Автор: Объедков Сергей Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 имени М. Грачева"
Населённый пункт: город Балашиха Московская область, мкр.Железнодорожный
Наименование материала: Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры
Тема: Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха
«Гимназия № 2 имени М.Грачева»
мкр. Железнодорожный 15.01.2022г.
Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС
основного общего образования на уроках физической культуры.
Учитель физической культуры
Объедков С.В.
Данная программа хорошо применяется на разных уроках, литература,
русский язык, иностранный язык и т.д. Так как в ФГОС отмечается, что
чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»
характер и умения чтения относит к универсальным учебным действиям. Как
установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №1- это навыки чтения, который гораздо сильнее влияет на
успеваемость, чем все вместе взятые.
Психологами установлено, что
полноценное
чтение
–
это
сложный
и
многогранный
процесс,
предполагающий решение таких задач, как понимание, поиск конкретной
информации,
самоконтроль,
восстановление
широкого
контекста,
интерпретации, комментирование текста и тд. Процесс чтения состоит из
трех фаз. Первая – восприятия текста, Вторая - извлечение смысла, третья –
создание собственного нового смысла.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
умение
учиться,
т.
е.
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно
успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности,
включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться,
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые
действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в
различных
предметных
областях,
так и в строении
самой учебной
деятельности,
включающей
осознание
её
целевой
направленности,
ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Таким образом,
достижение
умения
учиться
предполагает
полноценное
освоение
обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные
действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и
оценка).
Умение
учиться
—
существенный
фактор
повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования
умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора. Овладение учащимися УУД – залог
успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их
метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по
всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли
формировать УУД на уроках физической культуры?
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А.
Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок
физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и
тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты
предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого
недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного
образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного
потенциала
предмета
«Физическая
культура».
Из-за
недостаточности
внимания
к
общеобразовательной
направленности
произошло
его
«выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи
урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается
на результативности физической культуры в школе.
Для
модернизации
системы
физического
воспитания
учащихся
формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для
их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации,
освоение
новых
двигательных
действий
путем
переосмысления
уже
изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности,
нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной
деятельности. Очевидно, что способности и результаты обучения в большей
мере
отражены
в
описанных
задачах
именно
метапредметные.
В
образовательной
практике
многие
трудности,
с
которыми
учитель
сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с
недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание,
понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе;
учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом
двигательном
действии
и
не
могут
сравнивать
с
уже
изученными
движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно,
детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения,
что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом,
что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках
физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами:
педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго
поколения.
Как
говорилось
выше,
метапредметные
результаты
обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует
достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета
«Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.
Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в
современной школе особое место, является творчеством самих педагогов.
Исходя из этого мной был разработан урок в разделе гимнастики «Кувырок
вперед перекатом назад в стойку на лопатки».
Распределение в зале учащихся на три группы. Получение группами
задания . Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны
отдельные фразы. Необходимо в группе за 4 минуты восстановить из данных
фраз акробатический комплекс, состоящий из двух элементов. Полученный
текст приклеить на лист формата А3.Договориться, кто из группы кто будет
читать полученный текст вслух, а будет показывать данный акробатический
комплекс для всего класса. Учащиеся в группе составляют текст
акробатического комплекса и распределяют обязанности. Далее шло
представление результатов группами. Каждая группа показывает готовый
текст. Далее один человек из группы проговаривает этапы по тексту , второй
участник из группы показывает поэтапно упражнение. Учитель страхует
выполнение упражнения. Остальные команды выполняют проверку по
критериям: а) наличие двух акробатических элементов б)
последовательность элементов в упражнении. После выполнения
упражнений последней группы шла демонстрация правильного вариант на
слайде в схематическом виде и в виде текста
После просмотра шла взаимооценка: оцениваются работы групп, выбирается
команда наиболее точно собравшая текст и выполнившая комбинацию
акробатических упражнений. Оценив дети отрабатывали акробатический
комплекс так как надо.Учащиеся выполняют правильную комбинацию
акробатического комплекса в тройках, оценивают выполнение упражнения
по критериям.
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен
обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования
материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке
и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои.
Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из
общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим
успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо
разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых
можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5 классов без
ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики: 1. Изобретать новые средства
физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-
новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет
необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и
безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали
двигательную задачу. 2. Задания должны соответствовать возрасту детей.
Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях,
фотографиях и по их образцу выполнять задания, знать терминологию и
выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.