Напоминание

«Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста»


Автор: Суханова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 (Дошкольное отделение №46)
Населённый пункт: г.Подольск, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное общеразвивающие учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №22»

Дошкольное отделение

Доклад из опыта работы: «Формирование основ естественно-научных

знаний у детей дошкольного возраста

»

Подготовила и провела:

воспитатель первой квалификационной категории

дошкольного отделения МОУ «СОШ № 22»

Суханова И.А.

Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольно-

го возраста ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формиро-

вание элементарных естественнонаучных представлений. Реализация это-

го раздела позволяет заложить базовые знания у детей, способствует фор-

мированию целостной

картины

мира.

Кроме

того, естественнонауч-

ные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степе-

ни способствует развитию детского мышления, влечет развитие творческих

способностей и проявления одаренности у детей.

Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентиро-

ваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не

только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь це-

ленаправленно искать её.

Для формирования познавательных

универсальных

учебных

дей-

ствий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод

проектов в детском саду Использование проекта в дошкольной образова-

тельной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как

в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной

деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе

совместной работы педагога, детей над определённой практической пробле-

мой (темой).

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошколь-

ники по своему психофизиологическому развитию еще не способны само-

стоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому фор-

мирование необходимых универсальных учебных действий является основ-

ной задачей воспитателей.

В течение 2013-2016 учебного года реализовывала авторский проект по

самообразованию «Формирование основ естественно- научных знаний у

детей дошкольного возраста». В течение трех лет в рамках эксперименталь-

ной программы проводила занятия с детьми, вела работу по подготовке де-

тей к овладению программой, что позволило лучше ориентироваться в экспе-

риментальной программе.

Цель этой работы: развитие у дошкольников познавательного интереса к по-

исково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.

Выделила следующие задачи:

1. Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.

2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Формировать у детей основные природоведческие представления и поня-

тия о живой и неживой природе.

4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный, заботливое отно-

шение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего

окружения.

5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практиче-

ски-деятельного отношения к окружающей природе.

Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен

объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затруд-

няются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе.

Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан

план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования

(колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т. д.,

различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии и т. д., тематиче-

ские альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энцикло-

педии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов

живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательско-

го содержания (игры-загадки, игры-путешествия и т. п., лепбуки.

Работа проводится в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителя-

ми и методическая работа. Уникальным средством обеспечения сотрудниче-

ства, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ори-

ентированного подхода к образованию является технология проектирования

и использование метода проектов в дошкольных образовательных учрежде-

ниях с интеграцией в различных образовательных областях.

При разработке проектов использую метод организованного и контролируе-

мого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуаль-

ной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них

программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффектив-

ным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования

мира. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым развива-

ет творческие способности, коммуникативные навыки.

Основной механизм реализации проекта: проведение серии регулярных за-

нятий естественнонаучного цикла.

Темы проектов определяются по инициативе детей : что они хотят узнать,

что их интересует, или по инициативе воспитателя: что воспитатели считают

важным для развития ребёнка. Если тема инициировалась взрослыми, то под-

бирается соответствующая возрасту мотивация : иллюстрации, книги, пред-

меты по теме, сюрпризные моменты, специально подобранные истории.

В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельно-

сти: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты

(«Имеет ли вода форму?», «Песочные туннели», «Варим кашу сами», беседы

(«Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Для чего нам кашу ку-

шать?», эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста расте-

ний?», «Воздух и его свойства», проведение серии регулярных занятий есте-

ственно-научного цикла : «Откуда берутся облака?», «Заседание ученого

совета», игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лоп-

нет?», коллективные проекты («Радуга на лугу», «Зачем мы кашу кушаем?»,

индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мо-

роз?», «Откуда к нам приходит вода?»).

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помо-

щи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и

стать непосредственными участниками образовательного процесса, обога-

тить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовле-

творения от своих успехов и успехов ребенка.

Для работы с семьей использую следующие формы : тематические выставки

(«Я – исследователь», «Маленький любознайка», фотовыставки («Мы позна-

ем мир», «Мама, папа, я – изобретательная семья», диспуты («Маленькие

почемучки», «Любопытный возраст», конкурсы («Лучшее изобретение груп-

пы», «Новый наряд для куклы», совместные проекты («Мой друг – кни-

га», «Шоколадная сказка», встречи с интересными людьми, беседы («Обуче-

нье

с

увлеченьем», «Развиваем

любознательность»,

консультации

(«Устроим дома лабораторию», «Для чего ребенку лупа?»).

В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию ис-

пользую наглядные средства обучения, технические средства обучения и ин-

формационно-коммуникативные. 48% мероприятий проведено с использо-

ванием информационно-коммуникационные технологии.



В раздел образования