Напоминание

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры


Автор: Объедков Сергей Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2 имени М. Грачева"
Населённый пункт: город Балашиха Московская область, мкр.Железнодорожный
Наименование материала: Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры
Тема: Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС основного общего образования на уроках физической культуры
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Городского округа Балашиха

«Гимназия № 2 имени М.Грачева»

мкр. Железнодорожный 15.01.2022г.

Формирование основ смыслового чтения в рамках реализации ФГОС

основного общего образования на уроках физической культуры.

Учитель физической культуры

Объедков С.В.

Данная программа хорошо применяется на разных уроках, литература,

русский язык, иностранный язык и т.д. Так как в ФГОС отмечается, что

чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный»

характер и умения чтения относит к универсальным учебным действиям. Как

установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов.

Фактор №1- это навыки чтения, который гораздо сильнее влияет на

успеваемость, чем все вместе взятые.

Психологами установлено, что

полноценное

чтение

это

сложный

и

многогранный

процесс,

предполагающий решение таких задач, как понимание, поиск конкретной

информации,

самоконтроль,

восстановление

широкого

контекста,

интерпретации, комментирование текста и тд. Процесс чтения состоит из

трех фаз. Первая – восприятия текста, Вторая - извлечение смысла, третья –

создание собственного нового смысла.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает

умение

учиться,

т.

е.

способность

субъекта

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения

нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно

успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности,

включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться,

обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые

действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в

различных

предметных

областях,

так и в строении

самой учебной

деятельности,

включающей

осознание

её

целевой

направленности,

ценностно- смысловых и операциональных характеристик. Таким образом,

достижение

умения

учиться

предполагает

полноценное

освоение

обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные

действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и

оценка).

Умение

учиться

существенный

фактор

повышения

эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования

умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований

личностного морального выбора. Овладение учащимися УУД – залог

успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их

метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по

всем предметам. Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли

формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А.

Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок

физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и

тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты

предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого

недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного

образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного

потенциала

предмета

«Физическая

культура».

Из-за

недостаточности

внимания

к

общеобразовательной

направленности

произошло

его

«выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи

урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается

на результативности физической культуры в школе.

Для

модернизации

системы

физического

воспитания

учащихся

формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы

1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для

их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации,

освоение

новых

двигательных

действий

путем

переосмысления

уже

изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности,

нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной

деятельности. Очевидно, что способности и результаты обучения в большей

мере

отражены

в

описанных

задачах

именно

метапредметные.

В

образовательной

практике

многие

трудности,

с

которыми

учитель

сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с

недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание,

понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе;

учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом

двигательном

действии

и

не

могут

сравнивать

с

уже

изученными

движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно,

детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения,

что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом,

что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках

физической культуры обусловлена тремя качественными обстоятельствами:

педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго

поколения.

Как

говорилось

выше,

метапредметные

результаты

обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует

достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета

«Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.

Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в

современной школе особое место, является творчеством самих педагогов.

Исходя из этого мной был разработан урок в разделе гимнастики «Кувырок

вперед перекатом назад в стойку на лопатки».

Распределение в зале учащихся на три группы. Получение группами

задания . Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны

отдельные фразы. Необходимо в группе за 4 минуты восстановить из данных

фраз акробатический комплекс, состоящий из двух элементов. Полученный

текст приклеить на лист формата А3.Договориться, кто из группы кто будет

читать полученный текст вслух, а будет показывать данный акробатический

комплекс для всего класса. Учащиеся в группе составляют текст

акробатического комплекса и распределяют обязанности. Далее шло

представление результатов группами. Каждая группа показывает готовый

текст. Далее один человек из группы проговаривает этапы по тексту , второй

участник из группы показывает поэтапно упражнение. Учитель страхует

выполнение упражнения. Остальные команды выполняют проверку по

критериям: а) наличие двух акробатических элементов б)

последовательность элементов в упражнении. После выполнения

упражнений последней группы шла демонстрация правильного вариант на

слайде в схематическом виде и в виде текста

После просмотра шла взаимооценка: оцениваются работы групп, выбирается

команда наиболее точно собравшая текст и выполнившая комбинацию

акробатических упражнений. Оценив дети отрабатывали акробатический

комплекс так как надо.Учащиеся выполняют правильную комбинацию

акробатического комплекса в тройках, оценивают выполнение упражнения

по критериям.

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен

обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования

материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке

и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои.

Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из

общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим

успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо

разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых

можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5 классов без

ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики: 1. Изобретать новые средства

физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-

новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет

необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и

безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали

двигательную задачу. 2. Задания должны соответствовать возрасту детей.

Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях,

фотографиях и по их образцу выполнять задания, знать терминологию и

выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.



В раздел образования