Напоминание

"Современные подходы к урокам истории и обществознания с использованием технологии проблемного обучения"


Автор: Расчесова Светлана Васильевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 15"
Населённый пункт: г.Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные подходы к урокам истории и обществознания с использованием технологии проблемного обучения"
Раздел: среднее образование





Назад




«Современные подходы к

урокам истории и обществознания с

использованием технологии проблемного обучения»

«Среди многих боковых тропинок,

сокращающих дорогу к знанию,

нам нужнее всего одна – одна,

которая бы научила нас искусству

приобретать знания с затруднениями»

Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век

Работая учителем истории в школе, нередко сталкиваешься с определенными

трудностями: во-первых, учащиеся теряют интерес к изучению предмета,

т.к. имеют ограниченные возможности использования полученных знаний

вне

класса;

во-вторых,

учитель

нередко

прибегает

к

привычной

традиционной методике, с максимальной помощью детям в процессе урока.

Так происходит снижение уровня самостоятельности учеников.

А

современный

мир,

меняющийся,

непостоянный,

совершенствующийся требует от нас поиска новых форм приобретения и

применения полученных знаний. Вот здесь на помощь приходит технология,

которая. Я считаю, должна быть ключевой при обучении подрастающего

поколения. Почему? Потому что именно она предполагает создание под

руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную

деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит

творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и

развитие мыслительных способностей обучающихся.

С ее помощью

организацию

под

руководством

учителя

происходит

самостоятельная

поисковая деятельность по решению учебных проблем, в ходе которых,

уверена, наиболее успешно формируются новые знания, умения и навыки,

развиваются способности, познавательная активность, любознательность,

эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Вместе с этим развивается

интерес к учебному труду, что и

обеспечивает прочные результаты обучения.

Есть, на мой взгляд, здесь один недостаток - большие затраты времени

на

достижение

запланированных

результатов,

слабая

управляемость

познавательной деятельностью учащихся.

Какие методы являются ведущими на уроках, где учитель пользуется данной

технологией?

Ведущими становятся:

- Диалогический метод (обучающиеся решают с помощью учителя

поставленную учителем проблему);

-

Эвристический

метод

(обучающиеся

сами

решают

проблему,

поставленную учителем);

- Исследовательский метод (обучающиеся самостоятельно ставят и

решают проблему).

Все три метода использую в своей работе. Но здесь нужно также учитывать

уровень подготовки класса,

уровень подготовки отдельных детей. И

большую роль играет мотивация. Но я считаю, что мотивация как раз и

формируется при использовании данных методов на уроке.

Не я одна, по моему мнению, испытываю некоторые трудности на начальном

этапе организации учебной деятельности по разрешению проблемы – это ее

создание и постановка. Тем более, трудности испытывают и ученики. После

постановки проблемы выдвигается гипотеза (предположение), идет работа по

ее проверке, далее мы ищем доказательства своего предположения. В

заключении делаем вывод.

Важен также и правильный подбор методических приемов, используемых

учителем на проблемных уроках. Я в своей работе пользуюсь следующими

приемами:

Приём проблемного изложения – на лекционных уроках ставлю перед

учениками ряд проблемных вопросов, на которые они должны ответить в

ходе лекции. Так, излагая в старших классах в лекционной форме тему

«Переход к НЭПу», ставлю по ходу работы перед учащимися следующие

познавательные (проблемные) задания:

-В чём сущность НЭПа?

-В чём сила и в чём слабость НЭПа?

-Каковы были перспективы существования НЭПа?

Прием нахождения аналогии – формирует готовность восприятия

учебного материала путем концентрации внимания учащихся на конечной

цели – нахождении аналогии изучаемому событию, явлению, процессу,

личности и т. п. как в Отечественной истории, так и во Всемирной. Примером

аналогии

третьеиюньской

политической

системы

является

политика

Наполеона Бонапарта.

Результатом использования данного приема является осознанное восприятие

изучаемого материала, что способствует повышению уровня его усвоения.

Приём

обнаружения

противоречий

активизирует

способность

анализировать, выделять

главное. Так, например, при изучении темы

«Экономическое и социально-политическое развитие России в начале XX

века»

даю

задание

учащимся

в

ходе

изучения

выписать

основные

противоречия, существовавшие в этот период. Результатом использования

данного приёма является активное участие ребят на следующем уроке в

выявлении основных проблем, которые предстояло решать нашей стране в

начале XX века. Таким образом, формируется умение постановки проблемы.

Приём альтернативной ситуации – предполагает выбор вариантов

исторического развития реально существовавших в истории. Проблемный

вопрос в данной ситуации начинается со слов: Что было бы, если бы …

- Временное правительство провело необходимые преобразования?

- Новая экономическая политика не была свёрнута большевиками?

- Корниловский мятеж завершился победой?

Конечно, применение сослагательного наклонения в преподавании истории

достаточно спорно, у него есть как сторонники, так и противники. Как бы то

ни было, анализ несостоявшихся вариантов исторического развития помогает

осознать, что история предоставляет возможность выбора. Думаю, это

приносит также определенную пользу.

Вот этот прием использую довольно часто не только на уроках истории, но и

на уроках обществознания. Детям это нравится, они охотно работают в

данном направлении.

Излагая на уроке материал, я выбрала для себя также некоторые приемы его

изложения.

Первый прием – это предоставление учащимся выбора из двух или более

альтернатив, точек зрения. Например, на уроке истории в 10 классе по теме

«Столыпинская реформа» решаем задание:

«Ниже

приведены

две

точки

зрения

на

аграрные

преобразования

П.А.Столыпина.

-Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни.

-Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в

России.

Учащимся нужно выбрать точку зрения, которая им ближе. И затем можно

усложнить задачу, попросив привести

не менее 3 фактов, положений,

которые могут служить аргументами, подтверждающими их выбор.

Второй прием, который, как мне кажется, является одним из самых

интересных - это привлечение вместо стандартного материала афоризмов,

эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Я думаю, такая работа интересна и

ученикам. Это повышает не только уровень знаний по предмету, но и общую

эрудицию школьника, что немаловажно.

Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и

положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий

вопрос:

-Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие

диаметрально

противоположные

по

смыслу

поговорки:

-Как ни мечи, а лучше на печи.

-От безделья и то рукоделье.

-Кто много лежит, у того и бок болит.

-От работы не будешь богат, а будешь горбат.

-Труд человека кормит, а лень портит».

Как я уже сказала, ученики нередко испытывают трудности на таких уроках

и не всегда могут сами выйти из создавшегося познавательного затруднения.

Опыт показывает, что из проблемной ситуации можно выйти такими

способами:

-учитель сам ставит и решает проблему (малоэффективно),

-привлекает

обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению

предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

-обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и

(частичной или полной) помощью учителя;

-обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи

учителя (но, как правило, под его руководством).

Чаще, конечно, пользуюсь третьим способом, частично участвуя в решении

проблемы, направляю «течение мыслей в нужное русло».

Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и

как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми

способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том,

что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от

учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального

подхода.

Свое выступление хочу закончить притчей:

Я просил сил…

А жизнь дала мне трудности,

чтобы сделать меня сильным.

Я просил возможность летать…

А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил мудрости…

А жизнь дала мне проблемы, чтобы я научился их решать.

Я ничего не получил из того, о чем просил.

Но я получил все, что мне было нужно



В раздел образования