Автор: Легостаева Виктория Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ЦДТ ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова
Населённый пункт: с.Большая Черниговка
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографией
Раздел: дополнительное образование
Современные образовательные технологии и методики, используемые
при обучении детей хореографией
Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению
приходит обучение развивающее, направленное на формирование
компетентной, социально-адаптированной личности, развитие творческого
потенциала воспитанников, развитие у детей устойчивой положительной
мотивации к занятиям хореографией. А значит, педагогам сферы
дополнительного образования в целом и преподавателям хореографии в
частности необходимо использовать в своей работе новые методы, формы
обучения и воспитания, современные образовательные технологии.
Применяемые в педагогике технологии имеют практический, прикладной
характер и предполагают такое построение деятельности педагога
(преподавателя), в котором входящие в него действия представлены в
определенной последовательности, обеспечивающей достижение
прогнозируемого результата.
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала
воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации
к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата
используются различные методы работы.
Различают традиционные и инновационные методы обучения. Традиционные
методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний,
принятых в качестве нормативных. Работая в дополнительном образовании,
все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности
необходимы глубокие знания педагогики и психологии.
Отметим, что традиционные технологии, используемые при обучении детей
хореографии, основаны на методах и рекомендациях по изучению истории
становления и развития искусства танца, изучении основ музыкального
движения, танцевальной техники, построении и разучивании танцевальных
комбинаций, постановке танца, отработке движений. Эти технологии
доказали свою эффективность и продолжают широко применяться в
настоящее время. С другой стороны, в современных условиях в основу
деятельности всех субъектов педагогического процесса заложена модель «Я
сам учусь, а не меня учат», т.е. перед работниками сферы дополнительного
образования, занятыми обучением детей хореографии, стоит задача развития
у воспитанников таких качеств, как самостоятельность, активность,
инициативность в поиске ответов на вопросы, активное применение
полученных умений и навыков в практической деятельности. Решению
данной задачи оптимально соответствует использование инновационных
методов и технологий, все более широко используемых в обучении
хореографии.
Комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций включает в
себя:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом,
знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала,
просмотром образцовых танцевальных коллективов);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с
учетом возрастных особенностей детей);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов
танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения,
тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую
видеосъемку);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи
практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить
достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее
задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Основные технологии, применяемые в современном обучении
хореографии.
1. Технология обучения в сотрудничестве.
Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех
формах, традиционно применяемых на занятиях хореографией. Технология
обучения в сотрудничестве основана на применении индивидуально-
групповой и командно-игровой работы. В первом случае происходит
разбивка занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из
которых получает определенное задание, например, самостоятельно сделать
танцевальный этюд. Такая форма работы эффективна для усвоения нового
материала каждым ребенком. Разновидность индивидуально-групповой
работы – индивидуальная работа в команде, когда каждая из команд
придумывает свой этюд, а затем показывает их друг другу с дальнейшим
обсуждением, указанием на недочеты.
Еще один вид сотрудничества в рамках данной технологии – коллективный,
применяющийся для проведения сводных репетиций, ансамблей, а также
постановок танцев, где, к примеру, задействовано несколько возрастных
групп.
Основными принципами педагогики сотрудничества являются: принцип
учения без принуждения; право каждого на свою точку зрения; право на
ошибку; успешность; принцип сочетания индивидуального и коллективного
воспитания [1].
2. Игровые технологии. Указанные технологии обладают средствами,
активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В
их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,
направленный на усвоение общественного опыта.
Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение
музыкально-ритмических задач. Наиболее часто игры применяются в
хореографической подготовке детей дошкольного и младшего школьного
возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с более старшими
занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.
Известно, что игра не только повышает настроение, развивает
координационные способности, физические качества, помогает лучше
воспринимать материал, повышает функциональные возможности организма.
Игровая форма стимулирует у детей, занимающихся хореографией, интерес к
выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз
повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного
навыка и согласовать движение с музыкой. Музыкальные игры и игровые
упражнения развивают музыкальную память, чувство ритма; способствуют
совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и
навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше
воспринимать материал.
3. Здоровьесберегающие технологии. Данный вид технологии представляет
собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и
профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе
взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью
здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение
занимающимся хореографией возможности сохранения здоровья,
формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной
жизни. На занятия хореографией, как правило, принимаются дети,
отличающиеся друг от друга по физическим данным, а потому бывает
необходимо заниматься и общим физическим развитием ребенка, и
исправлением (коррекцией) физических недостатков.
В работе педагога-хореографа возможно использование следующих
здоровьесберегающих образовательных технологий: организационно-
педагогических, психолого-педагогических, учебно-воспитательных,
лечебно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных.
Формирование правильной техники исполнения движений. В процессе
обучения в хореографическом коллективе создается более совершенная, в
плане «скульптурности», форма тела; воспитанникам прививаются
необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, которые
они учатся использовать в повседневной жизни, что способствует общему
оздоровлению организма.
4. Технология проектной деятельности. Проект как технология включает в
себя 5 «П»: 1. Проблему; 2. Проектирование или планирование; 3. Поиск
информации; 4. Продукт; 5. Презентацию.
Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам
– средство, способное обеспечить высокую эффективность эстетического
воспитания, ведь главная особенность проектной деятельности –
осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые
решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает
фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся,
повышает самостоятельность мышления.
В зависимости от характера конечного продукта проектной деятельности
выделяют такие виды проектов в сфере изучения танца:
- проекты конструктивно-практического характера, например,
трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда
на основе игры, их разбор и семантическое описание.
- сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо
внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия,
например, «Недели хореографического искусства»;
- проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального
материала, сочинению лексического материала для создания
хореографической постановки [6].
5. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии. Их
использование стало характерной чертой современности, необходимой для
материально-технического оснащения работы хореографического
коллектива. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:
- обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм,
соответствующих современным техническим требованиям,
- создавать базы музыкальных файлов;
- менять темп, звук и высотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной
деятельности и т.д.
Итак, современные педагогические технологии в обучении детей
хореографии весьма разнообразны. К их числу относятся технология
обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие
технологии, технология проектной деятельности, информационно-
коммуникационные технологии.
Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет
обеспечить гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс
их самостоятельной творческой деятельности, сделать исполнение
хореографических номеров более качественным и в целом повысить качество
хореографического обучения.