Автор: Якуба Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 4 "Сказочный город"
Населённый пункт: Славянск - на - Кубани
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 «Сказочный город» г. Славянска - на - Кубани муниципального
образования Славянский район
Консультация
для родителей по теме:
«
Воспитание толерантности
у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель Якуба Наталья Александровна
2022 год
В
последнее
время
часто
возникают
дискуссии
о
толерантном
мире,
так
называемом
мире
без
насилия
и
жестокости,
в
котором
главной
ценностью
является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.
Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем
развития
хороших
привычек,
манер,
культуры
межличностного
общения,
искусства жить в мире непохожих людей.
Слово
«толерантность»
употребляется
для
обозначения
адаптационных
способностей
организма,
позволяющих
ему
взаимодействовать
с
другими,
не
нарушая
внутреннего
равновесия.
Толерантность
является
фактором
социализации
личности.
Вместе
с
тем
в
современной
жизни
понимание
толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их
историческим опытом.
В
научной
литературе
толерантность
рассматривается,
прежде всего, как уважение других людей, признание их равенства, отказ от
доминирования
и
насилия
как
признание
многомерности
(многообразия)
человеческой культуры, норм поведения и отказ от сведения этого многообразия
к преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного
маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит
формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения
во
время
взаимоотношений
с
представителями
разных
культур,
умение
воспринимать
окружающее
как
результат
сотрудничества
людей
разных
национальностей,
разного
этнического
происхождения.
Они
положительно
влияют
на
человека,
преображают
его,
возвышают,
возвращают
в
более
гармоничное состояние.
В
решении
задач
формирования
толерантности
особую
роль
отводим
дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном
развитии
ребёнка.
Период
дошкольного
детства
очень
важен
для
развития
личности
ребёнка:
на
протяжении
всего
дошкольного
периода
интенсивно
развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности,
закладываются основы познавательных способностей.
В
младшем
дошкольном
возрасте
формируются
у
детей
элементарные
представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к
взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного
возраста
–
воспитание
доброжелательного
отношения
к
окружающим,
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В
формировании
толерантности
у
дошкольников
опираемся
на
игровые
методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей
дошкольного
возраста.
Игра
сопровождает
ребёнка
в
течение
всего
времени
нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игр с куклами воспитанники
могут знакомиться с национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари,
мокасины и т. д.), в играх со строительным материалом — с особенностями
постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома североамериканские
эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об
особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре.
Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно
происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому
способствуют
игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного
отношения
друг
к
другу,
сочувствия,
сопереживания,
содействия.
У
детей
появляется
потребность
в
общении
со
сверстниками,
они
учатся
применять
полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.
В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в
условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
могут
быть
достигнуты
следующие результаты:
- Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения,
понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.
- Ребёнок учится общаться с разными людьми.
- Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться —
завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
- Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха,
так и неудач.
- Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать
эмоциональное состояние других людей.
- У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и
поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
- Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в
дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
- Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или
даже
драка,
способствуют
осознанию
причин
конфликтов
и
приёмов
их
самостоятельного разрешения.
Из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод
о
том,
что
начинать
формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем
раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.
Работа должна быть систематической и планомерной, строиться с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал — интересный и
разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Работа
по формированию толерантности естественно и органично входит в целостный
педагогический процесс. Целесообразна интеграция с содержанием занятий по
изобразительной,
театрализованной
деятельности,
познавательному,
речевому,
физическому развитию, игровой деятельности, обучению детей иностранному
языку.
Необходимо
тесное
сотрудничество
педагогов,
родителей
и
детей
по
данному вопросу, это помогает выработать единый стиль в работе.
Список литературы:
Асмолов
А.
Г.
Толерантность:
различные
парадигмы
анализа
//
Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.
Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
Сенько
Т.
В.
Изучение
межличностного
взаимодействия
ребёнка
со
сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.
Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателей детского сада /
В. А. Петровский, А. М. Виноградова, Л. М. Кларина и др. М., 1993.
Поддубная
И.В.,
Зеленина
Е.И.
формирование
толерантности
у
детей
дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения //
Личность,
семья
и
общество:
вопросы
педагогики
и
психологии:
сб.
ст.
по
матер.
XV
междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.