Автор: Шаповалов Юрий Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12 имени Героя Советского Союза Суханова В.Ф."
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Знание основ безопасности жизнедеятельности как обязательное условие успешной адаптации ребёнка в современных условиях жизни»
Раздел: среднее образование
«Знание основ безопасности жизнедеятельности как обязательное условие
успешной адаптации ребёнка в современных условиях жизни»
В современном мире проблема успешной адаптации подрастающего поколения
становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень
обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,
счастливым, умным, добрым и успешным.
На встрече с обучающимися московских школ президент РФ сказал:
"Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, решать нестандартные
задачи, ставить цели и добиваться их".
В решении проблемы повышения уровня безопасности школьников в современных
условиях, вопросах социальной адаптации, формирования их нравственных основ,
получения практических навыков в области поведения в чрезвычайных и
экстремальных
ситуациях
следует
активно
использовать
возможности
образовательной деятельности.
Одна
из
таких
возможностей
-
использование
личностно-ориентированного
обучения на уроках ОБЖ как средство адаптации школьников к реалиям
окружающей действительности, привития им практических навыков в области
экстремальных и чрезвычайных ситуаций, а не только для создания обучающимся
оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного
начала,
формирования
самостоятельности,
способности
к
самообразованию,
самореализации.
Основными условиями реализации этой задачи являются методическая
компетентность
учителя,
учет
образовательных
интересов
обучающихся,
демократический стиль общения педагога с учениками. Немаловажную роль играет
и наличие необходимой - материально технической базы, учебно-методического
обеспечения преподавания предмета.
В решении этой задачи можно выделить следующие этапы:
- урочная учебная деятельность обучающихся;
- внеурочные занятия по предмету;
- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.
Для
активизации
познавательных
интересов
обучающихся
в
школе
применяются различные формы работы, например, такие, как школьные туры
олимпиад, конкурсы творческих работ (проекты, рефераты).
Большую
значимость
на
всех
ступенях
обучения
ОБЖ
приобретает
информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В её рамках ученики
развивают умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в
источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной,
критической оценки достоверности её источников, передачи их содержания
адекватно поставленной цели.
Активизации
информационно-коммуникативной
деятельности,
развитию
личности
ребенка,
его
креативных
возможностей
способствует
выполнение
творческих работ на уроках ОБЖ. Предлагается обучающимся выражать свое
видение экстремальных и чрезвычайных ситуаций в виде проектов, по темам курса:
8 класс - «Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера», 9 класс - «ЧС природного и техногенного характера».
Повышению качества творческих работ в большой степени способствует
использование инновационных технологий и в частности, проектного метода.
Ежегодно мы участвуем в муниципальном конкурсе ученических проектов
«Память», межрегиональном конкурсе проектов «Я познаю мир».
Внеурочные занятия направлены на формирование у обучающихся поведенческих
навыков в определении конкретной ситуации.
Ежегодно в школе проводятся
следующие мероприятия: «8 октября - День женских
авиационных полков, сформированных под руководством Марины Расковой», День
здоровья, Весёлые старты,
военно-спортивные игры среди учебных заведений
Энгельсского района, «День защиты детей», «Единый день безопасности дорожного
движения» для обучающихся, педагогов и родителей.
Внеурочная деятельность должна реализовываться в неразрывной связи с
учебной деятельностью. Внеурочные занятия помогают формировать основные
понятия патриотизма, чувства ответственности и долга.
Обучающиеся
нашей
школы
не
один
год
принимали
участие
в
муниципальном конкурсе Юнармейских отрядов.
В процессе ведения внеурочной работы
в нашей школе используются
различные формы деятельности: викторины, конкурсы, соревнования, экскурсии,
выставки творческих работ обучающихся, клубы и кружки.
Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся - это, прежде всего,
исследовательская деятельность. Она может включать в себя подготовку докладов
по изучаемым темам, выполнение и защиту проектов, выполнение творческих работ
по предмету, написание рефератов, сбор материала к открытому классному часу на
патриотическую тему.
Например, в этом году проводился классный час на тему «Наши земляки,
прославившие Саратовскую область в годы ВОВ». Очень важно использовать такие
формы изучения материала как семинары и дискуссии, которые предполагают
самостоятельное
исследование
предложенных
к
рассмотрению
вопросов,
формирование собственного мнения о затрагиваемых проблемах.
В декабре в
рамках декады естественно - научного цикла со старшеклассниками была проведена
дискуссия «Ранние браки: плюсы и минусы».
К
возможным
результатам
использования
современных
личностно
ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности
можно отнести:
- позитивную динамику уровня обученности школьников;
- рост мотивации к изучению предмета;
- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;
- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в
образовательном процессе;
- развитие творческих способностей обучающихся.
Таким образом, знание основ безопасности жизнедеятельности является
обязательным
условием
процесса
успешной
адаптации
обучающихся
и
формирования у них необходимых в повседневной жизни практических умений и
навыков.