Напоминание

«Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр"


Автор: Мешкова Ольга Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 38

Приморского района Санкт-Петербурга

Отделение дошкольного образования детей

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».

Музыкальный руководитель:

Мешкова О.С.

Санкт-Петербург

2022

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской

музыкальной

деятельности:

восприятием

музыки,

исполнительством

и

творчеством.

Под дидактической игрой подразумевается такая деятельность, смысл и цель

которой дать детям определенные знания и навыки. Дидактические игры,

следовательно, это игры, предназначенные для обучения.

Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну

характерную особенность: цель музыкально-дидактических игр – учить детей

тренировать и развивать их музыкальные способности.

Поскольку

в

дидактических

играх

задачи

музыкального

воспитания

сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они

являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного

возраста.

Музыкально-дидактическая имеет особое педагогическое значение.

ОНА –

Фактор развития ребенка;

Способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;

Щадящая форма обучения ребенка важным для него умениям и

навыкам;

Способ ознакомления ребенка с широким спектром видов музыкальной

деятельности;

Мягкая коррекция воспитания ребенка и незаметное вовлечение его в

ценностные для него отношения;

Деликатное

диагностирование

социально-психологического

и

музыкального уровня развития ребенка;

Способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

Содержание, задачи и структура музыкально-дидактических игр.

Содержание музыкально-дидактической игры – это всегда осуществление

какой-либо задачи. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно

установленная ЗАДАЧА, которая подчинена собственно дидактической цели.

Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес

детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.

Задачи музыкально-дидактических игр можно свести, в основном, к

нескольким видам:

1)

Различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с

возрастом детей);

2)

Различать длительности звуков (дети по ритмическому рисунку

определяют название песни или наоборот);

3)

Различать

тембр

музыкальных

инструментов

(дети

угадывают

инструмент, прослушав, как он звучит);

4)

Различать динамику звучания, темп;

5)

Различать характер музыкального произведения;

6)

Различать жанры музыкальных произведений.

При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что задачи в

играх в каждом случае должны соответствовать возрастным возможностям детей.

Игра должна возбуждать у них интерес, привлекать их внимание.

Структура музыкально-дидактических игр включает в себя:

1.

Задачу.

2.

Действие.

3.

Правило.

4.

Результат игры.

Действие – самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без

деятельности осуществление цели игры было бы «сухим», оно скорее отпугивало

бы детей, чем привлекало их. Действие в игре – это единственный способ

выполнения задачи в игре. Оно может быть разнообразным, но обязательно

подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры, и быть

занимательным и увлекать вплоть до окончания игры.

Правила

являются

необходимой

частью

дидактической

игры.

Они

определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и что не

должен делать.

Результат

игры.

Каждая

музыкально-дидактическая

игра

имеет

определенный конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат, заключение музыкально-дидактической игры нужно оценивать с двух

точек зрения: с точки зрения детей и с точки зрения музыкального руководителя.

Организация и проведение музыкально-дидактической игры.

Музыкально-игровые методики требуют тонкого подхода педагога к их

применению, который обусловлен сочетанием противоречивых характеристик

музыкальной игры: с одной стороны, ребенок свободен поступать, как ему

вздумается в процессе принятия решений, а с другой – музыкально-дидактическая

игра требует от него подчинения правилам.

Каждую музыкально-дидактическую игру условно можно разделить на три

основных этапа: пролог, непосредственное проведение игры, анализ игры.

Педагог

организует

игровое

пространство,

объясняет

процесс

игры,

подбирает дидактический и музыкальный материал, отбирает нужное количество

участников

и

создает

условия

для

их

самовыражения,

самоутверждения

самопознания, а главное, для того, чтобы детям в игре было легко и комфортно.

Организуя любую музыкально-дидактическую игру, важно рассматривать

каждого ребенка как индивидуальность, способную проявить свое «я». Игра

должна соответствовать возрасту детей, используемые в игре пособия и атрибуты

должны быть эстетичны, удобны и безопасны.

В организации и проведении музыкально-дидактической игры важен способ

ее объяснения детям. Желательно начинать объяснение не с названия и пересказа

содержания, а с беседы, которая должна быть связана с игровой ситуацией.

Лучшим вариантом можно считать объяснение по ходу игры.

Главенствующая роль в успешном проведении музыкально-дидактической

игры

принадлежит

музыке,

которая

должна

соответствовать

принципам

художественности и доступности.

Воздействие музыки на ребенка в проведении игры многогранно, так как оно:

Способствует

эстетическому

воспитанию

и

формированию

положительных эмоций детей;

Воспитывает и развивает музыкальный слух и чувство ритма;

Повышает качество знаний, исполнительскую культуру детей (пение,

музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных

инструментах) и работоспособность организма в целом.

В процессе проведения музыкально-дидактических игр важно использовать

диалог между педагогом и детьми, т.к. это помогает детям концентрировать

внимание

на

происходящем.

Необходимо

регулировать

темп

некоторых

музыкальных игр, не допускать ненужных пауз, вести игру в хорошем

настроении.

При подведении итогов игры необходимо помнить о том, что выйти из игры

каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости

от участия в ней.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития

музыкальной деятельности детей. Ценность этих игр в том, что они доступны

детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В

результате

дети

не

только

получают

необходимые

знания

об

основах

музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический оркестр».

Цель игры: формировать у детей способности к объединению различных

видов музыкальной деятельности (пение и игра на музыкальных инструментах),

основываясь на полученных ранее знаниях.

Музыкальный материал: ритмическая народная песня «Андрей-воробей».

Дидактический материал: палочка для дирижера, ударные инструменты.

Методика организация игры: педагог делит детей на 4 равные подгруппы

(по 4 – 6 человек), каждая из которых образует сторону квадрата. В руках у

каждой

подгруппы

однородные

ударные

инструменты

(бубны,

ложки,

погремушки, трещотки). В центре квадрата стоит дирижер. Все дети исполняют

песню «Андрей – воробей». По указанию дирижера (конкретный жест),

обращенному к какой-либо подгруппе детей, она исполняет данную фразу песни и

играет на музыкальных инструментах.

Усложнить игру можно ускорением темпа, а также использованием

одновременного звучания всего оркестра (2 руки дирижера, поднятые вверх).

Примечания:

1.

Педагог должен обращать особое внимание на то, чтобы пение детей

было протяжным, спокойным.

2.

При сочетании пения с игрой, игра не должна заглушать пение.

3.

В качестве дирижера сначала выступает педагог, а потом любой

ребенок по желанию.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка».

Цель игры:

Дать детям представление о постепенном восходящем и

нисходящем движении мелодии.

Музыкальный материал: попевка из «Музыкального букваря» «Лесенка».

Дидактический материал: восьмиступенчатая лесенка и игрушка.

Методика организация игры:

1.

Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни

ступеньках и лесенках.

2.

Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной

музыкальной лесенке, где ступеньки- это музыкальные звуки.

3.

Детям предлагается прослушать движение звуков вверх и вниз по

ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку, сопровождая

ее высотным тактированием).

4.

Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

5.

Для закрепления представлений детей о поступенном движении

мелодии вверх или вниз педагог использует наглядность (лесенку и

фигурку, которая перемещается по ней).



В раздел образования