Автор: Яшина Алла Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано и концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ им. Н.А, Римского-Корсакова
Населённый пункт: г. Ростов - на - Дону
Наименование материала: методический доклад
Тема: Мастерство педагога и роль педагогических и психологических факторов в воспитании и развитии творческих способностей обучающихся. Творческое начало в процессе обучения
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад Яшиной А.Ю.,
преподавателя фортепиано МБУ ДО ДШИ
Римского-Корсакова
г. Ростов-на-Дону, 2022
«Мастерство педагога и роль педагогических и психологических
факторов в воспитании и развитии творческих способностей
обучающихся. Творческое начало в процессе обучения».
«Наша
задача
–
создать
процесс
обучения,
способный
дать
широкую
подготовку учащимся, развить их общий
кругозор, воспитать всесторонне
развитую
личность».
В. А. Сухомлинский
Внутренний мир ребенка богат, сложен и разнообразен. В нашей работе
должно быть, прежде всего, глубокое уважения к ребенку и соединение
обучения для детского возраста с его интересами и переживаниями.
Одной из важнейших задач обучения игре на инструменте является
приучение ребенка с первых шагов к самостоятельной работе и развитие его
творческой инициативы.
Одна из важнейших для меня задач, как для педагога, - зажечь в ребенке
интерес к музыке, вместе с интересом я стараюсь столь же тщательно
прививать любовь к работе. Психологи считают, что ребенок младшего
возраста лучше включается в творческий процесс, чем подростки-учащиеся
старших классов, ведь дети младшего возраста более открыты, свободны,
предприимчивы, и эту особенность возраста нужно всецело поощрять и
развивать. Педагогу следует подходить к своей работе творчески, чтобы
поддерживать постоянный интерес ребенка к занятиям, уметь
сконцентрировать его внимание на достижении определенной цели. Нельзя
не учитывать индивидуальность ученика. Ведь каждый ребенок - это уже
личность, нельзя подавлять творческие импульсы индивидуального
творчества каждого ребенка, навязывая ему свои представления, строгие
правила, подгоняя под общие шаблоны.
Урок – как основная форма педагогического процесса
Прежде всего, на каждом уроке должна осуществляться обратная связь.
Хороший урок – дело непростое даже для опытного учителя.
Важно найти индивидуальный подход к каждому ученику как к личности.
Существуют требования к уроку – дидактические, воспитательные и
организационные.
Существует форма уроков - комплексные и тематические.
Комплексные включают в себя несколько видов музицирования, где
исполняются различные пьесы с постановкой разных (независимых) задач на
разных этапах освоения музыкальных произведений - разбор, чтение с листа,
прослушивание целиком, игра в ансамбле, работа над деталями и др.
Тематические – это уроки, где педагог выявляет на разнообразном
материале одну и ту же важнейшую задачу, направляя на нее всё внимание
ученика - это педализация, фразировка, нюансировка, работа над штрихами,
разбор формы произведения в связи с содержанием.
Каждый урок, в общем-то, планируется - его цели, задачи, структура.
Но все мы живые люди – ученик может придти неподготовленным, в
плохом настроении или самочувствии, или без нот, поэтому преподаватель
должен быть искусным импровизатором и творческой личностью на уроке.
Способы ведения уроков зависят от характера ученика, его способностей,
индивидуальности, а также от личности педагога. Это может быть урок-
удивление «как я буду работать дома» (чаще всего), либо урок-дискуссия
или урок-соревнование, или урок-самоанализ. Также можно провести урок
«если бы я был педагогом» или урок - концерт с напутствиями перед игрой.
При этом главным в проведении урока является запоминающаяся
творческая форма общения с яркостью и свежестью изложения, с
использованием ТСО.
Дети любят уроки с разнородной тематикой. Необязательно каждый урок
слушать гаммы. Можно почитать с листа или подобрать аккомпанемент к
знакомой песне. Важно учить ученика правильно распределять своё
внимание и ясно очерчивать цель.
Задания должны быть краткими и точными, с обязательной проверкой в
дальнейшем. Проверка заданного на дом обязательна в любой форме
(целиком, выборочно или как способ работы над эпизодом пьесы).
Важную роль играют оценки, поощрения, «наказания» (например, точки
карандашом в дневнике с предупреждением о «двойке» в дальнейшем).
Формирование педагогического «слышания».
Педагог должен уметь слышать ученика, учитывать достоинства и
недостатки ученика в момент игры, намечать краткие пути исправления
недостатков, но вместе с этим и сопереживать вместе с учеником, сравнивать
вчерашнее и сегодняшнее исполнение в представлении с идеалом,
одновременно выявляя возможности данного ученика.
Отметив ошибки в исполнении учащегося, педагог выстраивает их по
степени сложности и необходимости устранения.
Желательно, чтобы у педагога присутствовали поэтичность языка,
педагогический артистизм, профессиональная этика, терпение и
настойчивость. Наряду со словесными пояснениями очень важен показ,
наглядные методы (иллюстрации на рояле, подбор упражнений,
прослушивание записи и др.)
Кропотливая работа на уроке – это залог будущей аккуратности и
профессионализма ученика.
Цель урока достигнута, если в конце урока ученик играет лучше, чем в
начале.
В своей работе считаю важным наряду с рассказом и объяснением
использование наглядных и практических методов, обязательно учитывая
объём и степень трудности материала, нагрузку по другим предметам,
состояние здоровья ученика.
Нельзя не упомянуть и о важной роли родителей в воспитании и обучении
юного музыканта. Внимание и заинтересованность родителей – это половина
успеха в обучении ребёнка, поэтому контакт педагога и родителей должен
быть постоянным, а порой приходится воспитывать и обучать и родителей.
С первых уроков следует приучать ученика к тому, что не только
учитель будет говорить на уроке. Ребенок должен быть постоянно активным,
а не пассивным слушателем. Идеальная форма работы на уроке - диалог:
ребенок спрашивает, если ему понятно рассказывает сам, что знает, смотрит,
отстаивает свое мнение, предлагая что-то новое, интересное.
Первый урок в музыкальной школе является в жизни ребенка большим
событием. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и
делает первые шаги в музыке. От того, насколько успешной будет эта
встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям, поэтому первые
уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений,
эмоций. По словам Д.Артоболевской: «В детстве закладываются не только
основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение
работать. Только достигнув заинтересованности на первых встречах с
музыкой, можно постоянно вводить ребенка в более узкий круг
профессиональных навыков». Ребёнок пришел на свой первый в жизни урок
фортепиано. И сразу же : «Давай поиграем! Для начала мы исполним с тобой
«Танец маленьких лебедей » из балета Чайковского «лебединое озеро». Ты
будешь играть вон те две черные клавиши. Их легко запомнить». Игра
третьим пальцем на черных клавишах в размеренном движении с
многократным повторением поднимет ладошку, соберет ее в красивый
«домик», заставит пружинить кисть , даст первое ощущение контакта
пальца и клавиши. Но главное - наполнит ребенка гордостью – у него
получилась настоящая музыка. Именно так и начинается игра в игру на
фортепиано. Обязательное условие – материалом для нее должен служить
простой и легко запоминающийся рисунок. На последующем уроке дадим
каждому пальчику по отдельной комнате-клавише и пусть пять пальцев
шагают туда-сюда- от ноты до к соль и назад. Чтоб левой руке не было
скучно – пусть она гудит квинтой (до и соль исполняются 5 и 1 пальцами).
Далее можно поменять руки или добавить черную клавишу и услышать
минор.
На уроках педагог месяца два стоит за спиной у первоклассника и водит
его за кисти- 2-й палец снизу поддерживает свод кисти, 1-й сверху управляет
кситью, 4-й и 5-й поддерживают предплечье в ровном положении. Ученик
дома часто в занятиях опускает локоть и рука заваливается на 5-й палец.
При ознакомлении с размером и ритмом надо заставлять считать вслух.
Не будет зажатия горла, шеи. Особенно надо научить считать на «и». Слабое
или полное непонимание группировки заставляет ученика безграмотно
разбирать текст. Но все время считать вслух не следует, т.к. в этом случае
ученик плохо себя слышит, он поглощен словами, которые произносит.
Для знакомства со знаками альтерации заранее заготавливаю карточки с
рисунками. Тучка с капельками превращается в занк бемоля, значит, нотку
понижаем. Лесенка (один сегмент из рисунка) похожа на диез.
Малыш должен уметь с самого начала запоминать случайный знак на
весь такт. Не надо ему подсказывать фальшивую ноту. Если сам найдёт, то
лучше запомнит и исправит ошибку. Ученику со слабым слухом я перед
нотой карандашом ставлю знак альтерации, которую она сам нашёл в классе.
Первое упражнение на легато – две ноты, связанные лигой. Первый звук
играется вниз кистью, а второй с разрешением исполняется поднимающейся
кистью тише и короче.
Дети в младших классах любят играть гаммы. Можно познакомить с
расходящейся от тоники или с хроматической гаммой. Совсем мальеньким
объясняю, что белые клавиши – это первый этаж или травка. А черные
клавиши – второй, где растут цветы. Расстояние «ми» и «фа», а также «си» и
«до» - лужок и исполняется 1-м и 2-м пальцами. Так разучивается
хроматическая гамма. В пьесе Н.Тороповой «Жук» используется
гаммообразное построение с зеркальной аппликатурой. На уроке складываем
ладоши, выполняем упражнение под названием «приветствие пальчиков» из
сборника А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой».
Нельзя прощать ученику несовпадения рук и передержку пальцев. Локти
при игре спокойны, в гаммах не висят, а двигают руки вдоль клавиатуры.
Чуть приподнимается левый локоть при движении левой руки вверх (с
высоким положением локтя) и правой руки вниз.
Пальцы как бы продолжают клавишу, параллельны ей. А не играют под
углом к ней. Что чаще всего и бывает.
Качество звука в гаммах достигается сравнением извлечения каждого
пальца нажимом «до дна». Палец будто захватывает клавишу. Это сравнение
помогает активности пальцевых фаланг. Неповоротливость 1-го пальца
вызывает дёрганье кисти, рывки руки вверх. Вниз. Особенно при
подкладывании. В своём классе с учениками проходим упражнение на
подкладывание 1-го пальца. В упражнении кисть спокойна. Работает только
1-й палец. При подкладывании через 2.3,4 пальцы – необходимо боковое
движение кисти, помогающее 1-му дотягиваться до терции и кварт:
В каждой пьесе важно определить характер и искать аналогию с
простым и понятным. Чаще играть ученику, ведь сам того не замечая, он
схватывает и перенимает инстинктивно пианистические приёмы и средства
музыкальной выразительности. Артикуляция подобна дикции в речи.
На первом этапе педагог стремится к тому, чтобы слушать доступную
музыку, ученик мог дать самую общую словесную характеристику этой
музыки: веселая, грустная, танцевальная, маршевая и т.д. Далее ученик уже
должен понимать знаки препинания в музыке, т.е. моменты смены дыхания,
строения фразы, предложения, должен понимать связь музыкального вопроса
и ответа, динамику произведения и т.д.
Даже маленькому музыканту можно пояснить, что реприза – это
повторение, но не механическое, а в новом качестве. Уже раз прозвучавшее
надо научить ребенка толковать так, чтобы реприза обрела новые краски,
обостряющие звучание, - динамическое, образное, штриховое. Даже две
повторяющиеся фразы следует трактовать по – разному.
Интерес к занятиям, режим. Оценки.
Нужно помочь составить ученику расписание домашних занятий.
Организация ежедневных занятий – обязательное условие обучения. Успех
работы именно в ежедневности. Начинающему надо играть 45 минут, во 2-м
классе – час или 1,5 , в 3-м - 1,5 часа, в 4-м- около двух часов, в пятом- 2 или
2, 5 часа, в 6-7 классе – 3 часа. Гаммы и этюды с упражнениями можно
играть рано утром до школы. После школы – поиграть час , затем после
перерыва еще час. В старших классах делить в два приема занятия по 1,5
часа. Как же занимается ученик со средними способностями? До того ли он
поглощен своей работой, что не видит и не слышит вокруг себя, не слышит,
что играют во дворе дети, не слышит телефонного звонка, не видит, кто
прошел по комнате, не прислушивается к громкому разговору за стеной?
Мало кто из учащихся решится, положа руку на сердце, утверждать, что это
так. Воспитанию внимание в процессе обучения должно быть уделено
значительное место.
Надо научить школьника во время работы ставить перед собой ясные и
конкретные задачи - от маленьких и узких до больших и широких.
Не надо учителю увлекаться «двойками», можно отвратить ребенка от
музыки. Можно написать в дневнике «слабо», «плохо», «стыдно» или
нарисовать кружочек и сказать, что в следующий раз впишу туда плохую
оценку. Скорее всего, ученик придёт подготовленным к уроку. Надо ценить
своё «пять» и не ставить хорошую оценку просто так. Пусть это будет
действительно заслуженно или в особом случае поощрения.
Интерес, любовь к музыке, инициатива и воля - вот что движет в работе
учащегося. Не ради техники он должен заниматься много часов в день, а
музыка должна рождать потребность в занятиях, а отсюда - и саму технику.
Наряду со сложными сочинениями, требующими напряжения всех сил
ученика, в план следует включать и более лёгкие для него, которые могут
быть быстро разучены. Продуманно подобранный учебный материал
способен оказать влияние на черты характера ребенка. Застенчивым и
робким детям надо стараться задавать произведения жизнерадостные,
жизнеутверждающие, темпераментные, а замкнутым, скрытным детям можно
помочь избавиться от комплексов подбором таких сочинений, в которых
эмоциональное исполнение напрашивается само собой.
Первые годы воспитания пианиста являются тем своеобразным этапом,
на котором постепенно раскрываются особенности обще музыкального
развития ребенка. В процессе воспитания - обучения учащегося в младших
классах остро встают вопросы музыкально-творческого и психологического
контакта педагога с учеником. И стороны этого контакта в равной степени
влияют на творческое развитие ученика и на профессиональный уровень
преподавания. Что же является источником сближения учащегося с
педагогом на общей основе увлеченности музыкой, стремления познать и
раскрыть ее художественные богатства?
У вдумчивого педагога такое сближение происходит на всех этапах его
работы с учащимся над музыкальным произведением. Чем методически
последовательнее он ведет своего воспитанника к «секретам» овладения
произведением, тем активнее развиваются исполнительское внимание и
творческая воля учащегося. Нередко безынициативность и вялость учащегося
является следствием ремесленной работы педагога, не сумевшего пробудить
у него интерес к музыке и ее исполнению.
Зная общие и музыкально-психологические особенности развития
учащихся и уже имеющиеся в его опыте элементарные навыки восприятия и
исполнения музыки, педагог должен улавливать реакции учащегося на
поставленные перед ним творческие и учебные задачи. Если в начале
обучения учащиеся воспринимают музыку непосредственно и конкретно, то
ко 2-3-му классу появляется способность к опосредствованному познанию
музыки, в котором сочетаются образно-эмоциональное и логически
смысловое ее восприятия. Ученик начинает лучше слышать музыку, он уже
понимает, что красота гармонических звучаний в «Андантино» А.Хачатуряна
обусловлена ладовыми и тональными сопоставлениями в сопровождении,
способствующими выразительному интонированию мелодии. Постепенно у
учащегося появляется оценочное отношение к исполняемому им
произведению. Чувственное восприятие становится чувственно-логическим.
Общаясь с учащимися, педагог должен выявить особенности дарования
своего воспитанника, понять причины недостатков в исполнении
разучиваемых произведений. На этой основе зарождается индивидуальный
подход к отбору форм и приемов воздействия на учащегося, важного для
успешного продвижения в музыке. Что же в первую очередь должен
учитывать педагог в индивидуальной работе с учениками?
Исходя из возможностей:
Особенности физиологического строения руки (педагог должен
внимательно осмотреть двигательный аппарат и учесть при работе
с учащимися встречающиеся в анатомо-физиологическом
строении руки отклонения: слишком короткие пальцы,
«проваливающиеся косточки», плохая подвижность первого
пальца, негнущиеся безымянный палец и мизинец,
диспропорциональная длина пальцев отсутствие мышечной
гибкости и.т.д.);
Особенности памяти, наличие такого психологического процесса,
как запоминание (бывает слабая, короткая, непрочная память или,
наоборот, цепкая, отличная, прочная память. У некоторых хорошо
развита зрительная память, но очень слабая или вовсе отсутствует
слуховая или двигательная память;
Данные слухового аппарата: «тихий голос», воспроизведение
мелодии голосом, острота музыкального слуха.
Исходя из особенностей учащихся:
Педагог должен учитывать присущие учащимся некоторые ярко
выраженные черты характера: вспыльчивость, равнодушие, лень,
флегматичность, деловитость, спокойствие и.т.д.
Педагог должен учитывать особенности музыкальных данных
учащихся (бывает, что какие-то способности более развитые, а
какие-то - менее. Педагог должен дифференцировать их и,
соответственно управлять развитием всех способностей в нужном
направлении).
Исходя из способностей учащихся:
Состояние внутреннего слуха (умение слышать и запоминать).
Ритмическое восприятие (чувство ритма, метрического дробления,
чувство временных соотношений).
Способность синтезировать двигательный аппарат, слуховой,
мысленную музыкальную деятельность и работу органов зрения
(педагог должен воспитывать и способствовать развитию
внутреннего слуха, памяти ритмической, слуховой, зрительной,
двигательной, мышечной, т.е. из чего складывается, в целом
музыкальная память, музыкального мышления, музыкального
восприятия и музыкальных представлений, учение пропускать
музыку «через себя» и глубоко прочувствовать и отреагировать на
нее).
Нельзя довольствоваться способностями ученика, его умением
схватывать все на лету. Подобную творческую увлеченность учащегося надо
всячески поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы
работы над деталями авторского текста, трудностями фортепианной
фактуры, овладение которыми будет способствовать росту его рабочей
исполнительской самостоятельности. Вот такое умение сочетать вдохновение
с постоянно зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки
является одним из условий творческого сближения педагога и ученика.
Педагог должен проявить исключительный такт и выдержку при оценке
отрицательных сторон услышанного. Упреки или оскорбления в адрес
ученика, даже в случае лености последнего, не способствуют усилению
авторитета педагога и рождают у ученика чувство неуверенности в себе,
подавляют его инициативу.
Творческие задатки ребенка это: музыкальный слух, ритм, память,
реакция на музыку, особенности его нервной системы, физические данные.
Редко у кого эти качества сочетаются в одинаковой степени, чаще по-
разному.
Развитие музыкальных данных - есть не что иное, как умение
чувствовать красоту и выразительность музыки.
С этим связана заинтересованность ученика в занятиях. Для того чтобы
справиться с задачей, преподаватель должен выбрать интересный
музыкальный материал, увлекательно и увлеченно рассказывать о
содержании данного произведения, добиваться, чтобы ученик больше слушал
разнообразную музыку с последующим обсуждением (концерты, лектории и
т.д.). Кроме того неоднократное проигрывание учителем (особенно в
младших классах) как целого произведения, так и отдельной фразы должно
способствовать развитию умения выделять из произведения наиболее
интересные места и главную мысль.
Работа по выявлению и развитию музыкальных данных ребенка требует
от преподавателя большого терпения, внимательного отношения к ученику.
Не следует спешить с определением не музыкальности. Кропотливая и умелая
работа часто дает хорошие результаты.
Развитие слуха направлено на восприятие отдельных звуков,
определение их высоты, восприятие мотива, мелодии простой и
полифонической. Основные средства развития слуха: пение простейших
песенок в разных тональностях, транспонирование песенок, спеть звук и
уметь найти его на клавиатуре, запоминание коротких мотивов и пропевание
их. Все это осуществляется в начальном периоде обучения. Следует
добиваться, чтобы вся работа за инструментом протекала при неустанном
контроле слухом.
Практика показывает много примеров развития музыкального слуха даже
у детей, у которых в начале обучения он был весьма ограничен.
Память и сценическое поведение.
Известно, какое большое значение имеет музыкальная память.
Знание всех приёмов и таинств мастерства, владение исполнительским
аппаратом – это еще не всё. Нужно уметь лучшие свои исполнительские
качества донести до слушателя. Далеко не каждый ученик играет сольно на
сцене так же хорошо , как дома или в классе. Но этому тоже надо учиться – в
этом и заключается подлинный артистизм музыканта.
Различают память слуховую, логическую, двигательную, зрительную.
Память поддается развитию. Важно изучить все свойства памяти каждого
ученика и в соответствии с этим развивать ее. Для успешной работы важно,
чтобы были развиты все виды памяти. Часто дети запоминают расстановку
пальцев, но не осмысливают содержание произведения. Нужно сказать, что
начало эстрадной боязни часто возникает оттого, что отказывает «моторика»
на эстраде, а ученик не знает, почему это случилось. Постепенно боязнь
усиливается, выступления превращаются в сплошную пытку. Причина такой
боязни кроется, как правило, в том, что ребенок неверно заучил на память все
произведение. Поэтому учитель должен обратить внимание ученика и указать
ему на ошибки при разборе. Надо предложить ученику сыграть произведение
с разных мест, пропеть мелодические контуры и т.д. Ученик быстро
убеждается, что произведения он не знает. Произведение должно быть и на
«слуху» и в голове, и «в пальцах» - тогда при наличии собранности и
активности исполнение будет хорошим.
При разучивании наизусть необходимо прежде всего вникнуть в
сущность образа, в логику мелодического, ладогармонического и
полифонического развития.
Произведение должно увлекать, оно должно нравиться.
При запоминании должна быть максимальная активность слуха. Есть два
вида запоминания: осмысленное запоминание и непроизвольное, т.е. когда в
основном выручает моторика.
Естественно, что перед и во время выступления у человека возникает
состояние беспокойства. Это творческое волнение, какое всегда бывает перед
выполнением ответственного дела. Без волнения не придёт и вдохновение.
Но оно не должно быть стихийным , бесконтрольным. Хорошо, когда артист
владеет собой, не даёт эмоциям захлестнуть себя. Прежде всего должна быть
«чистая совесть», т.е. хорошее знание музыкального материала, правильная
подготовка перед выступлением (не наигрываться в день концерта, режим,
распорядок дня и др.факторы). ученикам на случай забывчивости теста на
сцене заранее можно разделить пьесу на эпизоды и уметь начинать с любого
раздела.
Конечная цель нашей работы - научить школьника передавать
содержание произведений. Для этого надо научить воспринимать
особенности мелодического рисунка ритма, динамики, общего настроения
музыки.
Я считаю, нельзя требовать от учащихся начальных классов
эмоциональной насыщенности звучания при исполнении. Хорошо, если
исполнение будет соответствовать психике ребенка. Маленькие ученики
могут играть с «настроением», обдумав каждую часть произведения и
разделив его на фразы, в которых отражается детская психология. Задача
педагога - помочь ученику понять произведение, проникнуться его музыкой,
его настроением.
В развитии музыкальных способностей ребенка большое значение имеет
игра самого учителя, его заинтересованность в работе, умение заражать
ученика своими чувствами и отношение к произведению. Некоторые
педагоги считают, что они не должны проигрывать произведения сами, т.к. в
этом случае у их учеников не будет проявляться индивидуальность.
Такой способ разучивания может вылиться в простое натаскивание. С
этим трудно согласиться. Если такой метод показа и приведет к некоторому
подражанию ученика, то это не значит, что школьник не идет вперед в
овладении теми или иными умениями и навыками в музыкальном
образовании. В конечном счете у ученика постепенно развивается
самостоятельность.
Творческие задатки ученика развивает и внеклассная работа. Бывают
случаи, когда ученик на определенном этапе обучении музыке перестает
расти. В данном случае очень важно выяснить причины этого явления.
Обычно мы считаем, что ученик не работает, ленится и оказываем на него
давление (оценками, отношением, читаем подчас ему скучные нотации и
т.д.). Нередко педагог, увлеченный работой, особенно в период подготовки к
академическому концерту, не всегда вовремя замечает, что его интересы
перестали совпадать с интересами ребенка. Он старается сохранить в классе
дисциплину и не замечает перемен в музыкальных успехах и поведении
учащихся подросткового возраста. Особую чуткость преподаватель должен
проявить в переломный возраст ребенка. В данном случае важно знать и
домашнюю обстановку учащегося, важен и выбор репертуара для него.
Важны беседы с учениками и его родителями.
Хочу несколько слов сказать о так называемом «натаскивании». Прежде
всего следует иметь точное представление о том, что такое «натаскивание».
Не нужно путать частые занятия с учениками перед концертом или конкурсы
с «натаскиванием». Работая больше положенного времени с учениками,
педагог стремится развить его художественно, ищет пути наилучшего
исполнения им пьесы, устраняет недостатки. Такая работа дает ощутимые
результаты, конечно, при том условии, если и до этого были регулярные
занятия.
Но если ученик средних способностей по желанию педагога должен
предстать на экзамене, концерте или конкурсе в качестве талантливого
исполнителя, если ученик флегматичный получает задание сыграть пьесу с
«огнем», с «блеском» и если педагог по тем или иным причинам решает
добиться этих результатов «во что бы то ни стало», то это
И
будет
натаскивание.
Насильственно, путем многократных повторений педагог навязывает
ребенку свой план исполнения произведения, добросовестно заучивает с ним
все оттенки. Такой вид работы не правилен и приносит вред.
В младших классах «натаскивание» в какой-то мере оправдывается. В
старших же классах такой способ развития музыкальности очень вреден.
Ученик явно не справляется с музыкальными задачами произведений, у
него не развито собственное отношение к исполняемым произведениям.
Ученик должен играть в меру своих сил и возможностей, но он все время
должен чувствовать направляющую руку педагога.
О развитии творческого начала в процессе обучения игре на
фортепиано.
Работа над произведением является основой процесса обучения игре на
фортепиано. При изучении различных произведений учащиеся уже с первых
классов знакомятся с музыкальной речью, ее выразительным звучанием, ее
строением, приобретают первые исполнительские навыки, развивают
музыкальную память, исполнительское влияние, чувство музыкальной
формы. Оказывая на ученика определенное художественное влияние, педагог
вместе с тем должен вырабатывать у нег самостоятельность мышления,
стимулировать его творческую инициативу. Только при таком подходе к
развитию у школьника творческого начала исполнение впоследствии будет
содержательным.
Первые уроки надо начинать с бесед о музыке, стараясь сначала привить
к ней интерес, а затем и любовь. Красной нитью через все уроки с
начинающими проходит мысль, что музыка - это не просто набор звуков, а
искусство, отражающее думы, чаяния народа, переживания людей,
создающие картины природы и быта. Звук – это голос у певца или
инструментовка, подражание чему-либо (изображение чувств человека или
природные явления).
Еще до того, как ученик начинает изучать нотную грамоту, надо помочь
ему представить то, что выражается в музыкальных пьесах. Для этого ему
проигрываются яркие пьесы. Детям младшего возраста легче понять и
почувствовать содержание пьесы, когда они представляют себе «героя»
прослушанного или исполненного произведения и слышат в музыке
выражение - переживания этого героя. Вслушиваясь в музыку, чутко следя за
каждой интонацией, за каждым «душевным движением» воображаемого
героя, ученики лучше улавливают характер развития музыкального образа.
Эмоциональных и музыкальных от природы детей обычно искренне волнует
судьбы героя, они развивают свою фантазию и воображение настолько, что
рассказывают целые сказки или рассказы по теме прослушанной
музыкальной пьесы.
Первоначальный этап обучения имеет значение не только в
формировании постановки играющего и ознакомлении его с основными
техническими приемами и исполнительскими навыками, но и в
формировании зачатков его художественного вкуса. Если исправление
неверного технического приема требует значительного труда, то столь же
трудно бывает исправить испорченный художественный вкус или
ликвидировать отсталость в общем музыкальном развитии. Мелочи – важные
кирпичики для общего музыкального фундамента. Нужно видеть главное и
не распыляться в мелочах.
Стадия разучивания - решающая, она поглощает 9/10 того времени и
труда, которые затрагивает ученик на овладение данным произведением.
Основное содержание этой стадии - работа над пьесой по фрагментам,
техническое освоение и художественная отделка каждого из них. Целое
временно отходит на второй план, заслоняется поочередно то одной, то
другой деталью. Именно на основе тщательного изучения нотного текста
ученик сможет вникнуть в содержание музыкального произведения, в
типичные особенности музыкального образа. Разучивая произведение,
ученик должен при этом, по мнению Игумнова, «бесконечно вслушиваться в
музыку». Это то обязательное условие, без которого вникнуть в содержание
произведения совершенно невозможно. Только внимательно слушая себя,
ученик может добиться хорошего качества фортепианного звука, его
разнообразия, т.е. работать над одной из самых существенных сторон
музыкальной выразительности, без которой содержательность исполнения
совершенно немыслима. Большой ошибкой является иногда еще
встречающийся метод работы учащегося, когда произведение многократно и
механически проигрывается им с начала до конца. При этом учащийся
начинает мысленно отвлекаться, ему трудно бывает сосредоточиться на
содержании пьесы и тех или иных исполнительских задачах. О творческом
начале здесь, конечно, не может быть и речи. В результате трудные эпизоды
могут так и не получиться (на них специально не было направлено внимание
учащегося), а легкие эпизоды успеют настолько надоесть разучивающему,
что потеряют для него всякий интерес, художественный смысл. В конечном
итоге ученик утратит интерес к произведению еще до того, как он его
выучит.
Развитие воображения ученика и художественный образ
произведений.
Чем ниже музыкально-художественный уровень, т.е. данные интеллекта,
слуха, памяти, воображения, а также чисто технические способности ученика,
тем большую и более сложную проблему представляет для него и его
педагога работа над художественным образом. Очень важно научить ребенка
не только использовать предложенное педагогом, но и самому искать нужное
сравнение, нужный образ. Ученику, обладающему инициативным
воображением, сама жизнь дает материал, который ему нужен: случайно
брошенное восклицание, прочитанный рассказ, просмотренный спектакль,
прослушанный концерт - все это способно заставить работать фантазию.
Если воображение ученика бездействует, очень хорошо иногда задать ему
наводящий вопрос.
Играя Вариации можно пояснить, что когда смотришь в окно, -
происходит смена погоды и времён года. Можно сравнить со сменой нарядов
у куклы. Ученик сможет сделать музыку понятной только в том случае, если
сам поймет ее содержание. Например, в вариациях И. Литковой на тему
песни «Савка и Гришка» уместно сравнить музыку с тембром дудочки,
мычания коровы, тем самым пробудив умение ученика к поиску нужной
окраски звучания. Играющий должен настолько сродниться с созданным
образом, чтобы довести его до слушателей с таким темпераментом, с такой
убедительностью, как будто он, исполнитель, излагает свои чувства, свои
мысли, свои идеи. Поэтому следует отметить особе значение рациональной
составления индивидуальных планов учащихся и правильного соотнесения в
них художественной и инструктивно-тренировочной литературы.
Принцип составления индивидуальных планов требует учета
особенностей данного ученика (его одаренности, музыкальных и физических
данных, интеллекта, подвижности и т.д.), а также последовательности и
постепенности в его художественном и техническом развитии. В
индивидуальном плане не может, и не должно быть, как одностороннего
увлечения техническом материалом в ущерб музыкальному развитию
ребенка, так и игнорирования технического материала в ущерб Малейшая
фальшь или отклонение в своем поведении от требований не пройдут
незамеченными. Ребенок, как бы ни был мал, заметит слабые стороны своего
педагога, и авторитет последнего уменьшится. Личный пример педагога
является самым могучим средством воспитания. Очень валено с первой же
встречи найти правильный тон в обращении с учеником. Необходимо
помнить, что даже у маленького ребенка есть самолюбие и чувство
собственного достоинства, которые надо уважать и ни в коем случает не
ущемлять.
Таланты
создавать
нельзя,
но
можно и нужно создавать среду для
их проявления и роста».
Г.Г.Нейгауз.
Ансамблевое музицирование
Ансамбль - слово французское – «вместе».
Игра в ансамбле предполагает дружеское настроение. Здесь ученик –
полноценный исполнитель. Отдельно – все солисты, а вместе в игре часто
возникают проблемы. Это единый организм. Доказана неоспоримая польза
данного вида музицирования – развивает эмоциональную отзывчивость и
музыкальность, снижает страх, зажатость, т.к. исполнитель не один, а со
сверстником.
Одноголосные песенки с аккомпанементом педагога ученик играет в четыре
руки с первых уроков. Эскизный вариант подходит для работы в классе; чем
больше ансамблей проходит ученик, тем лучше, отшлифованность не
требуется. В ансамбле формируется умение слышать другого, что важно
для развития музыкального мышления. Яркие образы будят художественное
воображение ученика.
В ансамбле принимаются коллективные решения по выбору штриха,
темпа, характера, исходя из образа. В моём классе я занимаюсь со всеми
учениками
ансамблевым
музицированием.
Проходим
песни
из
мультфильмов
и
наиболее
часто
исполняемые
пьесы
из
известных
хрестоматийных сборников, такие как «Колыбельная» И.Дунаевского,
«Бульба» украинская народная песня, «Сурок» Л.Бетховена, «Весёлая
карусель» В. Фадеева, «Забытый вальс» А. Красильщиковой, «Карлсон» Ю.
Весняка
и др. В пьесе «Сурок» ученик учится слышать трёхдольную
пульсацию в партии педагога. При исполнении пьес для двух фортепиано
возможности всей клавиатуры в динамическом плане шире, нежели в четыре
руки, где используется лишь половина клавиатуры и педализирует только
один ученик, а не два.
Важные задачи в ансамбле – чутьё ауфтакта, чувство плеча,
синхронность звучания и работа над синхронным началом, единство
темпоритма, штрихов и фразировки.
Список использованной литературы
А.Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
С.Савшинский. Пианист и его работа. А: Советский композитор,
1961.
Н.А.Сухомлинский. О воспитании. М: Политиздат, 1973.
М.Фейгин. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М:
Музгиз, 1965.
Курс общей психологии. Сост. М.Рогов. 1995.
Б.Теплов. Психология музыкальных способностей М-Л 1947.
Л.С.Выготский «Вопросы детской психологии». М:Союз, 2006.