Напоминание

Музейный урок "Посиделки у самовара"


Автор: Пономарёва Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Щучинская СОШ" Эртильский муниципальный район Воронежская область
Населённый пункт: с. Щучинские Пески, Эртильский район, Воронежская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Музейный урок "Посиделки у самовара"
Раздел: начальное образование





Назад




Воронежская область

Эртильский муниципальный район

МКОУ «Щучинская средняя общеобразовательная школа»

Пономарёва Вера Ивановна

Название: Посиделки у самовара

Тема: Сохранение традиции чаепития как отражение гостеприимства русского народа

Цель мастер-класса:

способствовать развитию творческих способностей воспитанников младшего школьного возраста в

процессе

самостоятельной

деятельности

по

созданию

индивидуального

дизайнерского

макета

самовара

Задачи:

познакомить детей с историей русского самовара;

учить детей чтить и уважать традиции русского народа

посетить с экскурсией «Эти разные самовары» Эртильский этнографический музей под открытым

небом «Деревенька 17-19 веков», созданный Брежневым Владимира Ивановича

Методы и приёмы: погружение в прошлое традиций наших предков, ролевая игра «Мы-

художники», экспресс-опрос «Знаешь ли ты?»

Дидактический материал: шаблоны для конструирования самовара

Ожидаемые результаты:

1.Развитие творческой и познавательной активности, расширение кругозора детей по данному

направлению

2.Дети работают в коллективе, сотрудничают, помогают сверстникам, размышляют, составляют

силуэт самовара и красиво располагают его на планшетах.

3.Проявляют свою смекалку, размышляют, обсуждают, высказывают своё мнение.

Оборудование:

выставка самоваров (заранее подготовленная с привлечением родителей)

презентация «В гостях у самовара»

выставочная доска

Раздаточный материал: бумага, краски, кисточки, простые карандаши, ножницы, клей ПВА

Ход мастер-класса

1.

Подготовительный этап.

1.1.

Подготовка помещения

В классе оформлена выставка самоваров.

1.2.

Разработка плана-конспекта мастер-класса

2.

Основная часть реализации мастер-класса

2.1.

Основы собственной системы работы по избранной теме мастер-класса

Актуальность. Проведённое анкетирование среди воспитанников младшего школьного возраста

показало, что только 35% детей в своих семьях имеют и используют самовары в праздничные дни и

при встрече гостей. Это становится семейной традицией. И лишь 20% хранят самовары своих предков

как дорогую реликвию. А ведь для русского народа с давних времён чаепитие считалось важной

чертой гостеприимства. Наличие самовара в семье считался важным предметом быта, который всегда

находился на столе. Продолжая и сохраняя традиции своих предков, важно и сегодня использовать

их, как семейное чаепитие.

Новизна. В настоящее время русский

самовар по-прежнему является носителем культурных и

духовных традиций нашей страны. Самовар - это душа Руси, это тепло души русского человека.

Самовар - не потому, что сам варит еду или чай, а потому, что варит, готовит атмосферу. «Самоварит»

обстановку для чаепития, для веселья, для душевного, дружеского разговора. Самовар - это не просто

устройство, это центр стола, праздника, гулянья. Сейчас самовар стал больше сказанием, некой былью,

отошел в прошлое. Но те, кто понимает истинное назначение этого устройства, те, кто понимает, зачем

нужен самовар- непременно имеют в своем пользовании сие великое достижение русской, исконно

веселой и великой души наших предков.

Результативность. Повторное анкетирование при проведении праздника «Посиделки у самовара»

показало, что все дети в классе хотели бы у себя дома иметь самовары для семейного чаепития. Это

предложение поддержали и их родители.

2.2.

Путешествие в Страну Самоварию. Проблемная ситуация.

- Ребята, вы догадались, о каком старинном предмете мы поведем сегодня разговор?

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. Верно, это самовар.

На Руси самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя, недаром говорят — где

есть чай, там и под елью рай. Однажды попробовав чаю из настоящего русского самовара, уже

не захочется пить чай из обычного чайника. В деревенских глубинках и сегодня самовары передаются

из поколения

в поколение,

становясь

семейной

реликвией.

Сегодня

самовар

и посиделки

вновь

становятся символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Интересные факты о самоварах:

Тульский самовар, вмещавший 250 литров воды и весивший 100 кг, был изготовлен

в 1922 году в подарок председателю ВЦИКа Калинину. Вода вскипала 40 минут

и остывала два дня. На тот момент этот самовар был самым большим в мире.

На сегодняшний день рекорд самого большого самовара в мире принадлежит

запорожцам. Весит он более 3 центнеров, высота его 1,8 м, а объем 360 литров!

За день из него могут напиться чаю до 10000 человек.

Абсолютный рекорд установил «российский Левша», мастер микроминиатюры Николай Алдунин.

Он сделал самый маленький самовар в мире! Его высота всего 1,2 мм! Изготовлен он из золота

и состоит из 12 деталей.

Актуализация знаний.

В гостях у самовара. Назовите произведения, в которых встречается самовар.

Участвуют две команды. За правильный дети получают жетон. Это является пропуском команды в

мастерскую.

1. Из окошка вывалился стол

И пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,

Как на лошади верхом,

Самоварище сидит

И товарищам кричит:

“Уходите, бегите, спасайтеся!”.

(К.Чуковский “Федорино горе”)

2. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня

Убежал, как от огня.

(К.Чуковский “Мойдодыр”)

3. Стал старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.

(В. Бианки “Сова”)

4. Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

(К.Чуковский “Муха-цокотуха”)

2.3. Путешествие в Страну Самоварию (презентация)

Цель: познакомить с историей появления самоваров на Руси и мастерами художниками.

Самовар имеет длинную и занимательную историю. Она тесным образом связана с историей России,

русского быта. За относительно короткое историческое время самовар сумел стать необходимым

предметом в жизни любого россиянина. Без самовара не обходилось ни одно семейное событие или

прием гостей, в столице или в провинции практически в каждой семье стояли «чудо-водогреи».

Таким образом, самовар является неотъемлемой частью русской культуры. История самовара тесно

связана с историей русского чаепития, а история производства самовара - с историей самой страны.

Чаепитие всегда было неотъемлемой частью русского уклада жизни, имело свои традиции. А центром

этого события был самовар. Это подтверждают слова П.А.Столыпина: «Россия без самовара – это не

Россия».

2.4.

А теперь, мои дорогие, нам пора немного отдохнуть –танцевальная минутка

«Пых-пых самовар» (музыкальное сопровождение: песня «Самовар»

2.5.

Практическая деятельность. Работа в мастерской «Мы-художники»

Представьте, что вам поступил заказ на создание оригинального дизайна самовара.

Перед вами находится необходимый материал. Итак, начинаем трудиться. Вам необходимо проявить

и знание исторических традиций в росписи самоваров, и проявить своё творчество.

Шаг

1.

Нарисуем

почти

полукруг

и

на

нем

выделим

узкий

прямоугольник.

Соблюдаем

размещение на плоскости бумаги.

Шаг 2. Рисуем верхушку самовара.

Шаг 3. Рисуем кран и основание.

Шаг 4. Разукрашиваем самовар.

2.6.

Выставка работ на демонстрационной доске.

3. Блиц - опрос: «В гостях у Самовара» (ответы детей)

1.Какой формы делали самовары?

2.Из какого материала делали самовар?

3.В каких детских произведениях литературы упоминается о самоваре?

4.Какая страна считается родиной чая?

5.Какой чай называют «русским»?

6.Что такое сбитень?

7.Во время чаепития, кто считался главой стола?

8.Какими травами в России заменяют чай?

9.Какой город считался столицей самоваров?

10.Кто основал первую самоварную фабрику?

11.Как узнавали, кто этот самовар изготовил?

12.Почему чай называют «чистильщиком»?

13.Как в Западной Европе называли Русский Самовар?

14.Чему обязан Самовар своим появлением?

15.Кто придумал самовар?

16.С чем следует пить чай при простуде?

17.Жители, какой страны выпивают чая больше всех остальных?

18.Чай бывает черным, зеленым, а еще каким?

19.С чем следует пить чай при простуде?

20.Какой народ пьет чай с молоком и сливками?

21. Китайцы говорят: вчерашний чай подобен яду змеи! Почему?

4. Подведение итогов.

Самовар - это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, в

произведениях классиков нашей литературы - Пушкина и Гоголя, Блока и Горького, в картинах

известных русских художников - Н. Богданова - Бельского, К. Коровина, К. Маковского. Самовар - это

доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой, который

поможет напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях. Самовар - это доброе

русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой, который поможет

напомнить о давно забытых, но таких приятных русских традициях.

5. Этап рефлексии.

Команды успешно справились с порученным заданием. На демонстрационной доске представлены

лучшие работы наших начинающих дизайнеров. Все участники команд проявили активность и показали

свой творческий стиль. Благодарю каждого из вас за активную работу по созданию дизайна самовара

не просто как предмета быта, а реликвия наших предков, которая успешно используется нами и сегодня.

Список рекомендуемой литературы:

Фрайкопф Г.

Русские самовары / Г. Фрайкопф. — Санкт-Петербург : ICAR, 1996. — 63 с. : ил.

Куликов В. В.

Ажур металла рукотворный / В. В. Куликов. — Тула : Приокское книжное

издательство, 1990. — 160 с. : ил.

Лаврик А. Г.

Тульские умельцы / А. Г. Лаврик ; [ил.: И. Прагер, А. Самсонов]. — Москва : Детский

мир, 1965. — 45, [5] с. : ил.

Плясина Е. В.

Наши маленькие открытия / Е. В. Плясина // Начальная школа. — 2009. —

N 2

. — С.

55-58.

Егорова А.

10 символов России // Огонек. — 2009. —

N

4. — С. 60 : 10 фот.

Щербакова А.

«Самовар кипит — уходить не велит» // Хроники краеведа. — 2009. —

N 4

. — С. 152-

155 : фот., 3 рис.

Карягина Е.

Русское чаепитие // Народное творчество. — 2008. —

N 6

. — С. 41-44 : фото ;

N 6 (69)

.

— С. 41-44.



В раздел образования