Напоминание

"Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"


Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Сказочный город"
Населённый пункт: Славянск - на - Кубани
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 4 «Сказочный город» г. Славянска - на - Кубани муниципального

образования Славянский район

Консультация

для родителей по теме:

«

Воспитание толерантности

у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель Якуба Наталья Александровна

2022 год

В

последнее

время

часто

возникают

дискуссии

о

толерантном

мире,

так

называемом

мире

без

насилия

и

жестокости,

в

котором

главной

ценностью

является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем

развития

хороших

привычек,

манер,

культуры

межличностного

общения,

искусства жить в мире непохожих людей.

Слово

«толерантность»

употребляется

для

обозначения

адаптационных

способностей

организма,

позволяющих

ему

взаимодействовать

с

другими,

не

нарушая

внутреннего

равновесия.

Толерантность

является

фактором

социализации

личности.

Вместе

с

тем

в

современной

жизни

понимание

толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их

историческим опытом.

В

научной

литературе

толерантность

рассматривается,

прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от

доминирования

и

насилия

как

признание

многомерности

(многообразия)

человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия

к преобладанию какой-либо одной точки зрения.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного

маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит

формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения

во

время

взаимоотношений

с

представителями

разных

культур,

умение

воспринимать

окружающее

как

результат

сотрудничества

людей

разных

национальностей,

разного

этнического

происхождения.

Они

положительно

влияют

на

человека,

преображают

его,

возвышают,

возвращают

в

более

гармоничное состояние.

В

решении

задач

формирования

толерантности

особую

роль

отводим

дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном

развитии

ребёнка.

Период

дошкольного

детства

очень

важен

для

развития

личности

ребёнка:

на

протяжении

всего

дошкольного

периода

интенсивно

развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности,

закладываются основы познавательных способностей.

В

младшем

дошкольном

возрасте

формируются

у

детей

элементарные

представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к

взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного

возраста

воспитание

доброжелательного

отношения

к

окружающим,

эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.

В

формировании

толерантности

у

дошкольников

опираемся

на

игровые

методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей

дошкольного

возраста.

Игра

сопровождает

ребёнка

в

течение

всего

времени

нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники

могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари,

мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями

постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские

эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об

особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.

Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно

происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому

способствуют

игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного

отношения

друг

к

другу,

сочувствия,

сопереживания,

содействия.

У

детей

появляется

потребность

в

общении

со

сверстниками,

они

учатся

применять

полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в

условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

могут

быть

достигнуты

следующие результаты:

- Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения,

понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.

- Ребёнок учится общаться с разными людьми.

- Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться —

завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

- Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха,

так и неудач.

- Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать

эмоциональное состояние других людей.

- У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и

поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

- Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в

дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

- Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или

даже

драка,

способствуют

осознанию

причин

конфликтов

и

приёмов

их

самостоятельного разрешения.

Из

всего

вышесказанного

можно

сделать

вывод

о

том,

что

начинать

формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем

раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом

возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и

разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Работа

по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный

педагогический процесс. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по

изобразительной,

театрализованной

деятельности,

познавательному,

речевому,

физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному

языку.

Необходимо

тесное

сотрудничество

педагогов,

родителей

и

детей

по

данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.

Список литературы:

Асмолов

А.

Г.

Толерантность:

различные

парадигмы

анализа

//

Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.

Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

Сенько

Т.

В.

Изучение

межличностного

взаимодействия

ребёнка

со

сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.

Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателей детского сада /

В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.

Поддубная

И.В.,

Зеленина

Е.И.

формирование

толерантности

у

детей

дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения //

Личность,

семья

и

общество:

вопросы

педагогики

и

психологии:

сб.

ст.

по

матер.

XV

междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.



В раздел образования