Напоминание

"О безотметочном обучении"


Автор: Хидиятуллина Зульфия Марсиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Старочурилинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Арского района РТ
Наименование материала: статья
Тема: "О безотметочном обучении"
Раздел: начальное образование





Назад




О безотметочном обучении

Хидиятуллина Зульфия Марсиловна

МБОУ «Старочурилинская средняя общеобразовательная школа» Арского

муниципального района РТ

Безотметочное обучение способствует формированию личности, но оно требует

новых методических приемов и усилий от учителя.

Поддерживать интерес к учению каждого ребенка нелегко. Достичь этого

можно при четком выделении учебных задач на четверть, неделю, урок.

Дети должны знать, какие новые слова и фразы надо научиться говорить,

что и как делать руками, как сопровождать физические действия речью, как

«работать»

глазами (куда посмотреть

в случае затруднения), когда и как

слушать. При организации учебного процесса в поле зрения учителя должны

быть те средства обучения, с помощью которых педагог может воздействовать

на развитие широты зрения: фонематического слуха, умения ориентироваться в

пространстве

(слева,

справа,

вверху,

внизу

и

т.д.),

умения

правильно

пользоваться ручкой, карандашом, линейкой. Учебником.

Желание преодолеть затруднение возникает у ребенка тогда, когда он четко

осознает свои пробелы, знает, как их исправить когда чувствует

поддержку

учителя, родителей и товарищей. Хвалить нужно за работу на уроке не вообще

всех, а конкретного ученика за его пусть маленький, но успех. Самое большое

удовлетворение

человек

испытывает

при

преодолении

трудностей.

Радость

познания

надо

поддерживать

всеми

средствами:

мимикой,

улыбкой,

отношением друзей и родителей.

Но чтобы создать такую атмосферу в классном коллективе, необходимо

доступное

обозрение

достигнутых

успехов.

Учитель

считает

эту

обременительную работу ненужной, избегает ее и теряет в лице родителей

самых активных помощников. Родители первоклассников – частые гости в

классе, ждут от учителя оценки готовности ребенка к учебному труду, а не

просто похвал дитяги. Заглянув в таблицу учета, которая всегда лежит на столе

учителя, родители видят пробелы и становятся первыми помощниками, а не

назидателями.

На самых первых уроках математики необходимо выявлять следующее:

Ф.И.

ученика

Отвлеч.

счет от

1 до 10

Отвлеч.

счет от

10 до 1

Счет от

любого

одноз-

начного

числа

Колич.

представл

. чисел

1,2,3,4,5

Ориент.

на

стран.

тетради

Больше.

меньше

,

столько

же

Узна-

вание

цифр

Сидоро

в

+

+

+

1,2,3,4,5

+

+

+

Романов

+

-

-

1,2

+

-

-(7,9)

Четко определив для себя границы необходимых знаний и умений данного

периода обучения, учитель будет работать не ради того, чтобы провести урок, а

«нарабатывать»

необходимую

«основу»,

без

чего

невозможно

продвижение

вперед.

Это

очень

важно:

дальнейшее

обучение

будет

строиться

с

учетом

индивидуальных возможностей

учащихся, с дифференциацией вопросов и

заданий.

На этапе обучения + - в пределах 10 следует учесть:

Ф.И.

ученика

+ - 1

по

ряду

чисел

+ - 1

по

предс

.

+ - 2

по

ряду

чисел

+ - 2

по

предс

.

+ - 3

по

ряду

чисел

+ - 3

по

предс

.

+ - 4 с

опоро

й на

конк.

образ

+ -

4

Исполь

-

зование

свойств

Сидоро

в

+

+

+

-

+

-

-

-

Петров

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Примеры для самостоятельных работ давать аналогичные тем, какие

указаны

в

таблице.

Таблицы

учета

умений

и

знаний

используются

на

протяжении изучения темы. Таким образом, в них заносятся результаты всех

самостоятельных работ. По данным таблицам будет видно, как каждый ученик

овладел вычислительными навыками. Наблюдения интересны не только для

учителя, но и для родителей и детей.

Интерес к учебному труду повышается. Учащиеся активнее работают,

внимательнее следят за ответами товарищей, сопереживают, стремятся всеми

силами преодолеть трудность.

На мой взгляд, безотметочное обучение не осуществить без учета успехов

и ошибок, ибо человеку свойственно желание знать результаты своего труда.

Стимулом в учебе является чувство удовлетворенности, возникшее в процессе

правильно

выполненной

работы,

закреплять

это

чувство

надо

оценкой

результатов.

Литература

1.Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.

2.

Воронцов

А.Б.

Педагогическая

технология

контроля

и

оценки

учебной

деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. М.:

Рассказов, 2002

3.Логинова

О.Б.

Система

оценивания

учебных

достижений

школьников.

Рекомендации

Министерства

образования

Российской

Федерации

для

участников

эксперимента

по

совершенствованию

структуры

и

содержания

общего образования, 2001.

4. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999.

Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Д. Чечель. Школа 2000...

5.Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Выпуск 4. М.:

УМЦ "Школа 2000...", 2002.



В раздел образования