Автор: Хидиятуллина Зульфия Марсиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Арского района РТ
Наименование материала: статья
Тема: "О безотметочном обучении"
Раздел: начальное образование
О безотметочном обучении
Хидиятуллина Зульфия Марсиловна
МБОУ «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского
муниципального района РТ
Безотметочное обучение способствует формированию личности, но оно требует
новых методических приемов и усилий от учителя.
Поддерживать интерес к учению каждого ребенка нелегко. Достичь этого
можно при четком выделении учебных задач на четверть, неделю, урок.
Дети должны знать, какие новые слова и фразы надо научиться говорить,
что и как делать руками, как сопровождать физические действия речью, как
«работать»
глазами (куда посмотреть
в случае затруднения), когда и как
слушать. При организации учебного процесса в поле зрения учителя должны
быть те средства обучения, с помощью которых педагог может воздействовать
на развитие широты зрения: фонематического слуха, умения ориентироваться в
пространстве
(слева,
справа,
вверху,
внизу
и
т.д.),
умения
правильно
пользоваться ручкой, карандашом, линейкой. Учебником.
Желание преодолеть затруднение возникает у ребенка тогда, когда он четко
осознает свои пробелы, знает, как их исправить когда чувствует
поддержку
учителя, родителей и товарищей. Хвалить нужно за работу на уроке не вообще
всех, а конкретного ученика за его пусть маленький, но успех. Самое большое
удовлетворение
человек
испытывает
при
преодолении
трудностей.
Радость
познания
надо
поддерживать
всеми
средствами:
мимикой,
улыбкой,
отношением друзей и родителей.
Но чтобы создать такую атмосферу в классном коллективе, необходимо
доступное
обозрение
достигнутых
успехов.
Учитель
считает
эту
обременительную работу ненужной, избегает ее и теряет в лице родителей
самых активных помощников. Родители первоклассников – частые гости в
классе, ждут от учителя оценки готовности ребенка к учебному труду, а не
просто похвал дитяги. Заглянув в таблицу учета, которая всегда лежит на столе
учителя, родители видят пробелы и становятся первыми помощниками, а не
назидателями.
На самых первых уроках математики необходимо выявлять следующее:
Ф.И.
ученика
Отвлеч.
счет от
1 до 10
Отвлеч.
счет от
10 до 1
Счет от
любого
одноз-
начного
числа
Колич.
представл
. чисел
1,2,3,4,5
Ориент.
на
стран.
тетради
Больше.
меньше
,
столько
же
Узна-
вание
цифр
Сидоро
в
+
+
+
1,2,3,4,5
+
+
+
Романов
+
-
-
1,2
+
-
-(7,9)
Четко определив для себя границы необходимых знаний и умений данного
периода обучения, учитель будет работать не ради того, чтобы провести урок, а
«нарабатывать»
необходимую
«основу»,
без
чего
невозможно
продвижение
вперед.
Это
очень
важно:
дальнейшее
обучение
будет
строиться
с
учетом
индивидуальных возможностей
учащихся, с дифференциацией вопросов и
заданий.
На этапе обучения + - в пределах 10 следует учесть:
Ф.И.
ученика
+ - 1
по
ряду
чисел
+ - 1
по
предс
.
+ - 2
по
ряду
чисел
+ - 2
по
предс
.
+ - 3
по
ряду
чисел
+ - 3
по
предс
.
+ - 4 с
опоро
й на
конк.
образ
+ -
4
Исполь
-
зование
свойств
Сидоро
в
+
+
+
-
+
-
-
-
Петров
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Примеры для самостоятельных работ давать аналогичные тем, какие
указаны
в
таблице.
Таблицы
учета
умений
и
знаний
используются
на
протяжении изучения темы. Таким образом, в них заносятся результаты всех
самостоятельных работ. По данным таблицам будет видно, как каждый ученик
овладел вычислительными навыками. Наблюдения интересны не только для
учителя, но и для родителей и детей.
Интерес к учебному труду повышается. Учащиеся активнее работают,
внимательнее следят за ответами товарищей, сопереживают, стремятся всеми
силами преодолеть трудность.
На мой взгляд, безотметочное обучение не осуществить без учета успехов
и ошибок, ибо человеку свойственно желание знать результаты своего труда.
Стимулом в учебе является чувство удовлетворенности, возникшее в процессе
правильно
выполненной
работы,
закреплять
это
чувство
надо
оценкой
результатов.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
2.
Воронцов
А.Б.
Педагогическая
технология
контроля
и
оценки
учебной
деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.:
Рассказов, 2002
3.Логинова
О.Б.
Система
оценивания
учебных
достижений
школьников.
Рекомендации
Министерства
образования
Российской
Федерации
для
участников
эксперимента
по
совершенствованию
структуры
и
содержания
общего образования, 2001.
4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999.
Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000...
5.Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. М.:
УМЦ "Школа 2000...", 2002.