Автор: Суханова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 (Дошкольное отделение №46)
Населённый пункт: г.Подольск, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Инженерно-техническое творчество, как инструмент развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное общеразвивающие учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №22»
Дошкольное отделение
Доклад из опыта работы: «Инженерно-техническое творчество, как
инструмент развития познавательной активности детей дошкольного
возраста»
Подготовила и провела:
воспитатель первой квалификационной категории
дошкольного отделения МОУ «СОШ № 22»
Суханова И.А.
Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Детям с раннего возраста интересны
двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это
устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему
крутятся
колесики
и
мигают
лампочки.
Правильно
организованное
техническое
творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее
поколение в полезную практическую деятельность.
Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых
технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном
процессе.
Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста
является детское техническое творчество.
Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой
является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной
новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок,
носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью
творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к
технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной
деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и
развитию творческих способностей.
Основой организации технического творчества является создание проблемной
ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами
технического творчества являются:
- техническое мышление;
- пространственное воображение и представление;
- конструкторская смекалка;
- умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.
Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста
является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей,
поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности
может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных
областей:
- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения
со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического
творчества);
- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение
кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие
элементарных математических представлений).
Принцип интеграции, таким образом способствует развитию личности и обеспечивает
гармоничное вхождение ребенка в социум.
На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития -
знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной
деятельности, организуемой педагогом.
Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая
активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но
и весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью
формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта
(действуя с деталями строительного материала, дети получает конкретные представления
о
различной
форме,
величине,
цвете
предметов,
координации
движений.
Игры
способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания,
умению добиваться результата. В конструировании существует возможность для развития
творческой стороны интеллекта — эти игры моделируют творческий процесс, создают
свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью,
разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.
Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как
игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.
В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:
- планировать предстоящую работу,
- анализировать собственные действия,
- делать выводы,
- исправлять ошибки,
- составлять из отдельных частей целое,
- сравнивать и обобщать.
Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной
работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться,
помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Как правило,
процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.
Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное - создать у
дошкольников установку на творческий поиск.
Вывод: Техническое
детское
творчество
является
одним
из
важных
способов
формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого
интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские
способности.
Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное
внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая
деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели
отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если
взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.
Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом
творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом
гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую
очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной
деятельностью ребёнка.