Напоминание

«Знание основ безопасности жизнедеятельности как обязательное условие успешной адаптации ребёнка в современных условиях жизни»


Автор: Шаповалов Юрий Алексеевич
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "СОШ №12 имени Героя Советского Союза Суханова В.Ф."
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Знание основ безопасности жизнедеятельности как обязательное условие успешной адаптации ребёнка в современных условиях жизни»
Раздел: среднее образование





Назад




«Знание основ безопасности жизнедеятельности как обязательное условие

успешной адаптации ребёнка в современных условиях жизни»

В современном мире проблема успешной адаптации подрастающего поколения

становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень

обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным,

счастливым, умным, добрым и успешным.

На встрече с обучающимися московских школ президент РФ сказал:

"Школьники должны учиться самостоятельно мыслить, решать нестандартные

задачи, ставить цели и добиваться их".

В решении проблемы повышения уровня безопасности школьников в современных

условиях, вопросах социальной адаптации, формирования их нравственных основ,

получения практических навыков в области поведения в чрезвычайных и

экстремальных

ситуациях

следует

активно

использовать

возможности

образовательной деятельности.

Одна

из

таких

возможностей

-

использование

личностно-ориентированного

обучения на уроках ОБЖ как средство адаптации школьников к реалиям

окружающей действительности, привития им практических навыков в области

экстремальных и чрезвычайных ситуаций, а не только для создания обучающимся

оптимальных условий для развития их потенциальных возможностей, духовного

начала,

формирования

самостоятельности,

способности

к

самообразованию,

самореализации.

Основными условиями реализации этой задачи являются методическая

компетентность

учителя,

учет

образовательных

интересов

обучающихся,

демократический стиль общения педагога с учениками. Немаловажную роль играет

и наличие необходимой - материально технической базы, учебно-методического

обеспечения преподавания предмета.

В решении этой задачи можно выделить следующие этапы:

- урочная учебная деятельность обучающихся;

- внеурочные занятия по предмету;

- индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.

Для

активизации

познавательных

интересов

обучающихся

в

школе

применяются различные формы работы, например, такие, как школьные туры

олимпиад, конкурсы творческих работ (проекты, рефераты).

Большую

значимость

на

всех

ступенях

обучения

ОБЖ

приобретает

информационно-коммуникативная деятельность учащихся. В её рамках ученики

развивают умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в

источниках различного типа, отделение основной информации от второстепенной,

критической оценки достоверности её источников, передачи их содержания

адекватно поставленной цели.

Активизации

информационно-коммуникативной

деятельности,

развитию

личности

ребенка,

его

креативных

возможностей

способствует

выполнение

творческих работ на уроках ОБЖ. Предлагается обучающимся выражать свое

видение экстремальных и чрезвычайных ситуаций в виде проектов, по темам курса:

8 класс - «Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера», 9 класс - «ЧС природного и техногенного характера».

Повышению качества творческих работ в большой степени способствует

использование инновационных технологий и в частности, проектного метода.

Ежегодно мы участвуем в муниципальном конкурсе ученических проектов

«Память», межрегиональном конкурсе проектов «Я познаю мир».

Внеурочные занятия направлены на формирование у обучающихся поведенческих

навыков в определении конкретной ситуации.

Ежегодно в школе проводятся

следующие мероприятия: «8 октября - День женских

авиационных полков, сформированных под руководством Марины Расковой», День

здоровья, Весёлые старты,

военно-спортивные игры среди учебных заведений

Энгельсского района, «День защиты детей», «Единый день безопасности дорожного

движения» для обучающихся, педагогов и родителей.

Внеурочная деятельность должна реализовываться в неразрывной связи с

учебной деятельностью. Внеурочные занятия помогают формировать основные

понятия патриотизма, чувства ответственности и долга.

Обучающиеся

нашей

школы

не

один

год

принимали

участие

в

муниципальном конкурсе Юнармейских отрядов.

В процессе ведения внеурочной работы

в нашей школе используются

различные формы деятельности: викторины, конкурсы, соревнования, экскурсии,

выставки творческих работ обучающихся, клубы и кружки.

Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся - это, прежде всего,

исследовательская деятельность. Она может включать в себя подготовку докладов

по изучаемым темам, выполнение и защиту проектов, выполнение творческих работ

по предмету, написание рефератов, сбор материала к открытому классному часу на

патриотическую тему.

Например, в этом году проводился классный час на тему «Наши земляки,

прославившие Саратовскую область в годы ВОВ». Очень важно использовать такие

формы изучения материала как семинары и дискуссии, которые предполагают

самостоятельное

исследование

предложенных

к

рассмотрению

вопросов,

формирование собственного мнения о затрагиваемых проблемах.

В декабре в

рамках декады естественно - научного цикла со старшеклассниками была проведена

дискуссия «Ранние браки: плюсы и минусы».

К

возможным

результатам

использования

современных

личностно

ориентированных технологий на уроках основ безопасности жизнедеятельности

можно отнести:

- позитивную динамику уровня обученности школьников;

- рост мотивации к изучению предмета;

- активное участие школьников в конкурсах и соревнованиях;

- активизация самостоятельной деятельности обучающихся в

образовательном процессе;

- развитие творческих способностей обучающихся.

Таким образом, знание основ безопасности жизнедеятельности является

обязательным

условием

процесса

успешной

адаптации

обучающихся

и

формирования у них необходимых в повседневной жизни практических умений и

навыков.



В раздел образования