Напоминание

«Инженерно-техническое творчество, как инструмент развития познавательной активности детей дошкольного возраста»


Автор: Суханова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ №22 (Дошкольное отделение №46)
Населённый пункт: г.Подольск, Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: «Инженерно-техническое творчество, как инструмент развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет по образованию Администрации г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное общеразвивающие учреждение

“Средняя общеобразовательная школа №22»

Дошкольное отделение

Доклад из опыта работы: «Инженерно-техническое творчество, как

инструмент развития познавательной активности детей дошкольного

возраста»

Подготовила и провела:

воспитатель первой квалификационной категории

дошкольного отделения МОУ «СОШ № 22»

Суханова И.А.

Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Детям с раннего возраста интересны

двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это

устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему

крутятся

колесики

и

мигают

лампочки.

Правильно

организованное

техническое

творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее

поколение в полезную практическую деятельность.

Введение ФГОС дошкольного образования требует от педагогов внедрения новых

технологий и методик сопровождения детей дошкольного возраста в образовательном

процессе.

Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста

является детское техническое творчество.

Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой

является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной

новизны. В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок,

носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью

творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к

технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной

деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и

развитию творческих способностей.

Основой организации технического творчества является создание проблемной

ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами

технического творчества являются:

- техническое мышление;

- пространственное воображение и представление;

- конструкторская смекалка;

- умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста

является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей,

поэтому содержание образования по развитию конструктивно-модельной деятельности

может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных

областей:

- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения

со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического

творчества);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение

кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие

элементарных математических представлений).

Принцип интеграции, таким образом способствует развитию личности и обеспечивает

гармоничное вхождение ребенка в социум.

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития -

знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной

деятельности, организуемой педагогом.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая

активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но

и весьма полезное занятие. Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью

формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта

(действуя с деталями строительного материала, дети получает конкретные представления

о

различной

форме,

величине,

цвете

предметов,

координации

движений.

Игры

способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания,

умению добиваться результата. В конструировании существует возможность для развития

творческой стороны интеллекта — эти игры моделируют творческий процесс, создают

свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью,

разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению.

Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как

игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

В процессе данной деятельности дошкольники обучаются:

- планировать предстоящую работу,

- анализировать собственные действия,

- делать выводы,

- исправлять ошибки,

- составлять из отдельных частей целое,

- сравнивать и обобщать.

Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной

работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться,

помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. Как правило,

процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника.

Для развития технического мышления у дошкольников, самое главное - создать у

дошкольников установку на творческий поиск.

Вывод: Техническое

детское

творчество

является

одним

из

важных

способов

формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого

интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские

способности.

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное

внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая

деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели

отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если

взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.

Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом

творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом

гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую

очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной

деятельностью ребёнка.



В раздел образования