Автор: Мешкова Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 38
Приморского района Санкт-Петербурга
Отделение дошкольного образования детей
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ
МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Музыкальный руководитель:
Мешкова О.С.
Санкт-Петербург
2022
Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской
музыкальной
деятельности:
восприятием
музыки,
исполнительством
и
творчеством.
Под дидактической игрой подразумевается такая деятельность, смысл и цель
которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры,
следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну
характерную особенность: цель музыкально-дидактических игр – учить детей
тренировать и развивать их музыкальные способности.
Поскольку
в
дидактических
играх
задачи
музыкального
воспитания
сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они
являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного
возраста.
Музыкально-дидактическая имеет особое педагогическое значение.
ОНА –
Фактор развития ребенка;
Способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;
Щадящая форма обучения ребенка важным для него умениям и
навыкам;
Способ ознакомления ребенка с широким спектром видов музыкальной
деятельности;
Мягкая коррекция воспитания ребенка и незаметное вовлечение его в
ценностные для него отношения;
Деликатное
диагностирование
социально-психологического
и
музыкального уровня развития ребенка;
Способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.
Содержание, задачи и структура музыкально-дидактических игр.
Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление
какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно
установленная ЗАДАЧА, которая подчинена собственно дидактической цели.
Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес
детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести, в основном, к
нескольким видам:
1)
Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с
возрастом детей);
2)
Различать длительности звуков (дети по ритмическому рисунку
определяют название песни или наоборот);
3)
Различать
тембр
музыкальных
инструментов
(дети
угадывают
инструмент, прослушав, как он звучит);
4)
Различать динамику звучания, темп;
5)
Различать характер музыкального произведения;
6)
Различать жанры музыкальных произведений.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в
играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.
Игра должна возбуждать у них интерес, привлекать их внимание.
Структура музыкально-дидактических игр включает в себя:
1.
Задачу.
2.
Действие.
3.
Правило.
4.
Результат игры.
Действие – самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без
деятельности осуществление цели игры было бы «сухим», оно скорее отпугивало
бы детей, чем привлекало их. Действие в игре – это единственный способ
выполнения задачи в игре. Оно может быть разнообразным, но обязательно
подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры, и быть
занимательным и увлекать вплоть до окончания игры.
Правила
являются
необходимой
частью
дидактической
игры.
Они
определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не
должен делать.
Результат
игры.
Каждая
музыкально-дидактическая
игра
имеет
определенный конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Результат, заключение музыкально-дидактической игры нужно оценивать с двух
точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения музыкального руководителя.
Организация и проведение музыкально-дидактической игры.
Музыкально-игровые методики требуют тонкого подхода педагога к их
применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик
музыкальной игры: с одной стороны, ребенок свободен поступать, как ему
вздумается в процессе принятия решений, а с другой – музыкально-дидактическая
игра требует от него подчинения правилам.
Каждую музыкально-дидактическую игру условно можно разделить на три
основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.
Педагог
организует
игровое
пространство,
объясняет
процесс
игры,
подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество
участников
и
создает
условия
для
их
самовыражения,
самоутверждения
самопознания, а главное, для того, чтобы детям в игре было легко и комфортно.
Организуя любую музыкально-дидактическую игру, важно рассматривать
каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое «я». Игра
должна соответствовать возрасту детей, используемые в игре пособия и атрибуты
должны быть эстетичны, удобны и безопасны.
В организации и проведении музыкально-дидактической игры важен способ
ее объяснения детям. Желательно начинать объяснение не с названия и пересказа
содержания, а с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией.
Лучшим вариантом можно считать объяснение по ходу игры.
Главенствующая роль в успешном проведении музыкально-дидактической
игры
принадлежит
музыке,
которая
должна
соответствовать
принципам
художественности и доступности.
Воздействие музыки на ребенка в проведении игры многогранно, так как оно:
Способствует
эстетическому
воспитанию
и
формированию
положительных эмоций детей;
Воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;
Повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах) и работоспособность организма в целом.
В процессе проведения музыкально-дидактических игр важно использовать
диалог между педагогом и детьми, т.к. это помогает детям концентрировать
внимание
на
происходящем.
Необходимо
регулировать
темп
некоторых
музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем
настроении.
При подведении итогов игры необходимо помнить о том, что выйти из игры
каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости
от участия в ней.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития
музыкальной деятельности детей. Ценность этих игр в том, что они доступны
детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В
результате
дети
не
только
получают
необходимые
знания
об
основах
музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмический оркестр».
Цель игры: формировать у детей способности к объединению различных
видов музыкальной деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах),
основываясь на полученных ранее знаниях.
Музыкальный материал: ритмическая народная песня «Андрей-воробей».
Дидактический материал: палочка для дирижера, ударные инструменты.
Методика организация игры: педагог делит детей на 4 равные подгруппы
(по 4 – 6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у
каждой
подгруппы
однородные
ударные
инструменты
(бубны,
ложки,
погремушки, трещотки). В центре квадрата стоит дирижер. Все дети исполняют
песню «Андрей – воробей». По указанию дирижера (конкретный жест),
обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и
играет на музыкальных инструментах.
Усложнить игру можно ускорением темпа, а также использованием
одновременного звучания всего оркестра (2 руки дирижера, поднятые вверх).
Примечания:
1.
Педагог должен обращать особое внимание на то, чтобы пение детей
было протяжным, спокойным.
2.
При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение.
3.
В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой
ребенок по желанию.
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка».
Цель игры:
Дать детям представление о постепенном восходящем и
нисходящем движении мелодии.
Музыкальный материал: попевка из «Музыкального букваря» «Лесенка».
Дидактический материал: восьмиступенчатая лесенка и игрушка.
Методика организация игры:
1.
Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни
ступеньках и лесенках.
2.
Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной
музыкальной лесенке, где ступеньки- это музыкальные звуки.
3.
Детям предлагается прослушать движение звуков вверх и вниз по
ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку, сопровождая
ее высотным тактированием).
4.
Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
5.
Для закрепления представлений детей о поступенном движении
мелодии вверх или вниз педагог использует наглядность (лесенку и
фигурку, которая перемещается по ней).