Напоминание

Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографией


Автор: Легостаева Виктория Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ЦДТ ГБОУ СОШ №1 им. И.М. Кузнецова
Населённый пункт: с.Большая Черниговка
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии и методики, используемые при обучении детей хореографией
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные образовательные технологии и методики, используемые

при обучении детей хореографией

Сегодня в сфере образования на смену традиционному обучению

приходит обучение развивающее, направленное на формирование

компетентной, социально-адаптированной личности, развитие творческого

потенциала воспитанников, развитие у детей устойчивой положительной

мотивации к занятиям хореографией. А значит, педагогам сферы

дополнительного образования в целом и преподавателям хореографии в

частности необходимо использовать в своей работе новые методы, формы

обучения и воспитания, современные образовательные технологии.

Применяемые в педагогике технологии имеют практический, прикладной

характер и предполагают такое построение деятельности педагога

(преподавателя), в котором входящие в него действия представлены в

определенной последовательности, обеспечивающей достижение

прогнозируемого результата.

Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала

воспитанников, формирования у них устойчивой положительной мотивации

к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата

используются различные методы работы.

Различают традиционные и инновационные методы обучения. Традиционные

методы работы направлены на усвоение определенных массивов знаний,

принятых в качестве нормативных. Работая в дополнительном образовании,

все больше убеждаешься, что для успешной профессиональной деятельности

необходимы глубокие знания педагогики и психологии.

Отметим, что традиционные технологии, используемые при обучении детей

хореографии, основаны на методах и рекомендациях по изучению истории

становления и развития искусства танца, изучении основ музыкального

движения, танцевальной техники, построении и разучивании танцевальных

комбинаций, постановке танца, отработке движений. Эти технологии

доказали свою эффективность и продолжают широко применяться в

настоящее время. С другой стороны, в современных условиях в основу

деятельности всех субъектов педагогического процесса заложена модель «Я

сам учусь, а не меня учат», т.е. перед работниками сферы дополнительного

образования, занятыми обучением детей хореографии, стоит задача развития

у воспитанников таких качеств, как самостоятельность, активность,

инициативность в поиске ответов на вопросы, активное применение

полученных умений и навыков в практической деятельности. Решению

данной задачи оптимально соответствует использование инновационных

методов и технологий, все более широко используемых в обучении

хореографии.

Комплексный способ разучивания танцевальных комбинаций включает в

себя:

- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом,

знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала,

просмотром образцовых танцевальных коллективов);

- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с

учетом возрастных особенностей детей);

- практический компонент (разучивание и проработка элементов

танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения,

тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую

видеосъемку);

- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи

практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить

достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее

задание, мысленный повтор разученных комбинаций).

Основные технологии, применяемые в современном обучении

хореографии.

1. Технология обучения в сотрудничестве.

Данная технология позволяет организовать обучение воспитанников в тех

формах, традиционно применяемых на занятиях хореографией. Технология

обучения в сотрудничестве основана на применении индивидуально-

групповой и командно-игровой работы. В первом случае происходит

разбивка занимающихся на небольшие группы (по 4-6 человек), каждая из

которых получает определенное задание, например, самостоятельно сделать

танцевальный этюд. Такая форма работы эффективна для усвоения нового

материала каждым ребенком. Разновидность индивидуально-групповой

работы – индивидуальная работа в команде, когда каждая из команд

придумывает свой этюд, а затем показывает их друг другу с дальнейшим

обсуждением, указанием на недочеты.

Еще один вид сотрудничества в рамках данной технологии – коллективный,

применяющийся для проведения сводных репетиций, ансамблей, а также

постановок танцев, где, к примеру, задействовано несколько возрастных

групп.

Основными принципами педагогики сотрудничества являются: принцип

учения без принуждения; право каждого на свою точку зрения; право на

ошибку; успешность; принцип сочетания индивидуального и коллективного

воспитания [1].

2. Игровые технологии. Указанные технологии обладают средствами,

активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся. В

их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности,

направленный на усвоение общественного опыта.

Музыкальная игра – это активная деятельность, направленная на выполнение

музыкально-ритмических задач. Наиболее часто игры применяются в

хореографической подготовке детей дошкольного и младшего школьного

возраста, однако игровая форма применима и в занятиях с более старшими

занимающимися, если содержание игры будет адаптировано к их возрасту.

Известно, что игра не только повышает настроение, развивает

координационные способности, физические качества, помогает лучше

воспринимать материал, повышает функциональные возможности организма.

Игровая форма стимулирует у детей, занимающихся хореографией, интерес к

выполнению того или иного задания, позволяет педагогу несколько раз

повторить одно и то же задание с целью усвоения какого-либо двигательного

навыка и согласовать движение с музыкой. Музыкальные игры и игровые

упражнения развивают музыкальную память, чувство ритма; способствуют

совершенствованию и закреплению полученных двигательных умений и

навыков в согласовании движений с музыкой, а также помогают лучше

воспринимать материал.

3. Здоровьесберегающие технологии. Данный вид технологии представляет

собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и

профилактических мероприятий, осуществляемых в процессе

взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Целью

здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение

занимающимся хореографией возможности сохранения здоровья,

формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому

образу жизни, обучение использованию полученных знаний в повседневной

жизни. На занятия хореографией, как правило, принимаются дети,

отличающиеся друг от друга по физическим данным, а потому бывает

необходимо заниматься и общим физическим развитием ребенка, и

исправлением (коррекцией) физических недостатков.

В работе педагога-хореографа возможно использование следующих

здоровьесберегающих образовательных технологий: организационно-

педагогических, психолого-педагогических, учебно-воспитательных,

лечебно-оздоровительных и физкультурно-оздоровительных.

Формирование правильной техники исполнения движений. В процессе

обучения в хореографическом коллективе создается более совершенная, в

плане «скульптурности», форма тела; воспитанникам прививаются

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, которые

они учатся использовать в повседневной жизни, что способствует общему

оздоровлению организма.

4. Технология проектной деятельности. Проект как технология включает в

себя 5 «П»: 1. Проблему; 2. Проектирование или планирование; 3. Поиск

информации; 4. Продукт; 5. Презентацию.

Использование метода проектов в обучении хореографическим дисциплинам

– средство, способное обеспечить высокую эффективность эстетического

воспитания, ведь главная особенность проектной деятельности –

осуществление ее в пространстве возможностей, где какие-либо готовые

решения изначально не определены и требуется поиск, а это пробуждает

фантазию, познавательную и творческую активность занимающихся,

повышает самостоятельность мышления.

В зависимости от характера конечного продукта проектной деятельности

выделяют такие виды проектов в сфере изучения танца:

- проекты конструктивно-практического характера, например,

трансформация игр в хореографии, создание танца или танцевального этюда

на основе игры, их разбор и семантическое описание.

- сценарные проекты, предполагающие разработку сценария какого-либо

внеклассного мероприятия для школы или отдельного мероприятия,

например, «Недели хореографического искусства»;

- проекты по созданию композиционного плана, подбору музыкального

материала, сочинению лексического материала для создания

хореографической постановки [6].

5. Информационные (информационно-коммуникационные) технологии. Их

использование стало характерной чертой современности, необходимой для

материально-технического оснащения работы хореографического

коллектива. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:

- обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм,

соответствующих современным техническим требованиям,

- создавать базы музыкальных файлов;

- менять темп, звук и высотность музыкального произведения;

- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

- хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;

- эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной

деятельности и т.д.

Итак, современные педагогические технологии в обучении детей

хореографии весьма разнообразны. К их числу относятся технология

обучения в сотрудничестве, игровые технологии, здоровьесберегающие

технологии, технология проектной деятельности, информационно-

коммуникационные технологии.

Комплексное использование рассмотренных технологий позволяет

обеспечить гармоничное развитие личности обучающихся, улучшить процесс

их самостоятельной творческой деятельности, сделать исполнение

хореографических номеров более качественным и в целом повысить качество

хореографического обучения.



В раздел образования