции адаптироваться в стремительно меняющемся
мире, способного не только получать новые знания, а так же стремительно
изменять сферу своих профессиональных интересов.
Организация учебного процесса в современных реалиях также должна
предусматривать
создание
условий
для
обеспечения
возможности
профессионального
самоопределения
современного
школьника,
обеспечивать
качественную
его
социальную
адаптацию,
что
так
же
актуализирует формирование соответствующих навыков и компетенций.
Программа полного среднего общего образования подразумевает не только
освоение полного курса знаний, а также развитие навыков, интересов и
предпочтений
необходимых
для
дальнейшего
развития
личности
современного школьника. Наряду с предметами общеобразовательного цикла
школьная программа так же насыщена элективными и факультативными
курсами. Таким образом школа должна готовить ребенка не только к
успешному прохождению государственной аттестации, но и возможности
дальнейшего развития и освоению более высоких уровней образования.
Преподаватели организаций общего и дополнительного образования,
вынуждены все время находится в активном педагогическом поиске,
адаптировать старые и разрабатывать новые приемы и методы активного
обучения. Одним из таких методов является проектно-исследовательская
деятельность.
Активизация
процесса
включения
в
проектно-
исследовательскую деятельность также продиктована вступлением в силу
ФГОС третьего поколения и включением предмета «Индивидуальный
проект» в качестве обязательного предмета образовательной программы
старшей школы.
Реализация и выполнение требований образовательных стандартов, по
мнению современных педагогов-исследователей (И.А. Зимняя, В.В. Сериков,
и др.) зависит от качественной реализации, в том числе, и таких методов
обучения как проектный и исследовательский, именно они, по мнению
ученых, способны дать неограниченные возможности для формирования и
развития, в том числе, индивидуальных образовательных траекторий,
обучающихся. Поэтому поиск теоретико-методических решений для решения
этой проблемы должен быть необходим и должен основываться на
индивидуальных представлениях и современных подходах к обучению.
В связи с происходящими переменами в обществе, переоценке
имеющихся ценностей, а также увеличением значения человеческого
фактора в контексте происходящих перемен, потребность учащихся 9-11
классов в реализации проектно-исследовательской деятельности имеет
тенденцию к росту.
Поэтому
формирование
и
развитие
проектно-исследовательской
компетенции учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы будет
наиболее эффективным, если:
- процесс технического творчества включает в себя проектно-
исследовательскую деятельность учащихся;
- при организации процесса технического творчества реализуется
включающий в себя проектно-исследовательскую деятельность учащихся 9-
11 классов реализуется дифференцированный подход к учащимся имеющий
разный
уровень
сформированности
проектно-исследовательской
компетенции
-
на
всех
этапах
проведения
формирующего
эксперимента
производится систематический контроль.