Автор: Суханова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 (Дошкольное отделение №46)
Населённый пункт: г.Подольск, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное общеразвивающие учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №22»
Дошкольное отделение
Доклад из опыта работы: «Формирование основ естественно-научных
знаний у детей дошкольного возраста
»
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
дошкольного отделения МОУ «СОШ № 22»
Суханова И.А.
Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольно-
го возраста ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формиро-
вание элементарных естественнонаучных представлений. Реализация это-
го раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует фор-
мированию целостной
картины
мира.
Кроме
того, естественнонауч-
ные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степе-
ни способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих
способностей и проявления одаренности у детей.
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентиро-
ваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не
только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь це-
ленаправленно искать её.
Для формирования познавательных
универсальных
учебных
дей-
ствий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод
проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образова-
тельной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как
в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога, детей над определённой практической пробле-
мой (темой).
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошколь-
ники по своему психофизиологическому развитию еще не способны само-
стоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому фор-
мирование необходимых универсальных учебных действий является основ-
ной задачей воспитателей.
В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по
самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у
детей дошкольного возраста». В течение трех лет в рамках эксперименталь-
ной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке де-
тей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспе-
риментальной программе.
Цель этой работы: развитие у дошкольников познавательного интереса к по-
исково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.
Выделила следующие задачи:
1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Формировать у детей основные природоведческие представления и поня-
тия о живой и неживой природе.
4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отно-
шение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего
окружения.
5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практиче-
ски-деятельного отношения к окружающей природе.
Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен
объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затруд-
няются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.
Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан
план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования
(колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д.,
различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематиче-
ские альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энцикло-
педии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов
живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательско-
го содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.
Работа проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителя-
ми и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудниче-
ства, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ори-
ентированного подхода к образованию является технология проектирования
и использование метода проектов в дошкольных образовательных учрежде-
ниях с интеграцией в различных образовательных областях.
При разработке проектов использую метод организованного и контролируе-
мого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуаль-
ной и коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них
программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффектив-
ным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования
мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развива-
ет творческие способности, коммуникативные навыки.
Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных за-
нятий естественнонаучного цикла.
Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать,
что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают
важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то под-
бирается соответствующая возрасту мотивация : иллюстрации, книги, пред-
меты по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.
В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельно-
сти: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты
(«Имеет ли вода форму?», «Песочные туннели», «Варим кашу сами», беседы
(«Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Для чего нам кашу ку-
шать?», эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста расте-
ний?», «Воздух и его свойства», проведение серии регулярных занятий есте-
ственно-научного цикла : «Откуда берутся облака?», «Заседание ученого
совета», игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лоп-
нет?», коллективные проекты («Радуга на лугу», «Зачем мы кашу кушаем?»,
индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мо-
роз?», «Откуда к нам приходит вода?»).
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помо-
щи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и
стать непосредственными участниками образовательного процесса, обога-
тить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовле-
творения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы : тематические выставки
(«Я – исследователь», «Маленький любознайка», фотовыставки («Мы позна-
ем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», диспуты («Маленькие
почемучки», «Любопытный возраст», конкурсы («Лучшее изобретение груп-
пы», «Новый наряд для куклы», совместные проекты («Мой друг – кни-
га», «Шоколадная сказка», встречи с интересными людьми, беседы («Обуче-
нье
с
увлеченьем», «Развиваем
любознательность»,
консультации
(«Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?»).
В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию ис-
пользую наглядные средства обучения, технические средства обучения и ин-
формационно-коммуникативные. 48% мероприятий проведено с использо-
ванием информационно-коммуникационные технологии.